Рады, что вам понравилась статья 😊
В этой статье мы расскажем о центральном персонаже комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова — Александре Андреевиче Чацком. Проанализируем его характер, взгляды и роль в идейном замысле пьесы. Ответим на вопрос: почему образ Чацкого вот уже почти 200 лет остается актуальным и интересным для читателей и зрителей.
Комедия «Горе от ума» была написана Александром Грибоедовым в 1824 году. Она стала одним из самых значительных произведений русской литературы первой половины XIX века. Пьеса отразила острые противоречия эпохи, конфликт прогрессивного дворянства и консервативной аристократии. Центральным персонажем, выражающим идеи автора, стал молодой дворянин Александр Чацкий.
Образ Чацкого — ключевой для понимания всего замысла произведения. Через его характер, поступки, монологи Грибоедов показывает свое видение идеального человека эпохи. Поэтому так важен подробный анализ этого персонажа. Давайте рассмотрим историю Чацкого, чтобы глубже понять авторский замысел и идеи комедии.
Александр Андреевич Чацкий происходит из богатой аристократической семьи. Его отец и дед были знатными и влиятельными людьми. Однако сам Чацкий рано лишился родителей и воспитывался в доме Фамусова — отца его подруги детства Софьи.
Фамусов дал Чацкому хорошее образование, как и полагалось дворянину. С детства юноша отличался умом, независимостью суждений, прекрасными способностями. Грибоедов подчеркивает раннюю самостоятельность героя, его желание принимать решения самому.
Уже в юности проявляется главная черта Чацкого — самостоятельность мышления, готовность отстаивать свои идеалы. Это определит его дальнейшую судьбу и конфликт с обществом.
Повзрослев, Александр Чацкий отправляется за границу на несколько лет. Его не прельщает карьера и успех, уготованный ему в Москве. Он жаждет познания, хочет увидеть мир. Именно в Европе окончательно формируются прогрессивные убеждения молодого человека.
За три года странствий Чацкий осознал многие пороки российской действительности. Кумовство, лицемерие, невежество высшего света стали для него очевидны. Герой вернулся в Москву с твердыми принципами:
Вернувшись домой после путешествий, Чацкий сразу же вступает в конфликт с московским дворянством. Его смелые идеи вызывают раздражение и насмешки. Так начинается непримиримое противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Весь сюжет комедии построен вокруг столкновения Чацкого и консервативного московского дворянства. Рассмотрим подробно суть их конфликта:
Для Фамусова и его окружения успех — это продвижение по карьерной лестнице, выслуживание, угождение начальству. Чацкий же считает такое поведение постыдным:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Он отказывается делать карьеру по протекции, хочет быть полезным отечеству, а не выслуживать чины.
Чацкий — поклонник наук и искусств. Он ценит ум, талант, образованность. Молчалин — явный любимец Фамусова — для него глуп и часто становится предметом высмеивания:
«Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?..»
«А чем не муж? Ума в нем только мало...»
«Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например...»
Фамусовское общество невежественно и косно. Оно боготворит «век минувший», когда «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Чацкий высмеивает эту дремучесть, призывает следовать просвещению.
Для Чацкого все люди равны. Он возмущен жестокостью помещиков, унизительным отношением дворян к своим слугам и крепостным. В своем знаменитом монологе он с сарказмом высмеивает отношение помещиков к своим слугам:
«Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!»
Фамусовское общество беспредельно далеко от народной жизни и презирает простых людей. Это вызывает негодование Чацкого.
Александр Андреевич борется с косностью и невежеством не из тщеславия, а по убеждениям. В его монологах звучит боль за отсталость России, страстное желание преобразований.
Драма Чацкого — не только общественная, но и личная. С юных лет он дружил с дочерью Фамусова Софьей и был в нее влюблен. Однако три года разлуки все изменили.
Вернувшись из-за границы, Чацкий надеялся на взаимность Софьи. Но разочаровался в ней, как и во всем фамусовском обществе. Оказалось, что его возлюбленная тоже ценит угодничество и притворство.
Конфликт усугубляется сплетней о сумасшествии Чацкого. Софья не только не вступается за героя, но и сама распускает слухи. Так рушатся надежды главного героя на личное счастье.
Софья не может стать спутницей жизни Чацкого. Личная драма героя символизирует его трагическое одиночество, разрыв идеалиста с обществом.
Кульминация пьесы — отповедь, которую Чацкий бросает фамусовскому обществу. Поняв, что здесь его идеалы чужды всем, герой покидает Москву:
«Карету мне, карету!»
Именно в этом финале проявляется главный смысл названия: «Горе от ума». Ум, благородство и честность Чацкого приносят ему лишь страдания в мире лжи и консерватизма. Но герой не сломлен. Верный своим принципам, он порывает с фальшивым светом.
В образе Чацкого отразились просветительские идеалы декабристов. Как и они, герой страстно желает обновления России, борется с невежеством и деспотизмом. Чацкий — выразитель передовых идей своего времени:
Исследователи расходятся в оценке финала пьесы. Одни считают исход Чацкого поражением, трагедией идеалиста-одиночки. Другие видят в отъезде героя надежду на будущие преобразования. Так или иначе, его образ стал воплощением вечного конфликта высоких стремлений и косной реальности.
Александр Андреевич Чацкий — центральный персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». В нем воплощены просветительские идеалы самого автора. Умный, честный, независимый Чацкий бросает вызов лжи и невежеству фамусовского общества.
Основные черты Чацкого:
Благодаря глубине, благородству, силе характера Чацкий вот уже два века остается любимым героем читателей и зрителей. Он воплощает вечное стремление человека к свету, истине, справедливости.