Рады, что вам понравилась статья 😊
Соне восемнадцать лет. Она юная, но уже испытавшая жестокость, несправедливость, равнодушие к чужим бедам от окружающих. Мармеладовы – бедны, их положение в обществе в самом низу и очень незавидно. Соня проживала в глубинке, а потом в Петербурге.
Семья Сони – отец, мачеха, ее малые дети – Полина, Лида, Коля. Прежде отец был чиновником, но начал выпивать, из-за чего всякий официальный заработок, приличное занятие становятся невозможными – он не может нигде надолго задержаться.
До появления мачехи Соня и Семен Захарович проживали вдвоем – мать у нее рано скончалась. Девочке было 14, когда в дом пришла Катерина Ивановна с уже подрастающими детьми. Вместо обеспечения большого семейства отец пропивает гроши, а мачеха злится и обвиняет во всех бедах и неудачах падчерицу. Соня искренне привязана к детям женщины, беспокоится за их судьбу и винит себя, что ничем не может помочь. Безоговорочно служит интересам семьи.
Мармеладова не имеет образования. Семен Захарович не посчитал нужным предоставить дочери возможность обучения, так как решил, что у дочери нет стремлений и ума. Отец занимался с ней географией, историей, но и его познания скудны, поэтому многого они не прошли. Ее единственное утешение и источник знаний – вера в Бога, молитвы, заповеди. А также она самостоятельно читала книги, которые могла достать.
Первая работа Мармеладовой – швеей. Она поселилась в отдельной квартире за арендную плату. Но дохода это не приносило, положение семьи усугублялось. В результате девушка устроилась проституткой, за что ее выгнали с жилья.
После смерти отца Соня знакомится с Родионом, пораженным, что никто другой в семействе не работает. Вскоре скончалась и Катерина Ивановна. Свидригайлов отправляет детей в приют, необходимость обеспечивать их для героини исчезает. Она переключает внимание на заботу о Родионе и его духовном состоянии, будучи в курсе о совершенном им убийстве. В период ссылки Раскольникова в Сибирь Соня снова работает швеей и не возвращается к занятиям проституцией.
У Сони глубокий внутренний мир, она искренняя, наивная, трудолюбивая и простая. Тяжести и горести жизненных испытаний не сломили дух Мармеладовой и не ожесточили, не настроили против людей, не избавили от желания любить, жертвовать собой и своими интересами ради других. Она проявляет жизнелюбие и стойкость.
При всем при этом Соня – чуткая и хрупкая, восприимчивая натура. Она безропотна, ее легко задеть и обидеть. Сердобольная и альтруистичная, с готовностью расстается с деньгами, одеждой, жильем – лишь бы помочь ближнему. Доверчивая и участливая она не меняется даже под давлением «профессии».
Внешность героини перекликается с ее внутренним миром. Так, у нее испуганное застывшее выражение лица, а облик почти ангельский: белокурые волосы, бледная кожа, тонкие черты лица. Такой внешний образ вызывает ассоциации с невинностью.
Несмотря на то, что у нее нет элементарного воспитания и образования, Соня тянется к знаниям, самостоятельно читает книжки. А некоторые сложные тексты даются ей легко, информация усваивается ею быстро.
Соня – не главная героиня, но ее судьба перекликается с несколькими важными персонажами истории.
Несмотря на все тяготы и унижения, которые Соня испытывает из-за Мармеладовых, она их содержит и не злится, не осуждает. Не обижается на Катерину Ивановну за ее грубость, неприветливость к ней и несправедливые претензии (называла ее дармоедкой). Не ругает пьющего отца. Их обоих – за отсутствие желания трудиться, вести правильный образ жизни. Нет осуждения в Соне к ним и как к родителям, явно не справляющимся и не испытывающим вины по отношению к ней и трем младшим детям.
При всех претензиях и обвинениях мачеха не ненавидит Соню, а винится, когда той приходится идти на панель. Защищает ее перед Лужиным, обвинившим девушку в воровстве. Четко осознает, что они с детьми в долгу перед ней.
Отец героини тоже кается в том, что испортил дочери жизнь, но считает, ее Бог простит, а сам отбирает деньги и никак не влияет на испорченную судьбу ребенка. Только перед смертью мужчина осознает, какой вред причинил Соне.
За самоотверженность по отношению к семье Раскольников прозвал ее кладезем. Он убежден: вся родня пользуется беззаветным служением девушки, ее наивностью, добротой и состраданием. Без зазрения совести они ее используют. Отец вздыхает и плачет, но не торопится менять участи дочери. Она безропотно отдает выручку папе на выпивку, мачехе – на детей.
