20.12.2024
#Литература
42

Мотив в художественной литературе

Узнайте, что такое мотив в литературе.

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье

В данной статье мы расскажем о сущности понятия «мотив» в художественном произведении. Также вы узнаете о видах мотивов в литературе.

Содержание статьи
  1. Понятие «мотив» в литературе
  2. Виды мотивов
  3. Мотив в произведении Веселовского «Поэтика сюжетов»
  4. Подведем итоги
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

На создание этой статьи у нашей команды ушло 32 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области литературы и контент-менеджер.

Понятие «мотив» в литературе

🤔 Определение
В литературе «мотив» — это повторяющийся элемент, тема, образ или идея, которые присутствуют в произведении и играют важную роль в его структуре и значении.

Мотивы могут быть очень разнообразными: от простых действий или символов до сложных концепций и эмоциональных состояний.

Основные характеристики мотива:

  1. Повторяемость. Мотив повторяется в тексте или даже в ряде текстов одного автора, создавая определенную устойчивую ассоциацию.
  2. Символическая нагрузка. Мотивы часто имеют символическое значение и могут быть использованы для передачи более глубоких смыслов или тем произведения.
  3. Связь с темой и сюжетом. Мотивы помогают развивать основные темы произведения, подчеркивать важные моменты сюжета или характеры персонажей.
  4. Эмоциональное воздействие. Они могут усиливать эмоциональное восприятие произведения, создавая атмосферу или вызывая определенные чувства.

В литературе мотивы не только помогают придать произведению глубину и многослойность, но и создают связь между произведениями разных эпох и авторов, делая их частью более широкого культурного дискурса.

Виды мотивов

В художественной литературе мотивы могут приниматься в различных формах и классифицироваться по разным критериям. Вот некоторые основные виды мотивов, которые часто встречаются в литературных произведениях:

1. Тематические мотивы:

  • Любовь — исследование различных аспектов любовных отношений — романтическая любовь, дружба, любовь к семье.
  • Смерть и смертность — размышления о бренности жизни, смерти как неизбежности или таинстве.
  • Власть и амбиции — стремление к власти, ее последствия и конфликты, связанные с амбициями.
  • Свобода и порабощение — борьба за свободу, внутренние и внешние ограничения.

2. Сюжетные мотивы:

  • Путешествие — физическое или духовное путешествие и его влияния на героя.
  • Поиск — поиск некого предмета, знаний или истины.
  • Возвращение — герой возвращается домой или к исходной точке с новым опытом или знаниями.
  • Испытания и преграды — преодоление трудностей или препятствий на пути к цели.

3. Символические мотивы:

  • Зеркало — символ самопознания, самоанализа или иллюзии.
  • Лестница — путь вверх или вниз, часто связанный с духовным или личным ростом.
  • Огонь — может символизировать как разрушение, так и очищение.

4. Эмоциональные мотивы:

  • Страх проявляется в контекстах, связанных с боязнью чего-то неизведанного или опасного.
  • Надежда — мотивация, которая движет персонажами к позитивным изменениям.

Эти мотивы служат структурными элементами, которые помогают раскрывать темы и идеи произведения. При этом один и тот же мотив может по-разному выражаться и интерпретироваться в зависимости от контекста, стиля или эпохи, в которой создано произведение.

Мотив в произведении Веселовского «Поэтика сюжетов»

Мотив как основная единица повествования впервые получил теоретическое обоснование в труде Александра Николаевича Веселовского «Поэтика сюжетов». Веселовский уделял особое внимание повторяемости мотивов в нарративных жанрах разных культур. Он представлял мотив как основу «предания» и «поэтического языка», пришедших из глубины веков. Искусствовед трактовал мотив как простейшую структуру повествования, отражавшую стремления и первичные задачи человеческого мышления. Веселовский полагал, что в сходных психологических и социальных условиях мотивы могли формироваться автономно и обретать сходные черты повсеместно.

Взгляды исследователя определяли мотив как простую формулу, возникающую независимо среди различных народов и племен. Главной характеристикой мотива Веселовский считал его образный, единичный схематизм. Примерами могут служить сюжеты наподобие затмения («солнце кто-то похищает»), состязания за невесту или противоборства братьев за наследство. Веселовский стремился раскрыть, какие именно мотивы могли зародиться в сознании древних людей, учитывая условия их жизни. Изучая старинные поэтические памятники, он создавал доисторический быт и культурные практики различных этносов.

Согласно теории Веселовского, мотивы не являются результатом индивидуального творчества и часто возникают независимо в разных уголках мира. Он подчеркивал, что истоки творчества связаны с композицией мотивов, формирующей уникальные сюжеты. Для анализа мотива Веселовский предложил формулу:

a+b,  где a — соотношение действующих лиц и b — их действий. Например, старая женщина испытывает враждебность к красавице и ставит ей опасные задачи. Каждый элемент этой формулы может изменяться, особенно элемент b, что приводит к усложнению задачи. Так, взаимодействие мотивов приводит к созданию разнообразных композиций, являющихся основой таких жанров, как повесть и роман.

По мнению Веселовского, мотив остается неразложимой и устойчивой единицей, тогда как их разнообразные комбинации образуют сюжет. В отличие от мотива, сюжет может переходить от одной культуры к другой. Каждый мотив в сюжете выполняет свою роль, будь то основная, второстепенная или эпизодическая. Часто одни и те же мотивы развиваются в различных сюжетах. Веселовский отмечал, что многие великие поэты с помощью своего уникального поэтического чутья снова и снова обращаются к тем сюжетам и мотивам, которые уже подвергались литературной обработке.

Подведем итоги

В заключение можно сказать, что мотивы играют фундаментальную роль в литературе, выступая как простейшие и значимые элементы повествования. Теоретическое обоснование, предложенное Александром Веселовским, подчеркивает универсальность и повторяемость мотивов в разных культурах и жанрах. Они являются своего рода строительными блоками, из которых складываются более сложные и уникальные сюжеты.

Это исследование помогает глубже понять, как первичные истории и образы продолжают влиять на современные нарративы, демонстрируя связь между культурными традициями и индивидуальным творчеством. Таким образом, мотивы не только отражают социальные и психологические условия различных эпох, но и выявляют общие черты человеческого опыта, сохраняя свою актуальность и значимость на протяжении времени.

Понимание природы и функции мотивов позволяет оценить, как именно авторы используют их, чтобы создать захватывающие и резонансные произведения. В конечном итоге, изучение мотивов обогащает наше восприятие литературы, предлагая более глубокий взгляд на межкультурные связи и непрерывный диалог между прошлыми и настоящими поколениями.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту