Рады, что вам понравилась статья 😊
Николай Васильевич Гоголь, русский писатель, создавал одно из своих главных произведений, поэму «Мертвые души», в течение семи лет. Время написания – с 1835 по 1842 годы. Во время работы над произведением Гоголь читал фрагменты своим друзьям-литераторам: Пушкину, Белинскому. Их мнение было важно для писателя. Он вносил некоторые правки в текст по совету друзей. Оказали влияние и цензоры. Некоторые сатирические моменты Гоголь убрал из книги по настоянию цензуры.
Замысел писателя был масштабен. Он надеялся создать трехтомное произведение, широкое эпическое полотно русской жизни. На такой литературный подвиг Гоголя нацеливали литературные критики и читающая публика. После первого сатирического тома должны были последовать главы героического эпоса. Но продолжить произведение Гоголь не смог. Ему мешало ухудшившееся здоровье, длительная депрессия. Второй том «Мертвых душ» Гоголь сжег. Этот поступок до сих пор имеет много толкований. Существует мнение, что сделал это случайно, по ошибке. Более вероятным кажется творческий кризис писателя, недовольство своим произведением. Поэтому «Мертвые души» считаются незаконченным произведением. Это не помешало ему приобрести множество поклонников и завоевать популярность у читателей.
Тему произведения подсказал Пушкин. Он рассказал Гоголю реальную историю о пройдохе-помещике, который получал в Опекунском совете денежные ссуды под залог своего имущества – крепостных крестьян. Но его крепостные при проверке оказались умершими. Он покупал «мертвые души», информацию о крестьянах. Крестьяне умерли, но до конца года числились собственностью своих помещиков, и за них помещик платил небольшой налог в казну. Мошенник заключал с помещиком фиктивную сделку и становился формальным собственником крестьян. Такие сделки заключались за символическую плату, а ссуды под залог «мертвых душ» мошенник получал солидные.
По мнению Пушкина, стоило взять в герои мошенника, путешествующего для незаконного обогащения. С ним можно объехать хоть всю Россию, показать ее во множестве обличий. Подобная история произошла позже с другими русскими писателями: Катаев подарил идею поиска 12 стульев своему брату и его другу, они известны как Ильф и Петров.
Гоголь с интересом отнесся к сюжету и развил его. Путешествие Чичикова по усадьбам помещиков – это серия комических историй, веселых карикатур. Сам Чичиков описан писателем как средний, неприметный чиновник, решающий свою главную задачу: достичь богатства.
Помещики, которых посещает Чичиков, гораздо колоритнее главного героя. Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев – это яркие образы, каждый воплощает определенный тип характера, доведенный до крайности.
Среди героев нет положительного образа. Положительный герой должен возникнуть позже, во втором томе, но с его созданием у автора возникли непреодолимые сложности. Он хотел показать России идеального героя, пример для подражания – но не смог этого сделать, поскольку его дарование – сатирическое. В создании эпического романа с широким спектром характеров, достиг успеха другой русский писатель – Лев Толстой, написавший роман «Война и мир».
Жанр «Мертвых душ» определен как поэма. Почему произведение в прозе названо поэмой? Наверно, русские писатели, творцы только начавшей разворачиваться русской литературы, устанавливали свои правила. Пушкин написал роман в стихах, Гоголь – поэму в прозе. Белинский же взял на себя труд – направлять всех писателей по пути прогресса. Он высоко ценил Гоголя и видел в нем нового Гомера. «Тарас Бульба» создавался как эпос, Гоголь виделся Белинскому как русский вариант Гомера, и от Гоголя-«Гомера» ожидалась новая «Одиссея». Гоголь искренне старался соответствовать этой роли. Поэтому «Мертвые души» – поэма. Первая часть незавершенного триптиха.
Чичиков – персонаж посредственный во всех отношениях, но его суетливая деятельность является поводом для описания разнообразных представителей русского дворянства.
Биографию главного героя автор сообщает лишь в конце первого тома. Оказывается, Павел Чичиков с детства отличался расчетливостью. Запомнив наставление отца «пуще всего беречь и копить копейку, водиться лишь с теми, кто побогаче», Павел Чичиков уже в школьные годы блеснул умением втираться в доверие к начальству. Гоголь предупредил читателей, что заглавный персонаж подлец: «припряжем и подлеца». Мальчик не стеснялся продавать разные мелочи ученикам в классе, в том числе припрятывал угощения богатых товарищей, а затем продавал припрятанное тем же товарищам. Характер Павлуши проявился, когда попал в беду учитель, уволенный из училища. Ученики решили помочь попавшему в беду наставнику и собрали деньги. Павел Чичиков, который всегда был почтительным и прилежным, отказался участвовать в сборе: ведь учитель уже не имел власти.
После университета Чичиков начал карьеру чиновника и всегда умел втереться в доверие к начальнику, был угодлив и демонстрировал усердие. Получив повышение, моментально охладевал к недавнему покровителю.
Прошло время, и Павел Иванович получил доступ к бюджетным средствам. Он сразу стал активным участником аферы. Строительство казенного здания не двигалось, а члены комиссии отстроили себе красивые дома. Однако аферисты пострадали от нового сурового начальника. Чичиков временно оказался без работы, но нашел место на таможне. Неутомимый мошенник ввязался в контрабандные игры, разбогател, но снова «пролетел».
И вот новая афера: покупка «мертвых душ» с целью иметь залог для получения кредитов. Дело хлопотное, требующее многих знакомств. И Чичиков заводит полезные знакомства в уездном городе. Он – сама любезность, он обаятелен и щедр на похвалы, и его приглашают в гости сразу несколько человек. Сначала читатель вместе с Чичиковым знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем. Поговорив с Чичиковым, помещики пригласили Павла Ивановича к себе, и главный герой согласился. А на следующий день, на приеме у полицмейстера, персонажа ждало знакомство с Ноздревым, и вряд ли Чичиков догадывался, что близкое знакомство с этим помещиком обернется опасными приключениями.
Только началось путешествие за мертвыми душами – встретился поп, а народная примета говорит: «встретил попа – будет неудача». Поездка в деревню Маниловку оказалась долгой, ввиду плохой дороги и отсутствия внятных ориентиров. Герою повезло – встретился толковый крестьянин, рассказал, как добраться в деревню Манилова. Чичиков доехал до господского дома, несколько недостроенного, в окружении полей, кое-как обработанных. Хозяин радостно встретил гостя. Манилов – ленивый мечтатель, неспособный ни к какому делу. У него много фантазий, он планирует построить то и это, но управлять хозяйством не способен. Есть управляющий, который планомерно разоряет помещика. Крепостные мужики ходят по кабакам и не слишком усердны в работе. Манилов на пути к разорению, но пока все хорошо, и он предается праздности и фантазиям. Чичиков легко убедил Манилова продать ему очень дешево бумаги на тех крестьян, что умерли в этом году. Чичиков сообщил, что делает это из симпатии, чтоб удружить приятелю и избавить его от лишних податей.
После приятного разговора с Маниловым Чичиков решил заехать в деревню Собакевича. Погрузившись в приятные думы, «благородный мошенник» очнулся, когда началась гроза и полил дождь – недаром Манилов предупреждал о непогоде. Оказалось, что кучер Селифан сбился с дороги и вдобавок был нетрезв – побывал в кабаке с крепостным мужиком Манилова. Пришлось ехать туда, где слышался собачий лай. Павел Иванович попал в деревню Коробочки, когда на дворе стояла ночь. Утром Чичиков поговорил с самой помещицей, Настасьей Петровной Коробочкой. Разговор о мертвых душах оказался очень непростым – помещица оказалась «твердолобой», недоверчивой. Но все-таки Чичиков добился своего.
Далее судьба сводит Чичикова с грубияном и карточным шулером Ноздревым. Это особый шулер: открыто мошенничает при игре в карты и даже в шашки играет нечестно. За отказ продолжить партию в шашки Ноздрев велит своим слугам поколотить гостя. Лишь случайность спасла Чичикова от серьезных неприятностей. Далее следует посещение Плюшкина и Собакевича. Плюшкин – опустившийся старик, патологически скупой. Помещичий дом захламлен, усадьба разрушается, крепостные крестьяне бедствуют. Зато Собакевич – крепкий хозяйственник. Сам он похож на медведя, дом у него из бревен, крестьяне живут в крепких избах и лошади как на подбор – тяжеловозы.
Чичиков ищет подход к каждому помещику, чтобы заключить сделку. Сложней всего уговорить Собакевича: он недоверчив и строго соблюдает свои интересы. Однако в итоге всех сделок странствующий чиновник получает вполне приличное «население» для своего фиктивного поместья.
Вернувшись в уездный город, Чичиков в самом приятном настроении отправляется на бал и даже присматривает себе невесту – губернаторскую дочку. И тут его настигает удар судьбы. Является Ноздрев и оглашает интерес Чичикова к мертвым крестьянам. Далее помещица Коробочка засомневалась в заключенной сделке и приехала в город с вопросами: почем нынче мертвые души? Не продешевила ли она? Рассказ о странном интересе Чичикова к умершим быстро стал сенсацией, а сам герой превратился в изгоя, вызвал всеобщее возмущение. Смысл его поступков был непонятен, чиновники горячо спорили о возможных мотивах. Уездный прокурор даже умер от переживаний и размышлений.
Первый том завершается бегством героя из уездного города. Неожиданно его отъезд описан Гоголем торжественно-поэтично, знаменитым пассажем: «Эх, тройка, птица-тройка…»
Первый том завершен. После мучительных споров с цензорами, удаления спорных эпизодов – книга опубликована. Русские читатели радостно встретили новую книгу любимого писателя, высоко оценили и стали ждать продолжения.
Многие слова и выражения стали крылатыми. Плюшкин, Манилов – это имена нарицательные. Даже те, кто не читал эту книгу, знают, что маниловщина – пустое прожектерство, а плюшкиным назовут того, кто копит хлам.
Продолжения читатели не дождались. Но почитатели Гоголя сумели восстановить по ранним черновикам начало второго тома, и ныне он опубликован.
Николай Гоголь писал эпопею, и замысел его был многоплановым. Конфликт в «Мертвых душах» тот, что прежде всего бросается в глаза: хитрый, не слишком умный, безнравственный человек хочет разбогатеть, а ему это не удается. Его аферы рушатся.
Но есть и менее очевидный конфликт, который формулируется в авторских монологах, разбросанных в книге, и в заключительном пассаже «Русь-тройка». Это конфликт между высоким предназначением человека – и мелким, недостойным его исполнением. Между широтой русской души и узостью доступных путей. Птица-тройка мчится по русской равнине, а в экипаже едет мошенник.
Этот конфликт Гоголь искренне собирался преодолеть, хотя не знал, как. Возможно, он ожидал, что при написании книги ему откроются высшие смыслы, что он напишет то, что сам не знал до сих пор… Тем более, что зачастую при сочинении историй писатель действительно не знает, что будет дальше, герои обретают собственную волю, действуют в соответствии со своей природой. Увы, надежды Гоголя не сбылись. Напротив, его творческие силы угасали, мощный поток образов истощался. Мучительные попытки завершить начатую эпопею – это трагедия гения, теряющего свой дар.
Николай Гоголь – один из ярких представителей «золотого века» русской литературы. Он был первым знаменитым русским прозаиком. До него прозу писали поэты: Пушкин, Лермонтов, но главными их произведениями все же были стихи. Гоголь же был профессиональным прозаиком. Его классифицируют как представителя реалистического направления, хотя Гоголь создавал фантастические миры, фантастические ситуации.
Главного героя, Павла Чичикова, автор откровенно не любит. Но раз уж автор путешествует вместе со своим героем в экипаже по немощеным уездным дорогам, у него присутствует сочувствие главному герою. Гоголь критически относится и к прочим персонажам своей поэмы. Он описывает их с юмором, слегка насмешливо. Хозяйственный и грубый Собакевич вызывает даже некоторую симпатию. самый отталкивающий персонаж – патологически скупой Плюшкин, автор посвящает ему печальное рассуждение: удивляется, как можно опуститься до такой мерзости.
«Мертвые души» – произведение, увлекающее с первой страницы. Гоголь – отличный рассказчик. Он между делом рисует в воображении читателя миры со множеством подробностей, мелких и крупных деталей. Все его герои – живые, яркие. Книгу много раз иллюстрировали, и нарисованные портреты главных героев очень похожи на тех, которые возникают в воображении читателя. Поскольку их описания – яркие и образные, как и вся проза Гоголя. В книге много описаний, отвлекающих внимание от основного сюжета, но эти описания придают особый интерес чтению. Множество подробностей не мешают восприятию. Своеобразный избыток авторского воображения оживляет героев и сюжет.
Первые критические статьи о «Мертвых душах» написал Виссарион Белинский. Это был весьма своеобразный критик, сыгравший большую роль в русской литературе. На Гоголя он имел значительное влияние. Фактически, он был своеобразным руководителем, заказчиком эпопеи. Он настраивал Гоголя на написание эпоса и темпераментно комментировал выход первого тома. «Не забудьте, что книга эта есть только экспозиция, введение в поэму, что автор обещает еще две такие же большие книги, в которых мы снова встретимся с Чичиковым и увидим новые лица, в которых Русь выразится с другой своей стороны…»
Критики и литературоведы многократно писали об этой книге. Писатели Петр Вайль и Александр Генис в «Родной речи», главе «Бремя маленького человека» отметили, что главный герой «Мертвых душ» Чичиков похож на Акакия Башмачкина из повести «Шинель». Мечты Павла Ивановича столь же незамысловаты, а бремя «маленького человека» означает постоянные неудачи. В помещиках критики нашли сходство с героями русских сказок. Собакевич похож на лешего, Ноздрев напоминает Змея-Горыныча, Коробочка почему-то напомнила критикам Бабу-Ягу – старость, боли в костях, проблемы со сном, подозрительность. В Плюшкине легко узнать Кащея, чахнущего над златом. Лишь Манилов пришел из зарубежной сказки, и похож на эльфа – маленького человека с крыльями, беззаботно порхающего по цветам. Вайль и Генис отмечают, что Гоголь под влиянием Белинского планировал превратить Чичикова из мелкого подлеца в достойного человека, но не смог решить задачу.