13.11.2024
#доклад
#конференция
42

Имажинизм в литературе серебряного века

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение понятия «имажинизм», происхождение имажинизма
  2. Основные особенности имажинизма
  3. Представители имажинизма в литературе серебряного века

При написании этой статьи у нашей команды из копирайтера, редактора, контент-менеджера и эксперта в области литературы ушло 35 человеко-часов.

Определение понятия «имажинизм», происхождение имажинизма

🤔 Определение

Имажинизм — это литературное направление, возникшее в России в начале XX века и ставшее одним из наиболее необычных и ярких явлений Серебряного века.

Имажинизм как течение сформировался на фоне всеобщего увлечения поэтическим экспериментом и стремления к обновлению русской литературы.

✏ Заметка

Основной идеей имажинизма стало создание новой, образной поэзии, где первостепенное значение придается визуальным и эмоциональным образам, которые воздействуют на чувства и воображение читателя, порой даже шокируя его. 

Само название «имажинизм» происходит от латинского слова «imago», что значит «образ», подчеркивая главную цель направления — создание «видимых» картин в поэтическом тексте.

Истоки и причины возникновения имажинизма

Истоки имажинизма можно увидеть в общем стремлении художников и поэтов Серебряного века к отрыву от привычных форм и выражению индивидуальности. В начале XX века русская литература уже переживала сильное влияние символизма, акмеизма и футуризма, которые отошли от реализма и искали иные пути выражения глубины человеческого опыта. Но к 1910-м годам символизм уже начал терять свою актуальность, и на его место пришли новые литературные течения, которые стремились пойти еще дальше в отказе от традиционных форм.

На этом фоне имажинизм стал своего рода вызовом сложным и многослойным символистским образам, наполненным мистическим и философским значением. В отличие от символистов, имажинисты видели свою цель в создании конкретных и «жестких» образов, лишенных дополнительной трактовки и символического подтекста. Они считали, что поэзия не должна скрывать свои смыслы под маской аллегорий, а, напротив, должна быть проста и доступна, даже если для этого требуются агрессивные и порой шокирующие образы.

Основатели идеи имажинизма

Направление зародилось в Москве в 1919 году, и его основателями стали поэты Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, а позже к ним присоединились Иван Грузинов и другие представители литературной богемы. Имажинисты формировали новое видение литературы и заявили о своем существовании провокационными манифестами и манифестациями, которые часто проходили в эпатажной, вызывающей манере. Они провозгласили своей целью разрушение «литературных скреп», то есть общепринятых форм и жанров, и создание новой поэзии, где правят образы.

Влияние и причины упадка имажинизма

Имажинизм оказал значительное влияние на развитие русской литературы, привлекая к себе внимание новизной и вызовом устоявшимся формам. Однако движение оказалось недолговечным: к середине 1920-х годов интерес к имажинизму начал угасать, и его представители разошлись. Это было связано с рядом причин, включая внутренние разногласия в среде поэтов и изменение политического и культурного климата в Советской России, где подобные «эксперименты» начали считаться неуместными. Кроме того, жесткая эстетика имажинизма, основанная на эпатаже и радикальных образах, оказалась ограниченной и исчерпала себя довольно быстро.

Тем не менее имажинизм оставил след в истории литературы, вдохновив следующие поколения поэтов на поиски новых выразительных форм и на акцент на образность и звуковую сторону текста. Влияние имажинистов отразилось в последующих литературных экспериментах, а их стремление к созданию яркой и чувственной поэзии остается актуальным для литературы и сегодня.

Основные особенности имажинизма

Основные особенности имажинизма можно разделить на несколько ключевых направлений, каждое из которых раскрывает уникальность и цель данного литературного движения:

1. Фокус на ярком и чувственном образе

  • Главная цель имажинизма заключалась в создании «осязаемых» образов, которые могли бы живо и непосредственно воздействовать на читателя. В отличие от символизма, где образы были многозначны и часто абстрактны, имажинисты стремились к конкретности, чувственности, создавая картины, которые можно «увидеть» или «ощутить».
  • В поэзии имажинистов образы часто грубые, нарочито материальные, например, у Есенина встречаются образы «лысой деревни» или «лычавая река», передающие прямое, земное восприятие мира.

📖 Пример

Сергей Есенин «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело»
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смелоВспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?

Не шуми, осина, не пыли, дорога.

Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она услышит, пусть она поплачет.

Ей чужая юность ничего не значит.

Ну, а если значит — проживет не мучась.

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
Лейся, песня, пуще, лейся, песня, звяньше.

Все равно не будет то, что было раньше.

За былую силу, гордость и осанку

Только и осталась песня под тальянку.

2. Отказ от символов и аллегорий

  • В имажинизме отсутствует глубоко скрытый смысл или символизм. Образы просты и прямолинейны, без метафизических или философских подтекстов. Это делало поэзию имажинистов более доступной и понятной, но также более шокирующей для публики.
  • Имажинисты стремились к тому, чтобы каждая деталь, каждое слово сразу же раскрывало свой смысл, а не скрывало его под множеством значений.
📖 Пример
Вадим Шершеневич «Лошадь как лошадь»
Закат запыхался. Загнанная лиса. Луна выплывала воблою вяленой. А у подъезда стоял рысак. Лошадь как лошадь. Две белых подпалины.
И ноги уткнуты в стаканы копыт. Губкою впитывало воздух ухо. Вдруг стали глаза по-человечьи глупы И на землю заплюхало глухо.
И чу! Воробьев канители полет Чириканьем в воздухе машется. И клювами роют теплый помет, Чтоб зернышки выбрать из кашицы. И старый угрюмо учил молодежь: -Эх! Пошла нынче пища не та еще! А рысак равнодушно глядел на галдеж, Над кругляшками вырастающий. Эй, люди! Двуногие воробьи, Что несутся с чириканьем, с плачами, Чтоб порыться в моих строках о любви. Как глядеть мне на вас по-иначему?! Я стою у подъезда придущих веков, Седока жду с отчаяньем нищего И трубою свой хвост задираю легко, Чтоб покорно слетались на пищу вы!

3. Эстетизация грубого и повседневного языка

  • В своих произведениях имажинисты использовали разговорную, «уличную» лексику, что придавало текстам своеобразную грубоватую окраску. Это было частью их бунта против литературных норм и стремления к простоте.
  • Имажинисты не боялись использовать обыденные и даже «грязные» образы и метафоры, которые не соответствовали нормам высокой литературы. Это создавало определенную «грубость» текстов, подчеркивая независимость и радикальность имажинистской поэзии.

📖 Пример

Сергей Есенин «Исповедь хулигана»Не каждый умеет петь,Не каждому дано яблокомПадать к чужим ногам.
Сие есть самая великая исповедь,Которой исповедуется хулиган.
Я нарочно иду нечесаным,С головой, как керосиновая лампа, на плечах.Ваших душ безлиственную осеньМне нравится в потемках освещать.Мне нравится, когда каменья браниЛетят в меня, как град рыгающей грозы,Я только крепче жму тогда рукамиМоих волос качнувшийся пузырь.
Так хорошо тогда мне вспоминатьЗаросший пруд и хриплый звон ольхи,Что где-то у меня живут отец и мать,Которым наплевать на все мои стихи,Которым дорог я, как поле и как плоть,Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.Они бы вилами пришли вас заколотьЗа каждый крик ваш, брошенный в меня.
Бедные, бедные крестьяне!Вы, наверно, стали некрасивыми,Так же боитесь бога и болотных недр.О, если б вы понимали,Что сын ваш в РоссииСамый лучший поэт!Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,Когда босые ноги он в лужах осенних макал?А теперь он ходит в цилиндреИ лакированных башмаках.
Но живет в нем задор прежней вправкиДеревенского озорника.Каждой корове с вывески мясной лавкиОн кланяется издалека.И, встречаясь с извозчиками на площади,Вспоминая запах навоза с родных полей,Он готов нести хвост каждой лошади,Как венчального платья шлейф.

4. Звуковая насыщенность и ритмическая структура

  • Имажинисты придавали большое значение звуковой стороне поэзии. Они активно использовали аллитерации, ассонансы и другие звуковые средства, чтобы текст буквально звучал, создавая особую мелодичность.
  • Ритм, рифма и музыкальность стихов были столь же важны, как и визуальные образы. Это рождало своеобразное «звукопись», когда слово несло не только смысл, но и особую звуковую энергию.

📖 Пример

Сергей Есенин «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»
Пой же, пой. На проклятой гитареПальцы пляшут твои вполукруг.Захлебнуться бы в этом угаре,Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястьяИ с плечей ее льющийся шелк.Я искал в этой женщине счастья,А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,Я не знал, что любовь — чума.Подошла и прищуренным глазомХулигана свела с ума.
Пой, мой друг. Навевай мне сноваНашу прежнюю буйную рань.Пусть целует она другова,Молодая, красивая дрянь.
Ах, постой. Я ее не ругаю.Ах, постой. Я ее не кляну.Дай тебе про себя я сыграюПод басовую эту струну.
Льется дней моих розовый купол.В сердце снов золотых сума.Много девушек я перещупал,Много женщин в углу прижимал.
Да! есть горькая правда земли,Подсмотрел я ребяческим оком:Лижут в очередь кобелиИстекающую суку соком.Так чего ж мне ее ревновать.Так чего ж мне болеть такому.Наша жизнь — простыня да кровать.Наша жизнь — поцелуй да в омут.
Пой же, пой! В роковом размахеЭтих рук роковая беда.Только знаешь, пошли их на хер…Не умру я, мой друг, никогда.

5. Эпатаж и провокация

  • Имажинисты стремились к тому, чтобы их поэзия была вызовом устоявшимся представлениям и эстетическим нормам. Они любили провоцировать читателя, устраивая поэтические «манифестации» и часто эпатируя публику, что стало важной частью их имиджа.
  • Вызывающее поведение и провокационный стиль текста подчеркивали независимость имажинистов от литературного истеблишмента и выражали их бунтарский дух.

📖 Пример

Вадим Шершеневич  «Принцип поэтической грамматики»
День минус солнце плюс обаПолюса скрипят проселком веков,Над нами в небе пляшет злоба,Где аэро качается в гамаке ветров.
Лечь — улицы. Сесть — палисадник.Вскочить — небоскребы до звезд.О, горло! Весенний рассадникХрипоты и невиданных слез.
О, сердце! Какого пророчестваТы ждешь, чтоб вконец устатьИ каждую вещь по имени-отчествуВежливо не назвать?!
Уткнись в мою душу, не ерзай,Наседкой страстей не клохчиИ аппаратиком МорзеПо ленте вен не стучи!
Отдираю леса и доскиС памятников завтрашних жить:Со свистком полицейским, как с соской,Обмочившись, осень лежит…
Возвращаясь с какого-то пираМинус разум плюс пули солдат,Эти нежные весны на крыльях вампираПролетают глядеть в никуда.

6. Свобода творчества и разрушение жанровых границ

  • Имажинисты отвергали строгие рамки и жанровые ограничения, стараясь сделать поэзию более свободной и не подчиняющейся общепринятым канонам. Их произведения часто выходили за рамки привычных форм и стилей.
  • Они создавали тексты, где могли смешивать разные жанры и приемы, что позволяло им передать особое ощущение свободы и экспрессии.

📖 Пример

Анатолий Мариенгоф «Сентябрь»1.Есть сладостная боль, — не утолившиЖажды,ВдругВыронить из рукЛюбимых глаз ковши.В трепещущее горлоЛунный штык —Прольется кипяток, вольется лед и тишь.2.Быстрее разум-конь, быстрей!Любви горячее пространствоПодковыЗвонкие распашут,Нежнейших слов сомкнут ковыль…Мне нравится стихами чванствоватьИ в чрево девушки смотреть,Как в чашу.3.Рассветной крови мутьСтекает с облаков — посеребряных ложек.Не позову и не приду на ложеИ ни к кому.Ее ресницы — струны лютни,Их немота странна,И кровь еще мутнейСочат сосцы, как золотые краны.

Эти особенности делают имажинизм ярким и узнаваемым направлением Серебряного века, ставшим своеобразной реакцией на символизм и вносящим в русскую литературу XX века дух эпатажа, свободы и визуальной выразительности.

Представители имажинизма в литературе серебряного века

Имажинизм в литературе Серебряного века объединил группу поэтов, стремившихся к созданию ярких и выразительных образов. Одним из самых известных имажинистов был Сергей Есенин. В своих стихах этого периода он активно использовал «земные» и грубоватые образы, которые ярко отражали реалии времени и придавали его поэзии особую выразительность. Несмотря на то, что позднее Есенин отошел от имажинизма, именно его творчество сделало это направление широко известным.

Еще одним выдающимся представителем движения стал Анатолий Мариенгоф, который был близким другом Есенина и, пожалуй, наиболее последовательным имажинистом. Он отличался своим бунтарским подходом к литературе, провокационными стихами и активным участием в эпатажных манифестациях. В своих произведениях Мариенгоф использовал разговорные выражения и неожиданные образы, что делало его стихи дерзкими и шокирующими.

Рюрик Ивнев, также известный как Михаил Александрович Ковалев, был одним из сооснователей имажинизма. Ивнев уделял особое внимание звуковой стороне стихов, наполняя их мелодичностью и ритмичностью. В его произведениях можно найти много грубых и «земных» образов, которые подчеркивали стилистическую приверженность имажинистскому направлению.

К движению примкнул и Вадим Шершеневич, поэт, известный своими экспериментами с формой и языком. Шершеневич считал, что поэзия должна быть зрелищной и «осязаемой», и активно использовал в своих стихах абсурдные, неожиданно яркие образы, создавая запоминающийся и мощный поэтический стиль.

Другой участник движения, Иван Грузинов, хотя и менее известен, сыграл важную роль в развитии имажинизма. Его стихи также строились на ярких метафорах и акценте на чувственном восприятии, что было характерно для всего направления.

Николай Эрдман, хотя известен больше как драматург, также был близок к имажинистам и разделял их творческие идеи. Его ранняя поэзия насыщена образностью, присущей имажинизму, и отличалась особым стилем, ярко выражающим дух направления.

Наряду с ними к имажинизму примыкал и художник Георгий Якулов, который активно участвовал в их творческих вечерах и манифестациях. Якулов создавал визуальное сопровождение поэтических чтений, помогая формировать художественный стиль имажинистов и создавая вместе с ними атмосферу свободного и дерзкого искусства.

Эти поэты стали живым воплощением духа имажинизма, который, хотя и просуществовал недолго, оставил значительный след в истории русской литературы и искусства Серебряного века.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту