Рады, что вам понравилась статья 😊
Если в Европе классицизм был следствием секуляризации и гуманизации культуры, то в России классицизм появляется в ходе европеизации страны, после петровских реформ.
В первой четверти 18 века закладываются предпосылки преобразования русской культуры. Литература все больше уходит от религиозных образцов, свойственных древнерусской прозе и поэзии.
В 1730–1750 годах начинает складываться новая система жанров, полностью заимствованная из европейской литературы, создаются первые тексты в жанре классицизма.
Период после 1760 года — расцвет русского классицизма, направление окончательно занимает господствующее положение в прозе и поэзии. Этот период, известный как «екатерининская эпоха» стал временем рождения российской литературы. И первый направлением молодой литературы стал именно классицизм.
Конец 18 века станет временем постепенного спада популярности классицизма, зарождением сентиментализма.
Как и европейский русский классицизм имел четко выраженные художественные принципы. Это, прежде всего, доминирование рационального подхода во взгляде на мир.
Произведения классицизма имеют четкую структуру, не допуская смешения проблематики. Ярче всего это проявлялось в построении драматических произведений. В пьесах должны были соблюдаться три единства — времени, места и действия.
Любое творение классицизма должно было иметь дидактическое содержание — читателя поучали должному поведению, предписывало определенные мировоззренческие установки. Этический мир классицизма черно-белый. Есть положительные и отрицательные персонажи, что подчеркивалось «говорящими» фамилиями. Добро в финале обязательно побеждает, а злодеи терпят крах, без надежды на искупление или исправление.
Вместе с тем, литература русского классицизма имела свои особенности. В ней настойчиво проповедуется приоритет государственных, общественных интересов перед потребностями индивидуума. Чувственная природа человека отвергается не только в силу своей иррациональности (как в европейских образцах классицизма), а потому что эмоции героев эгоистичны, побуждают их действовать в собственных интересах, забывая о «благе государства».
Кроме того, в европейских странах литературный язык уже сформировался, а России освоение классицизма шло параллельно с преобразованием литературных языковых норм. Даже жанры, привычные для европейцев, то для русских писателей произведения в жанре оды, басни, комедии были в новинку и требовали освоения. Кроме того, театр, бывший основным местом популяризации идей классицизма, в Европе уже сложился как общественный институт, а в Российской империи возник и развивался именно в эпоху классицизма.
Фото: Playground AI
Классицизм в русской литературе — это литературное направление, которое появилось в России в XVIII веке под влиянием западноевропейской классической традиции. Оно было ориентировано на строгие правила и формы, наследуемые от античной литературы, и отличалось стремлением к гармонии, ясности, рациональности и общественной значимости произведений.
Ученый, просветитель, политик и один из первых российских писателей — Михаил Ломоносов. Сын зажиточного крестьянина Архангельской губернии, в 20 лет буквально удирает из родного села, добивается зачисления в Славяно-греко-латинскую академию, потом учился в университете Петербурга и Марбургском университете Германии.
Он создавал произведения в жанрах сатиры, эпиграммы, трагедии, но его любимым жанром была ода.
Одам Ломоносова свойственна торжественность, утверждение важности познания, развития науки, идей прогресса. Каждая ода Ломоносова под видом похвалы монарху содержит настоящую программу действий «просвещенного монарха».
Еще более существенный вклад поэт сделал в создание литературного языка и системы стихосложения. В «Русской грамматике» Ломоносов упорядочил и систематизировал правила русского языка, чем заложил основы его дальнейшего развития. А в «Письме о правилах российского стихотворства» инициирует введение силлабо-тонической системы стихосложения.
Фото: Playground AI
Этого литератора часто называют первым русским писателем-профессионалом, а еще отцом русского театра. Сын довольно знатных, но довольно бедных дворян учился в Шляхетском корпусе, мог бы сделать великолепную карьеру гражданского чиновника и придворного, но решил, что его призвание литература. Действительно, его любовная лирика, а потом и стихотворные драмы (особенно, «Хорев») делают его известным. Он был первым директором Российского театра в Санкт-Петербурге.
Исследователи творчества Сумарокова отмечают его универсальность, он писал драмы, комедии, оды, мадригалы и сотни басен. Он использовал все размеры, варианты рифмовок и строфических форм.
Антиох Кантемир вошел в историю русской литературы как создатель социальной сатиры. Сын молдавского князя (господаря) он получил великолепное домашнее образование дополненное обучением в Греко-славянской академии.
Уже в 20 лет Кантемир пишет свою первую сатиру. Тематика его произведений обличительно-поучающая. Основное внимание писатель уделял противостоянию «столбового» дворянства и «новых» людей, то есть типичный конфликт постпетровской России, где дворянские семьи, чья история уходила на сотни веков, возмущались тем, что высокие должности достаются людям с самым простым происхождением. Впервые в российской литературе появилось сатирическое высказывание не на абстрактную, а на остроактуальную тематику.
Денис Фонвизин — крупнейший драматург 18 века, создатель русской комедии. Славу среди современников ему принесла пьеса «Бригадир», а вот в истории русской литературы он остался как автор «Недоросля». Его идеологическая направленность его произведений типична для позднего классицизма — выполнение гражданского долга превыше всего, а посвящать жизнь личным интересам и собственной выгоде — низко и подло.
Особое внимание следует уделить языку Фонвизина. Если герои ранних русских классицистов говорят многословно, с вычурными метафорами и гиперболами, то речь героев пьес Фонвизина ясная, простая, с элементами «просторечивых» выражений.
Фото: Playground AI
В России классицизм господствовал в литературе во второй половине 18 века. И его значение для развития российской словесности трудно переоценить.
Прежде всего, писатели-классицисты преобразовали литературный язык. Громоздкий, неловкий, с множеством церковно-славянских выражений язык 17 века, был решительно преобразован такими писателями как Ломоносов, Сумароков, Фонвизин.
Классицизм привнес в российские произведения обязательные гражданские мотивы. Теперь даже любовный треугольник рассматривался через призму общественного блага, это заметно уже у Фонвизина, а в «Горе от ума» Грибоедова станет литературным приемом.
Логичность и ясность сюжета — еще одно следствие положительного влияния классицизма на литературу. По своей природе это направление тяготело к рациональному и четкому изложению. Именно в литературе классицизма сюжет становится «скелетом» произведения, связывая воедино темы и проблематику литературных творений.
Первое литературное направление в России — классицизм долго был в тени Золотого века русской литературы. Только со временем литературоведам стало ясно, что именно это направление во многом определило развитие русской литературы. Чтобы почувствовать это, достаточно прочесть лучшие произведения российских писателей классицистов.
Антиох Кантемир. «На хулящих учения» (1729). «На зависть и гордость дворян злонравных » (1729).
Ломоносов М. В. «Ода на взятие Хотина» (1739). «Ода на день восшествия… »(1747). «Российская грамматика» (1755), «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739).
Сумароков А. П. «Хорев» (1768). «Димитрий Самозванец» (1771).
Фонвизин Д. И. «Бригадир» (1769). «Недоросль» (1782).
Державин Г. Р. «Властителям и судиям» (1780). «Памятник» (1795). «Бог» (1784).
Радищев А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).