24.07.2024
#доклад
#конференция
42

Гоголь Н.В. «Шинель», краткий анализ повести, жанр, смыслы

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. История создания
  2. Смысл названия
  3. Литературный анализ произведения
  4. Чему учит?
  5. Критика

История создания

Повесть «Шинель» включили в 3-й том собраний сочинений писателя. Тираж был отпечатан в декабре 1842 г., в конце января 1843 г. ее уже отправили жаждущим читателям. Гоголь нашел сюжет для истории в анекдоте. Герой анекдота — бедный чиновник, любящий охоту. По-настоящему поохотиться при отсутствии хорошего оружия не получалось. Герой решил копить на ружье. Копил половину жизни. После покупки сел на корабль и отправился домой. Но на Финском заливе случилась буря и вещи пассажиров пострадали. Многие лишились пожитков. Утонуло и ружье. Это так расстроило мечтателя, что он умер. Но это лишь одна из версий. Согласно другой, коллеги чиновника скинулись и купили ему вожделенное ружье.


Но Гоголь возможность простого решения проблемы отбрасывает. Герою недостает средств на покупку новой одежды и после помощи коллег. Он пишет, удаляет и вновь пишет историю о человеке, столкнувшемся с несправедливостью жизни и решившем побороться, пусть и после кончины.


Первые варианты повести появились еще в 1841 г. Гоголь в то время трудился над историей об Италии и не мог уделять повествованию должного внимания, писал преимущественно в сатирической форме, позже в повесть вкрался сентиментализм. Юмор уступил место поискам решения социальных противоречий, свойственных окружающему Гоголя обществу.


Задумка сформировалась еще в 1839 г. Но анекдот рассказали писателю в 1834 г. Любопытно, что при прослушивании анекдота, он единственный не смеялся, сохраняя серьезное выражение лица. Семь лет на написание повести — немалый срок. Но Гоголь объяснял его отсутствием идей для имени героя. Фамилия героя из Тишкевич превратилась в Башмакевич и Башмачкин. Продолжительное время Гоголь не мог прописать характер персонажа. Окончательный вариант появился исключительно под давлением редактора, уставшего ждать от Гоголя обещанного текста. «Шинелью» завершился цикл «Петербургских повестей».

Смысл названия

Повесть «Шинель» названа так не случайно. Шинель из обычного предмета гардероба, имеющегося у каждого, становится мерилом достоинства человека, придает герою сил и задора жить. По этой причине ей отведено главное место в повествовании.

Акакий Акакиевич Башмачкин — бедный чиновник с жалованьем в 400 рублей в год. Он кормит себя и платит за квартиру из последних сил. Нехватка денег заставляет его планировать все траты на годы вперед. Одежду носит самую плохую, еду потребляет простую и дешевую. 

Башмачкину кажется, что он вполне справляется со своей жизнью. Но однажды с ним случается трагедия. Его старая шинель расползается по швам. Покупка новой одежды является непозволительной роскошью, из бюджета понадобится изъять 80 рублей. Сумма неподъемная. Но герой справляется, он урезает свой рацион, усердно трудится и получает на работе премию. Он заказывает пошив шинели. Радость героя велика, но непродолжительна. В темном переулке его останавливают разбойники и отнимают шинель. 


Кража явление неприятное, но большинство людей забывают о ней и живут дальше. Большинство, но не Акакий Акакиевич. Для него потеря шинели — это потеря уверенности в себе, достоинства, сил жить. Герой приступает к поиску ответственных лиц и помощников. Сначала тревожит пристава, но не получает отклика. Потом жалуется старому генералу. Генерал — «значительное лицо». Но сытый голодного не поймет. Опечаленный потерей и продрогший на зимнем ветру, Башмачкин заболевает и умирает. После его смерти, в переулке, где мужчину лишили самой ценной вещи в жизни, появляется призрак, требующий от встречных возврата шинели.

Литературный анализ произведения

Повесть «Шинель» входит в школьную программу по литературе. Анализ ее помогает лучше понять замысел автора и эпоху. Повествование делится на две части — первая связана с отказом от ремонта старой шинели и покупкой новой, вторая — это фантастический финал и месть, совершенная «Значительному лицу».

Жанровое своеобразие

Чтобы вызвать у читателей сочувствие, а может, и скупую слезу, Гоголь использует особый повествовательный прием — пишет историю жизни Акакия Акакиевича в манере, схожей с той, в какой писались жития святых. Башмачкин — мученик. Понимание этого приходит с первых строк, едва читателю описывают личико новорожденного младенца — сморщенное, исполненное страданиями. В дальнейшем читателю рассказывают о трудностях выбора имени героя и предназначении его. Титулярный советник — это не мечта героя, а его судьба. 


Подчеркивая образ мученика, святого, писатель описывает будни персонажа, его рутинную работу, вечера, проводимые за переписыванием бумаг. Святые постоянно переписывали священные книги, отсюда и аналогия.


Сюжет завязан на покупке новой шинели. Ранее смысл жизни герой видел в добросовестном выполнении своих обязанностей, ежедневном походе на работу и обратно. Но узнав, что старая шинель не подлежит ремонту, он думает только о покупке новой и деньгах, необходимых для этого. Новая шинель становится новым смыслом жизни.


Сюжет начинает развиваться после кражи одежды. Двигателем его становятся метания героя в поисках защиты и справедливости. Но обратившись к сильным, наделенным властью людям, герой осознает ничтожность, относительно большого мира. Он обречен страдать, не находя утешения ни у друзей, ни у представителей закона.

Герои, образы и их взаимосвязь в произведении

Акакий Башмачкин — главный герой повести «Шинель». Он занимает должность титулярного советника. Внешность — непримечательная. У героя рябое лицо, маленькие глаза, небольшой рост, лысина, морщины, рыжие волосы. Имя дали по отцу. Мать долго не могла придумать младенцу имя. В процессе выбора он корчил рожицы и плакал. Увидев это, родительница сразу решила, что сын — вылитый папаша, а тот был титулярным советником.


Возраст — пятьдесят лет, возможно, старше. Характер работы — переписывание бумаг. Занятость — ежедневная, работает до поздней ночи. Денег за работу получает немного, что не позволяет этому человеку замечать радости окружающей жизни. Его мысли сосредоточены на ценах и попытках сэкономить. Рваная шинель становится крахом его маленького мирка, рушатся планы.


Другие действующие персонажи:

  1. Портной Петрович. Из бывших крепостных. Любит выпить, но трудолюбив и хорошо знает свое дело. Башмачкин является его постоянным клиентом.
  2. Значительное лицо — генерал, старый товарищ. Личность без имени. К нему герой обращается в поиске справедливости, но ничего не добивается. Его прогоняют. Значительное лицо не любит общаться с людьми, потому просьба Акакия Акакиевича выводит его из себя.
  3. Привидение. Значимый для понимания философского подтекста повести персонаж. Появляется после кончины Башмачкина на месте его ограбления. У привидения внешность героя. Занимается оно тем, что отнимает верхнюю одежду прохожих. Однажды на пути призрака встает Значительное лицо. Лишив его шинели, призрак успокаивается и в дальнейшем прохожие перестают его бояться.

Менее значимые персонажи — столоначальник, к которому Акакий Акакиевич отправился в гости, хозяйка квартиры, посоветовавшая искать помощи у частного пристава, грабители. Люди с усами — запомнились Башмачкину. Коллеги по работе, собравшие Башмачкину деньги на покупку новой шинели.

Конфликт и способы его разрешения

Конфликт произведения завязан на противостоянии мира и человека, не занимающего значительной позиции в обществе. Гоголь, подобно его современникам, например, Пушкин писал об этом в «Станционном смотрителе», Карамзин в «Бедной Лизе», рассказывает читателю о сложностях, переживаниях простого человека без денег, власти и положения. Такие люди часто обезличиваются и кажутся недостойными называться героями произведений. Но Гоголь показывает, что и «маленький человек» — это все равно человек. У героя есть история, собственный жизненный уклад, привычки, интересы и переживания.


Сюжет построен так, что читателю показывают противостояние «маленького героя» и «большого мира», чиновника, о существовании которого никто не подозревает и людей, наделенных властью, но не готовых учитывать чувства других.


Главный герой не подозревает, что жизнь бывает не нишей и серой, а богатой, сытой и яркой. Но после появления новой шинели окружающий мир окрашивается. Потеряв ее, он возвращается к прежнему состоянию. Невнимательность окружающих к судьбе Башмачкина демонстрирует читателю бездушность и безразличие общества к людям, не имеющим положения и власти.


Разрешить конфликт «маленького человека» и «большого мира» при жизни героя повести не удалось. Башмачкин так и не обретает ни покоя, ни счастья. Но после смерти ему на помощь приходит провидение, превращающее его в призрак, позволяющее самому вершить справедливый суд.

Художественное своеобразие

Художественное своеобразие повести проявляется в:

  • наличии жалкого и комичного героя, самое значительное событие в жизни усматривающего в покупке одежды;
  • создании писателем ироничного контраста между предметом и средствами словесного описания (достигается за счет использования возвышенных выражений);
  • косноязычности героя;
  • фантастическом финале.

Рисуя забавные ситуации, ставя героя в неловкое положение, Гоголь стремится вызвать улыбку читателя, но в действительности заставляет искать глубокие смыслы. Встать на защиту чего-то, пусть и важного для себя, способны не все. Гоголевский герой смог.

Авторская оценка и нравственный смысл

Закончив произведение на фантастической ноте, Гоголь показал бунт героя. Он позволяет персонажу шанс на отмщение за прошлые невзгоды, перенесенные по вине общества. Наводя страх на прохожих, призрак Башмачкина, пытается показать и свои страхи, никем не замеченные при жизни героя.


Пока другие жили в довольстве и видели смысл жизни в покупке жареной курочки или очередной кареты, гоголевский персонаж жил ради выживания. Смерть освободила его и одновременно помогла наказать тех, кто не замечает окружающих людей.

Нравственный смысл произведения заключается в призыве к переменам. Людям следует проявлять друг к другу сочувствие и внимательность. Всякая жизнь важна и все мелочи, ее составляющие, представляются важными. Для кого-то смысл жизни во вкусной еде, а кому-то для счастья достаточно новой шинели. Не следует обесценивать чужие желания.

Чему учит?

Рассказав историю жизни и борьбы героя, Гоголь пытается научить читателей состраданию и эмпатии. Одновременно он учит упорству и трудолюбию, показывает, что даже человек без власти и положения не должен сдаваться. Важно прилагать все усилия, на которые способен. Достичь результата иным способом не получится. Башмачкин оказался бессилен изменить общество, но нашел силы на борьбу.

Гоголь говорит о высшем суде. Злодеяния воздадутся тем, кто вершит их в мирской жизни. Маленькие люди достойны счастья и радости.

Критика

После первой публикации «Шинель» не обрела значительной популярности. Критика старательно обошла ее стороной, в момент появления на литературном рынке уже существовали аналогичные произведения. В 1847 г. Аполлоном Григорьевым было сделано переосмысление образа Башмачкина. Критик говорит о гоголевском герое, как об обмелевшем Божьем создании, шинель стала пределом желаний и силой, способной к уничтожению. Шинель стала трагической судьбой существа, подобного Богу. 


В 1885 г. француз Эжен Мельхиор Де Вогюэ написал статью, в которой употребил фразу, позже приписанную Достоевскому. Люди, согласно автору статьи, частично гоголевские Башмачкины. Фразу, хоть и приписывают Достоевскому, но ряд критиков, считает, что подобное мог произнести любой писатель-реалист, вдохновленный силой образа, созданного Гоголем в «Шинели».

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту