Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье мы дадим краткий анализ знаменитой комедии «Горе от ума», поговорим о проблематике, особенностях композиции, смысле названия и системе персонажей.
Титульный лист комедии «Горя от ума». Издание 1833 года
Фото: wikipedia
Александр Грибоедов, русский дипломат и писатель, написал свою знаменитую комедию «Горе от ума» в 1822–24 годах, в годы его дипломатической службы в Персии. Заканчивал произведение он уже в Москве.
Создание этого произведения было во многом обусловлено социально-политической обстановкой в России того времени, а также личным опытом и наблюдениями самого Грибоедова.
Грибоедов был остроумным и критическим наблюдателем общественной жизни своего времени. Он имел обширные знания и опыт, связанные с политическими и культурными аспектами русского общества начала XIX века, а также событиями и явлениями, происходившими в Европе. В своей комедии он отчасти подражал Мольеровскому «Мизантропу», в которой герой высмеивал пороки общества.
Сюжет основан на жизненных ситуациях и характерах, которые были типичными для общества того времени. Главным образом, комедия рассказывает о жизни дворянства, его противоречиях, нравственном разложении и пустых ценностях.
Комедия была впервые опубликована в 1825 году, а после его смерти, к 1830 году, она была восстановлена и издана в России. «Горе от ума» стала классическим произведением русской литературы и одним из наиболее известных и популярных произведений Александра Грибоедова.
Тема и идея произведения «Горе от ума» Александра Грибоедова вращается вокруг критики дворянского общества и его нравственного разложения в начале XIX века. Основная тема комедии заключается в остроумном изображении глупости, эгоизма, лицемерия и пустоты дворянской среды, а также в подчеркивании необходимости здравого смысла и критического мышления в обществе.
Одной из центральных тем «Горя от ума» является тема брака и семьи. Грибоедов исследует сложности семейных отношений и брака в дворянском обществе того времени, подчеркивая их поверхностность, лицемерие и отсутствие любви и истинного партнерства.
Другая важная тема, затронутая в комедии, – это тема образования и интеллекта. Грибоедов высмеивает иррациональное отношение к образованию в обществе, подчеркивая превозношение формального образования над разумными и моральными ценностями.
Идея произведения заключается в том, что только через развитие критического мышления и здравого смысла общество может избежать морального и интеллектуального упадка. Грибоедов показывает, что горе от ума возникает не только из-за недостатка знаний, но и из-за отсутствия моральных принципов и честности.
Таким образом, «Горе от ума» представляет собой социально-политическую комедию, в которой Грибоедов критикует российское дворянство и призывает к разумному и нравственному развитию общества.
Иллюстрация Д. Н. Кардовского, 1912 г.
Фото: wikipedia
Основная проблематика комедии связана с критикой нравственного разложения и глупости дворянского общества начала XIX века. Грибоедов высмеивает поверхностные ценности, лицемерие, эгоизм и безответственность представителей этого общества, подчеркивая их глубокие недостатки.
Название «Горе от ума» является ироническим и символичным. Оно указывает на то, что причиной многих проблем и несчастий персонажей комедии является их «ум», или, скорее, иллюзия ума. Чацкий, один из главных персонажей, сталкивается с недостатками своих знакомых и общества в целом, которые проявляются в глупости и лицемерии. Сам Чацкий, единственный в этом обществе, кто имеет ум и здравый смысл, неожиданно для самого себя объявлен сумасшедшим. Он способен видеть правду, способен анализировать и понимать истину, но ум приводит его к тому, что он полностью разочаровывается в том обществе, в котором ему приходится вращаться, а также в отношении к нему любимой девушки.
Таким образом, название «Горе от ума» подчеркивает трагичность и иронию ситуации, когда представители образованного класса неспособны к здравомыслию.
Сюжет «Горе от ума» сосредоточен на жизни дворянской общины в Москве начала XIX века, особенностях взаимоотношений между ее членами.
Система персонажей в комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова представляет собой ансамбль разнообразных характеров, каждый из которых вносит свой вклад в общее развитие сюжета и тематики произведения. Вот основные герои:
Павел Афанасьевич Фамусов. Фамусов – это типичный представитель дворянства начала XIX века. Он ретроград, лицемер, не признает ничего нового, главное для него – богатство и заискивание перед высшими чинами. Для него важны внешние приличия, при этом тайком он пристает к служанке. Он мечтает, чтобы его зятем стал полковник Скалозуб: «и золотой мешок, и метит в генералы». В то же время Фамусов воспитан, любезен и гостеприимен: он с удовольствием принимает гостей и развлекает их, потому что считает их равными себе. Он не лишен доброты: воспитывает маленького Чацкого и берет на службу нуждающегося Молчалина.
Софья Павловна – дочь Фамусова. Софья мечтает выйти замуж за своего избранника Молчалина, но сталкивается с противодействием отца, который считает Молчалина слишком бедным и не знатным. Молчалин глуп, но очень удобен, и Софью он устраивает гораздо больше живого и остроумного Чацкого.
Александр Андреевич Чацкий. Главный герой комедии, представитель интеллигентной части общества, обладающий здравым смыслом и высокими нравственными принципами. Чацкий возвращается в Москву, стремясь к любви и счастью, но сталкивается с лицемерием и глупостью окружающих. Самым большим разочарованием становится для него Софья, которая распускает слух о его сумасшествии. Но еще горше осознание того, что любимая девушка предпочла Молчалина, неумного и лебезящего перед ее отцом человека.
Лиза. Служанка Фамусова, к которой питает страсть Молчалин. Она умна, проницательна, весела и предана своей барышне. Она прекрасно понимает, что любовь Софьи к Молчалину не принесет ничего хорошего и пытается предупредить ее об этом.
Алексей Степанович Молчалин. Мелкий дворянин, принятый на службу в дом Фамусова. Главный его принцип «угождать всем людям без изъятья». Благодаря такому подходу многие его любят, не понимая, что он лицемерен и не особенно умен. Видя, что Софья в него влюблена, подыгрывает ей, хотя ему нравится Лиза.
К ним относятся гости, прибывшие на бал к Фамусову. Каждый из них является ярким представителем какого-либо качества, которое демонстрирует нам упадок общества, оторванного от своих корней, науки, истинной культуры.
Например, Скалозуб предстает перед нами истинным солдафоном, которого интересует только то, что относится к армии. Когда ему напоминают о знакомой, он говорит: «Мы с нею вместе не служили».
Платон Михайлович Горич, давний друг Чацкого, недавно женился, но уже успел разочароваться в женитьбе, потому что выбирал не партнера и близкого человека, а красивую и выгодную невесту. Его жена Наталья Дмитриевна совершенно не слушает своего супруга и посвящает себя тому, что надоедает ему своей заботой.
Репетилов. Человек, который вроде бы увлечен всем новым. Но на деле он оказывается пустозвоном, которому интересна лишь принадлежность к «избранному» обществу, при этом он не понимает ровно ничего из того, что там происходит.
Загорецкий – плут и обманщик, но очень популярный в обществе человек, поскольку умеет угодить.
Бабушка и внучка Хрюмины. Бабушка ходит на балы, несмотря на то, что те ее ужасно утомляют. Внучка мечтает найти жениха, постоянно говорит на французском и с презрением относится к окружающим.
Княгиня Хлестова. Когда-то была фрейлиной, но и теперь осталась влиятельной. Она никому не интересна, но ее продолжают приглашать на балы.
Семья Тугоуховских. Жена, муж и шестеро дочерей, которых родители мечтают выдать замуж. Дочери постоянно щебечут, а мать посылает мужа искать для дочерей женихов.
Петрушка – слуга в доме Фамусовых. Бедный, простой, но хороший человек, в которого влюблена Лиза.
Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова является ярким примером сатирического произведения, в котором автор остроумно высмеивает нравственное разложение и лицемерие дворянского общества начала XIX века. Через разнообразных персонажей и острые диалоги Грибоедов обнажает недостатки общества того времени, подчеркивая пустоту и глупость представителей элиты.
Главный герой, Чацкий, представитель прогрессивного дворянства, выступает как критик существующего порядка и символ разума и нравственности в мире, где жажда наживы и лицемерие стоят выше всего. Пьеса обращается к вечным проблемам человеческой природы, таким как власть, богатство, любовь и дружба, и показывает, как эти ценности могут быть искажены и исковерканы в обществе.