Впервые Родион слышит о судьбе и тяготах Сони от ее пьяного отца, находясь с ним в трактире. Он сочувствует девушке, но впервые знакомится с ней уже на похоронах Семена Захаровича, случайно сбитого лошадью. Между ними развивается дружба, крепкая эмоциональная и духовная связь двух одиноких и отвергнутых обществом, падших людей.
Для Раскольникова Соня – приниженное существо, но в то же время с большим достоинством, благородством и стойкостью к испытаниям. Он сразу увидел в ней глубокое страдание за все человечество. Испытывает желание возмутиться, защитить, а ее жертвы считает напрасными. Он не понимает, каким образом в Соне уживаются греховность и святость. Ему кажется, она сошла с ума или юродивая.
Теории Сони и Раскольникова вступают в противоречие, они – как две стороны одного и того же. Оба порочны, но Родион тяготеет к мрачной стороне и эгоизму, а героиня – к светлой, доброй, к альтруизму. Она проповедует истины Христа, отрицает деление людей на «тварей» и «право имеющих» и считает всех равными. А он постепенно прислушивается к ее взглядам и убеждениям.
Родион и Соня стали настоящими родственными и близкими душами. Оба пережили моральное падение. Но для Раскольникова она – пример возрождения, возможности покаяния, истинное спасение. Если он и мечется между тем, сознаваться ему в преступлении, выдавать себя, согласиться пройти через наказание, то она уверенно признает себя грешницей и столь же убежденно верует в Бога. Он первым увидел в ней непорочную и святую душу. А она в нем – достойного человека, несмотря на убийство. Они переступили черту, но вместе у них есть шанс оторваться от дна и обрести счастье.
Два героя находят в откровенных задушевных беседах облегчение и опору. Только им и дано спасти друг дружку. Соня как спасительный ориентир, причем и для остальных заключенных на каторге, куда она приезжает вслед за Раскольниковым.
Образ Сони перешел в разряд бессмертных и отражает пример доброты, сострадания, самопожертвования. Она полюбила и была верна избраннику, отправившись за ним в ссылку. Также не предает героиня и своей веры в Бога. Ее образ олицетворяет главную христианскую проблематику – страдания и искупления.
Мармеладова – это совесть Раскольникова. Сначала робко звучащая, потом достаточно явственно, приводящая к раскаянию и справедливому наказанию за совершенный им поступок. Родион преображается и отрекается от былых убеждений, принципов и чувства превосходства над людьми именно благодаря Соне и ее преданности, верности и готовности служить ему этой путеводной звездой, вести за собой.
Удивительно, как все душевные качества и мироощущение, положительное влияние Сони на Родиона и других уживаются с родом занятий девушки. Она – падшая женщина. Но греховность, состояние падения поддаются искуплению, когда Мармеладова помогает окружающим, отдает последние средства семье, спасает Раскольникова. У нее множество испытаний и перенесенных личных страданий, но ее нравственность и вера побеждают в конечном итоге, в отличие от эгоизма и теории о дрожащих тварях Родиона.
Образ Сони в романе – отражение христианских идеалов, неизменности и твердости нравственных принципов, невзирая на тяготы бренного существования, нищету и унижения.
Сонечка выступает сквозным персонажем и появляется в нескольких других произведениях литературы. Так, ее черты можно увидеть в одноименных героинях Толстой, Улицкой. Каждая из них нежна, терпелива, трепетна, обладает нравственными качествами, чистой душой. При этом у них несчастливые в целом и трагичные обстоятельства.
Все три героини идут на жертвы ради блага близких. У Татьяны Толстой из любви и желания спасти избранника Соня прощается с жизнью. Она выполняет трагическую роль и вынужденно сносит насмешки окружающих, обладая высокой моралью. У Людмилы Улицкой Сонечка ради мужа и Яси терпит подлости, унижения, являясь домохозяйкой и не реализуя себя в иных сферах из заботы о них. При этом внешне у Достоевского Мармеладова чуть более приятна и симпатична, чем персонажи у представленных писательниц.
Тем самым, несмотря на имеющиеся различия в описании героинь, у них схожий смысловой и символический посыл. Недаром они названы Сонями как символ трепетной, нежной, робкой, страдающей за других души. Эти девушки исцеляют любимых, принося в жертву себя, и надеются, что сеют добро и любовь – извечные ценности.