Рады, что вам понравилась статья 😊
Фото: Playground AI
Идея пьесы о жизни и нравах высшего московского общества возникла у Грибоедова еще в 1820 году. Первые действия автор написал в 1821 году в Тифлисе. В 1823 году он покидает дипломатическую службу, едет в Москву, а после гостит в поместье друга Бегичева, где и заканчивает первый вариант пьесы.Уже в следующем году он меняет концовку, а потом не раз будет дорабатывать свое произведение. При жизни Грибоедова «Горе от ума» не будет полностью опубликовано или поставлено на сцене. Но, тем не менее, пьеса стала широко известна, сразу после написания — по рукам ходили списки, они были в доме каждого образованного человека.
Сюжет произведения обманчиво прост. Молодой дворянин Александр Чацкий приезжает в дом русского состоятельного помещика и чиновника Фамусова. Он вырос в его доме, был влюблен в дочь хозяина Софью, но после уехал сначала в Петербург, а после в путешествие по Европе. Герой по-прежнему влюблен в Софью и верит, что ему отвечают взаимностью. Но реальность разбивает все его надежды. Девушка влюблена в расчетливого лжеца Молчалина, а местное общество шарахается от обличающих речей Чацкого. Мужчина разочаровывается в любимой, а в свете его объявляют сумасшедшим. Чацкий уезжает.Пьеса разделена на 4 действия, что было довольно необычно — на сцене царила классическая пьеса с 3 или 5 действиями.
Все события произведения укладываются в одни сутки. Первая часть — экспозиция. Из разговоров Софьи, Лизы, Фамусова читатель узнает и о прошлых отношениях Софьи и Чацкого, о нынешней любви девушки — Молчалине, и, наконец, знакомимся с хозяином дома. Второе действие обрисовывает основной конфликт пьесы. Герой буквально восстает против воззрений московского света. Третье действие завершает разрыв Чацкого и местного общества — между гостями летает сплетня о его сумасшествии. Последняя часть посвящена прозрению Чацкого — он обижен на Софью, чувствует отвращение к московскому обществу. Все чего хочет молодой человек — уехать из Москвы поскорей.
Фото: Playground AI
Пьеса Грибоедова было одним из самых злободневных произведений своего времени, его герои были узнаваемы, а его проблемы — актуальны. Чтобы понять, почему это так, нужно вспомнить историческую обстановку 20-х годов XIX века. Коротко говоря, это время несбывшихся надежд. Ведь в начале века молодой Александр I казалось был готов провести самые радикальные реформы — покончить с крепостным правом, ввести конституцию, ограничить «самовластие» монарха.
Вернувшиеся из Заграничного похода (1815) войска, в том числе молодые дворяне, служившие в гвардии, нетерпеливо ожидают давно обещанных реформ. Но ничего не происходит, точнее изменения в политическом климате есть, но они скорее в сторону «заморозки». На первый план выходят люди типа яростного консерватора Аракчеева.
Новое поколение, росшее в ожидании либерализации общественного строя, с возмущением видит возвращение на политическую сцену «стариков» — консервативного дворянства, мечтающего о «золотом времени» — Екатерининской эпохе, когда главное для дворянина был чин и богатство. Ради «высочайшей улыбки» даже почтенные пожилые вельможи корчат из себя шутов, по-клоунски падая на пол.
Как раз этот рассказ Фамусова, который часто называют «ода лакейству», и вызывает один из программных монологов Чацкого о «веке нынешнем и веке минувшем». В нем обрисована главная тема пьесы — столкновение двух поколений, чьи мировоззренческие установки диаметрально противоположны.Там, где Фамусовское общество, с его цитаделью — патриархальной Москвой, видит «смышленость», там Чацкие обнаруживают лишь «раболепство» да «охоту поподличать».
Все основы московского общества вызывают негодование героя. Отношение к крепостным, которых можно обменять на собак, сколько бы раз люди не спасали своего хозяина от беды. Кумовство и родственные связи, которыми так гордится Фамусов: «Я перед родней, где встретится, ползком». А для пылкого Чацкого это «защита от суда», ведь знакомства многим в Москве «зажимают рты».Но, главный объект нападок героя — «судьи», то есть наиболее авторитетные члены этого общества, которые навязываются в роли «образца» молодым людям. А для поколения Чацкого эти «строгие ценители» «грабительством богаты», «к свободе их вражда непримирима», всегда готовые объявить «Мечтателем! опасным!», юношу, решившего не карабкаться по карьерной лестнице, а посвятить жизнь науке или искусству.
Жестокая, глупая, отжившая свой век система, душащая молодое поколение, губящая его стремления ко всему новому и лучшему — основная проблема «Горя от ума».
Фото: Playground AI
Произведение Грибоедова может показаться типичной пьесой классицизма с любовным треугольником и героями высшего света. Такие пьесы называли «салонными», их можно было играть на небольших частных сценах, они отличались легким содержанием и обязательным счастливым концом. Но сходство «Горя от ума» с рассказом о любовных недоразумениях молодых людей — обманка.
Точнее, это только часть идеи пьесы, причем часть не самая важная. Любовные перипетии Чацкого — Софьи — Молчалина лишь повод для раскрытия социального конфликта, где талантливый и умный человек отброшен закостенелым обществом за отказ признавать его патриархальные ценности. Чацкий узнает всю низость и глупость московской аристократии, когда пытается добиться расположения девушки и ее отца. И это решительный отход от законов построения пьес в классицизме. Ведь автор соблюдает единство времени и места, но нарушает правило единства действия. По этому правилу, пьеса может быть или о любви, или о конфликте с обществом, но никак не о том и другом одновременно. Да и герои произведения не вписываются в литературный канон. Софье полагалось быть скромной и робкой девицей, а вместо этого она оказывается девушкой решительной и волевой. Первые цензоры пьесы даже вычеркнули начало первого действия. Ведь воспитанные московские барышни не приглашают к себе на всю ночь секретарей, не обводят вокруг пальца отца, не разрывают отношения с бывшим возлюбленным, узнав его истинную цену.
Такой отход от типичных героев не случаен, дело в том, что неудачный роман Софьи — это явная пародия, но на распространенный сюжет в литературе романтизма. Дочь влиятельного (богатого, знатного) человека отдает свое сердце незаметному, но искреннему и пылко влюбленному юноше. Софья наверняка читала такие трогательные истории в книгах, чтение которых так сердит ее отцаТолько Молчалин оказывается не скромным и деликатным любовником, а расчетливым и хладнокровным карьеристом.
Не любовь бедного к богатой истинный конфликт пьесы. «Горе от ума» — это об одиночке, против которого сплотилась толпа. Это, наверное, первый в русской литературе герой, не нашедший себе места в общественной системе. Отсюда и открытый финал пьесы. Автор словно намекает читателям-современникам, что комедия все еще продолжается.
Фото: Playground AI
По словам Грибоедова содержание его пьесы можно свести к фразе «девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку». Действительно, в произведении на разные лады повторяется мысль — умный человек всегда изгой в обществе. Первый вариант названия пьесы так и звучал «Горе уму», но автор посчитал его излишне нравоучительным и сменил на «Горе от ума», где акцент ставится уже не на следствии, то есть на горе, а на причине провала героя — на уме.
Чацкий — умный человек, не в том смысле, в каком ум понимали писатели-классицисты. Он не важный и серьезный резонер, поучающий всех на свете. Он очень молодой человек несчастливо влюбленный, раздраженный и трогательно искренний. Его поступки грешат излишней горячностью, а монологи непонятно к кому обращены. Недаром Пушкин утверждал, что Чацкий вовсе не умен, раз излагает свои взгляды московским аристократам. А Белинский и вовсе считал героя — фразером.
Но поэтому и кажется нам герой пьесы таким живым — самый умный человек может вести себя глупо в делах сердечных. В системе ценностей Грибоедова глупость заключается не в неуместных проповедях, а в той ненависти, которую испытывает московское общество ко всему новому. Все, что непонятно, что не вписывается в картину московского мира, осуждается, отвергаются книги, моды, лицеи, а ученье и вовсе причина безумия. Фамусовское общество не просто отвергает новые идеи, оно не желает их понимать, затыкая уши и приговаривая «в острог, в острог». Глупость это косность, самодовольство и боязнь общественного мнения.
Грибоедов создал в комедию, в которой глупая, но сплоченная толпа затравила умного неординарного человека. Они не могут изменить взглядов героя, но «век минувший» вполне может проигнорировать самого Чацкого. По мнению автора, такому человеку ничего не остается, кроме побега из общества «нескладных умников, лукавых простаков».
В классической критической статье Гончарова «Мильон терзаний» Чацкий в этой истории — одновременно победитель и побежденный. Он бросает в лицо обществу обвинения в лицемерии, нетерпимости, жестокости, воровстве, низкопоклонстве. И обитателям московских особняков нечего возразить. Именно поэтому герой так безжалостно изолирован от людей своего круга, только так они могут избавиться от горькой правды, от которой мужчина ни за что не отречется.