27.07.2024
#доклад
#конференция
42

Определение, функции и свойства художественного образа

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие и определение художественного образа
  2. Происхождение художественного образа
  3. Что такое художественный образ
  4. Классификация художественных образов
  5. Художественный образ и символ
  6. Функции и структура художественного образа
  7. Система образов в стихотворениях

Понятие и определение художественного образа

Дадим более научное определение литературному термину.

Определение термина

Определение: Художественный образ — совокупность элементов и символов, которые складываются в общие представления окружения, героев, времени, и мира литературного произведения в целом.

Так данный образ может быть не только у героев, но и у всего окружения, предметов из него.

Художественный образ используется, чтобы задать место и время действий. В нем используются определенные элементы-символы. Сочетание в совокупности элементов позволяет полноценно представить картинку произведения.

Происхождение художественного образа

Обратимся к трудам итальянского философа Джамбаттисты Вико «Основания новой науки об общей природе наций», написанного в 1725 г. В работе фигурируют два понятия мышления: образное и концептуальное. Данное разделение и можно считать зарождением понятия художественного образа. Определим различия двух видов мышления:

  • образное — познание, завязанное на воспроизведении ранее увиденных и услышанных образов;
  • концептуальное — познание, завязанное на собрании элементов в единой картине, рассмотрении картины в целом.

Таким образом, образное мышление позволяет человеку собрать картинку из заведомо знакомых элементов. В то время как концептуальное собирает все элементы воедино.

Вернемся к литературе и произведениям. Поэты и писатели пользуются образным мышлением для того, чтобы воссоздать читателю картинку из знакомых и определенных образов. Вместе с данным видом мышления используется архаическое моделирование действий – представлением окружения в сознании.

Из образного мышления рождается художественный образ. Он помогает понять прекрасные стороны этого мира. Интересно, что психологи часто встречаются случаи схожести снов и художественных произведений.

Что такое художественный образ

Художественный образ представлен совокупностью элементов, которые взаимодействуют друг с другом внутри литературного произведения. Перечислим примеры взаимодействий:

  • материальный мир соприкасается с духовным;
  • субъективные элементы сочетаются с объективными;
  • единичные элементы совмещается с общими;
  • существенные элементы касаются возможных;
  • идеальность соприкасается с реальностью.

Благодаря сочетанию всех элементов получается гармония и слаженность литературного жанра. Поэты и писатели четко передают окружение, героев и временную эпоху.

Художественный образ — образ человека

Обычно наличие художественного образа характерно персонажам произведения: главным героям, второстепенным персонажам, действующим ролям. Также существуют художественные образы, относящиеся к предметам и явлениям. Но данный факт не всегда принимается читателями и литературоведами.

Сложная ситуация определения художественной образности складывается с главными героями — животными. Такие персонажи не воспринимаются ровно как люди. Но разбираются персонажи-животные психологическими методами и подходами так же, как и люди.

Сделаем вывод: художественный образ по большей части употребляется в отношении человеческих персонажей.

Особенности художественного образа в произведениях

Можно выделить ряд особенностей, которые перечислим в списке:

  • конкретность — отражение характерных свойств предметов и объектов;
  • обобщенность — отражение общих свойств предметов и объектов;
  • художественный вымысел — наделение персонажей и предметов особыми свойствами;
  • эстетика — передача при помощи образов эстетического чувства, предоставление читателю испытать чувство радости от эстетики произведения.

Свойства художественного образа в произведениях

Отметим ряд свойств, которые также представим в виде списка:

1. Противоречивость и парадоксальность — выражается принципом невозможности, оборотами оксюморона и грамматической образностью. Дадим определения каждого элемента:

  • принцип невозможности — особые точки в поведении или характере героев, в свойствах предметов или явлений, сущность которых в реальности сомнительна;
  • обороты оксюморона — прямое сопоставления понятий, противоречащих друг другу;
  • грамматическая образность.

2. Соединение единичного и общего — выражается наделением конкретного героя или явления чертами, характерными для общества в целом.

3. Соединение чувства и разума — выражается сочетанием в образе рационального мышления и способности чувствования. Закладывается в знаковую систему творческой деятельности: в данном случае — в литературное произведение.

4. Соединение субъективного и объективного — выражается в описании свойств или качеств предметов и персонажей автором, а также выражается в реальной сущности предметов или персонажей.

Классификация художественных образов

Разберем основную классификацию художественных образов.

  • Индивидуальные — передаются самостоятельностью и авторской особенностью персонажей или предметов, так как считаются результатом воображения писателя. Данные образы характерны для писателей-романтиков и фантастов. Приведем пример: Воланд из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • Характерные — передается при помощи обобщенных черт персонажей и предметов, которые были характерны для временной эпохи автора. Приведем пример: герои произведения Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».
  • Типичный – более совершенная форма характерного образа, которая передается чертами. Эти черты наиболее присущи временной эпохи автора. Данные образы характерны для героев произведений литературы XIX века. Приведем пример: главная героиня из книги Л. Толстого «Анна Каренина». Также в типичном образе можно разглядеть особенности, свойственные определенное исторической эпохе.
  • Образы-мотивы – становиться причинами написания ряда произведений. Приведем пример: сборная группа писаний С. Есенина «Деревенская Русь».
  • Топосы – обобщенные типичные образы, которые били созданы не одним писателем, а несколькими авторами из одной временной эпохи. В пример ставим образ «маленького человека» из произведений А. С. Пушкина, А. Платонова, М. Зощенко.
  • Архетип – определенный образ человека, которые переходит из одного поколения в другое. Термин определил психолог из Швейцарии К. Юнг. Чаще архетипные образы обладают мистическими чертами. Писатели используют данный вид образов и наполняют их чертами современности. Есть смежное понятие архитипу – мифологема. Мифологема завязывается не только на художественном образе, но и на мифическом сюжете.

Художественный образ и символ

Проблема столкновения понятий символа и художественного образа фигурирует уже в XIII веке. Обратимся к мнению философа средних веков из Италии Фомы Аквинского. Он считал, что главная задача системы образов — передача свойств и качеств предметов или персонажей, не воспринимаемых органами чувств.

Позднее ученые Вико, Гегель и Белинский упрощают термин образа. Они определяют его как «иконический» знак. Так образы становятся системами символов, помогающими воспринимать свойства и признаки предметов и персонажей.

Функции и структура художественного образа

Выделим в функции художественного образа, а также рассмотрим его структуру.

Функции художественного образа

Принято выделять следующие функции:

  • эстетическая – передача особенной атмосферы написанного произведения, передача читателю чувств эстетичности и эмоций от произведения, создание понимания «прекрасного» в мире;
  • познавательная – несет в себе ценную информация, становиться источником познаний, поучает читателя сущности мира;
  • воспитательная – участвует в процессе воспитания, формирует определенные личностные качества, задает рамки нормальному и социальному поведениям;
  • коммуникативная – передача мыслей, чувств и эмоций автора, передача особенностей временной исторической эпохи писателя.

Иногда, художественный образ достаточно сильно влияет на людей определенной эпохи. Так среди молодежи было популярно подражание персонажу произведения «Страдания юного Вертера»: совершение самоубийства.

Структура художественного образа

Структура художественного образа сложная и не совсем понятная. Она включает элементы консерватизма — сохранения старых уставов. Также обладает элементами изменчивости — приобретение и создание новых свойств. Структура зависит от исторической эпохи произведения и авторского стиля.

Система образов в стихотворениях

Дадим литературное определение системе.

Определение: Система образов – совокупность героев произведения и отношений между ними.

При помощи анализа системы можно определить авторскую задумку написания. Выделим основные системы, которые фигурируют в стихотворениях:

  • божество;
  • поэт-автор;
  • космос;
  • времена года;
  • природа;
  • и другие.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!