Рады, что вам понравилась статья 😊
Дадим более научное определение литературному термину.
Определение: Художественный образ — совокупность элементов и символов, которые складываются в общие представления окружения, героев, времени, и мира литературного произведения в целом.
Так данный образ может быть не только у героев, но и у всего окружения, предметов из него.
Художественный образ используется, чтобы задать место и время действий. В нем используются определенные элементы-символы. Сочетание в совокупности элементов позволяет полноценно представить картинку произведения.
Обратимся к трудам итальянского философа Джамбаттисты Вико «Основания новой науки об общей природе наций», написанного в 1725 г. В работе фигурируют два понятия мышления: образное и концептуальное. Данное разделение и можно считать зарождением понятия художественного образа. Определим различия двух видов мышления:
Таким образом, образное мышление позволяет человеку собрать картинку из заведомо знакомых элементов. В то время как концептуальное собирает все элементы воедино.
Вернемся к литературе и произведениям. Поэты и писатели пользуются образным мышлением для того, чтобы воссоздать читателю картинку из знакомых и определенных образов. Вместе с данным видом мышления используется архаическое моделирование действий – представлением окружения в сознании.
Из образного мышления рождается художественный образ. Он помогает понять прекрасные стороны этого мира. Интересно, что психологи часто встречаются случаи схожести снов и художественных произведений.
Художественный образ представлен совокупностью элементов, которые взаимодействуют друг с другом внутри литературного произведения. Перечислим примеры взаимодействий:
Благодаря сочетанию всех элементов получается гармония и слаженность литературного жанра. Поэты и писатели четко передают окружение, героев и временную эпоху.
Обычно наличие художественного образа характерно персонажам произведения: главным героям, второстепенным персонажам, действующим ролям. Также существуют художественные образы, относящиеся к предметам и явлениям. Но данный факт не всегда принимается читателями и литературоведами.
Сложная ситуация определения художественной образности складывается с главными героями — животными. Такие персонажи не воспринимаются ровно как люди. Но разбираются персонажи-животные психологическими методами и подходами так же, как и люди.
Сделаем вывод: художественный образ по большей части употребляется в отношении человеческих персонажей.
Можно выделить ряд особенностей, которые перечислим в списке:
Отметим ряд свойств, которые также представим в виде списка:
1. Противоречивость и парадоксальность — выражается принципом невозможности, оборотами оксюморона и грамматической образностью. Дадим определения каждого элемента:
2. Соединение единичного и общего — выражается наделением конкретного героя или явления чертами, характерными для общества в целом.
3. Соединение чувства и разума — выражается сочетанием в образе рационального мышления и способности чувствования. Закладывается в знаковую систему творческой деятельности: в данном случае — в литературное произведение.
4. Соединение субъективного и объективного — выражается в описании свойств или качеств предметов и персонажей автором, а также выражается в реальной сущности предметов или персонажей.
Разберем основную классификацию художественных образов.
Проблема столкновения понятий символа и художественного образа фигурирует уже в XIII веке. Обратимся к мнению философа средних веков из Италии Фомы Аквинского. Он считал, что главная задача системы образов — передача свойств и качеств предметов или персонажей, не воспринимаемых органами чувств.
Позднее ученые Вико, Гегель и Белинский упрощают термин образа. Они определяют его как «иконический» знак. Так образы становятся системами символов, помогающими воспринимать свойства и признаки предметов и персонажей.
Выделим в функции художественного образа, а также рассмотрим его структуру.
Принято выделять следующие функции:
Иногда, художественный образ достаточно сильно влияет на людей определенной эпохи. Так среди молодежи было популярно подражание персонажу произведения «Страдания юного Вертера»: совершение самоубийства.
Структура художественного образа сложная и не совсем понятная. Она включает элементы консерватизма — сохранения старых уставов. Также обладает элементами изменчивости — приобретение и создание новых свойств. Структура зависит от исторической эпохи произведения и авторского стиля.
Дадим литературное определение системе.
Определение: Система образов – совокупность героев произведения и отношений между ними.
При помощи анализа системы можно определить авторскую задумку написания. Выделим основные системы, которые фигурируют в стихотворениях: