Рады, что вам понравилась статья 😊
Произведение, о котором пойдет речь, начинает цикл рассказов с одноименным названием, являясь заглавным. Данное произведение и весь цикл в целом, - выразительные примеры позднего периода творчества Ивана Бунина, когда персональное восприятие, писательский слог автора уже устоялись, а экземпляры его авторства были причислены к золотой классике российской и мировой литературы.
Описываемое произведение было написано в 1938 г., когда уже опытный автор начал писать истории о любви. Предположительно, данным фактором аргументируется символизм названия: установление названия «темные» для рассказа о «светлом» чувстве — любовь. Возможно, исходя из внушительного опыта, И. А. Бунину данное чувство уже не виделось настолько безобидным и лёгким, как считают многие. В сюжете цикла рассказов — воспоминания писателя. Он передает ностальгию по печальной и роковой любви к музе — Варваре Пащенко, повествует о болезненном расставании возлюбленных и о безвременной кончине девушки. Уже название цикла говорит о возвращении автора к прошедшим, дорогим ему временам, формируя одну из отличительных черт творчества Бунина в позднем периоде – определение памяти. Следуя духу символизма, название «Темные аллеи» является своеобразным взглядом в прошлое, в пространстве которого проходят линии сюжета.
Сюжет строится на воссоединении двух персонажей, которые ранее питали чувство любви друг к другу, но затем расстались на долгий промежуток времени. Идею рассказа формирует внезапная встреча персонажей, устремления трагической, неудавшейся любви. Воссоединение персонажей впоследствии долгого расставания случилось в«…холодное осеннее ненастье…»
Фото: Artguru
Следует заметить, что осенний пейзаж играет не только роль локации встречи героев, но и методом проведения природно-психологических параллелей или фиксацией внимания на том факте, что персонажи проживают «осенний период» своей судьбы:
Вопреки своему возрасту оба персонажа готовы к возрождению однажды возникшего чувства — любви.
Персонажи являются противоположностями друг друга: на первый взгляд, Николай представлен отрицательным персонажем, как человек, не сумевший сохранить любовь и поплатившийся за этот поступок:
«Не смог предусмотреть он лишь такую «малость», как взаимная любовь. И наказан он был не только вероломством жены, но и сыном - «негодяем».
Но Бунин не хотел показать одно лишь плохое качество главного персонажа и наказание за него. Автор старался не столько отобразить ненадежность, сколько показать сложное устройство и противоречивость характера человека, неоднозначность натуры героя.
Неоднозначен и образ главной героини: она показана женщиной, которая в юности была влюблена в Николая и продолжала любить его всю жизнь, что не может не очаровать читателя.
Но данное противопоставление отражает не столько признаки старения героини, сколько восприятие ее героем — Николаем, который тогда не замечал в Надежде недостатков и видел только привлекательные черты.
Многие литературные эксперты находят повод для разлуки персонажей произведения в разных социальных статусах, ведь Надежда занимала простое положение крестьянки. Однако на сегодняшний день она освободилась от зависимого статуса, в ее распоряжении постоялый двор; финансовое состояние уже больше, чем ранее. Несмотря на то, что социальное расхождение уже не актуально, персонажи не могут быть вдвоём друг с другом. Автор отмечает, что мужчину и женщину разъединяет не социальное, а внутреннее взаимное несоответствие.
Николай ощущал данное несоответствие ранее и стал более ярко осознавать на сегодняшний день в отличие от Надежды, которая не понимает, что послужило причиной расставания. Почувствовать внутреннюю несовместимость персонажей помогают стихи, которые Николай читает своей возлюбленной о «темных аллеях». Надежда слушает, однако не осознаёт их смысла
«И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи»
Фото: Artguru
Бесчувственность Надежды, невозможность погрузиться в чувства Николая помогают ему понять, что его муза невосприимчива к нему, и в ней нет той духовной широты, которую герой хотел бы видеть в своей спутнице жизни. Николай осознавал смысл стихов, у Надежды не получилось прочувствовать их, ведь внутри она была простой крестьянской девушкой, которая полюбила молодого барина, но не могла его понять.
Николай не таит старых, но живых чувств к Надежде, жажды встреч с ней, но уже в молодые годы он понял, что его возлюбленная отличается от него, не в социальном, но в моральном духовном ключе.
Воссоединение доказывает, что Надежда отличается от него. Как и тогда, она так же не может понять Николая. Гордая героиня и теперь, через много лет, не может простить его, такого же обделенного и скорбящего, как и она сама.
В заключение мужской персонаж не остается с женским, а вновь собирается в путь и уезжает. Этот факт показывает, что рассуждения автора на тему, раскрытую в рассказе, не имеют границ и окончания, как и аспекты жизни людей.
Для каждого человека необходимо разобраться в своих чувствах и прийти к решению, которое покажется правильным и которое повлияет на его дальнейшую судьбу. Главные персонажи произведения «Тёмные аллеи» испытывают чувство любви друг к другу, хотят остаться вместе, но вновь разлучаются. В конце произведения мы видим двух опечаленных возлюбленных, чувство пустоты внутри них, удручающее отсутствие любимого человека поблизости.
Повествование идет от 3-го лица, однако интонация рассказа создает ощущение связи главного героя и рассказчика. Задействование приёма несобственно-прямой речи дает повествованию сакральность и искренность. Голос персонажа Николая и голос автора соединяются, пересекаются, создавая для рассказа оттенок честности, тайности, доверительности читателю.
«Темные аллеи» отличаются глубоким психологическим уклоном, близостью к реальной жизни. Произведение отражает едва уловимые сакральные мысли героев, которые складываются в подробное описание их душевных мук.