Рады, что вам понравилась статья 😊
Литературоведение расшифровывает термин «проблема» с позиции вопроса теоретической или практической значимости, нуждающегося в решении или исследовании. Проблема и проблематика практически идентичные понятия.
🤔 ОпределениеПроблематикой в литературных кругах считают осмысление автором социального характера персонажей. В зависимости от идейной задумки произведения писатель выделяет определенные свойства, которые видятся ему существенными и значимыми для раскрытия темы.
Проблематика — область понимания, степень осмысления автором реальности, отраженной в произведении. В области проблематики зафиксированы авторские концепции понимания человека, мира, отражены переживания, размышления писателя. Выбранную тему исследуют под определенным углом, исходя из определенной точки зрения. Читатель познает проблематику из диалогов, обсуждения героями конкретных ценностей, вопросов, приведенных художественных аргументов.
Проблематика является главным в художественном созерцании. Для познания проблемы, сравнения собственных представлений о мире с теми, что благодаря автору заложены в умы героев, читатель знакомится с книгами. Правильно подобранная проблема вызывает у читателя желание сформировать собственные представления, размышления, переживать, соглашаться или противоречить автору. М.М. Бахтин считает, что познать содержание художественного произведения можно посредством диалога писателя и читателя.
Проблематику нельзя путать с тематикой. Проблематика — субъективная сторона содержания текста. Посредством нее удается с максимальной силой проявить индивидуальный авторский взгляд на мир, отношение к нравственным категориям. Количество тем ограничено — любовь, смерть, быт, отношения в семье, государстве. Множество произведений написано по одной теме, но в них подняты собственные вопросы.
Проблематику часто рассматривают в качестве визитной карточки авторов. Поэты пишут о природе, любви, жизни. Но каждый делает это индивидуально, представляя собственное видение, вложенное автором в произведение, делает стихотворение уникальным. Пример тому — разный взгляд на поэзию русских корифеев. А. С. Пушкин называл поэзию служением музам, Лермонтов видел идеал поэта в одиночестве, Некрасов считал, что поэзия должна оставаться полезной обществу, Блок посредством поэзии выражал мистические тайны окружающего мира. Маяковский говорил о положении поэта в рабочем строю, для него поэзия была производством, аналогичным изготовлению машин и продуктов. Исходя из понимания поэзии, поэты наделяли стихотворения особыми смыслами.
Систематическое изучение проблематики произведений началось в XX в. Первую классификацию проблем в произведении создал М. М. Бахтин. Им выделены романная и нероманная концепции действительности. Разделение произведено в зависимости от понимания писателем сущности человека и способности изображать эту сущность.
Г. Н. Поспелов говорил о существовании проблематики:
Но классификация Поспелова рядом исследователей признается недостаточно точной, поскольку не содержит понятной терминологии, связывает проблематику с жанрами произведений, социализирует ее. А. Б. Есин внес в квалификацию Поспелова коррективы, выделив собственные виды проблематики. Исследователь подразделяет заявленные авторами проблемы на:
Дополнив собственное понимание проблематики, Поспелов выделяет проблематику философского, нравственного и идейно-политического направления, а также социального и социально-политического. Выбор проблематики относят к противоречиям и акцентам, расставляемым автором в произведении.
Зачастую проблематика в художественном тексте одна, смещения проблематик не происходит. Исключением относительно классических текстов признаются проблемы, поднятые в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина. В этом произведении социокультурные и идейно-нравственные проблемы перекликаются и переплетаются. Идейно-нравственные и национальные вопросы пытается решить великий поэт и прозаик в поэме «Медный всадник».
Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» и Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» удачно совмещают больше трех проблематик. Наличие в произведении проблематики показывает его художественное своеобразие.
Для определения проблематики текста необходимо:
Наличие в тексте вопросов: «В чем смысл жизни», «Что такое любовь» и им подобных, позволяет быстрее определиться с проблематикой. Если вопросительного знака к вопросам не поставлено, можно попытаться поставить его самостоятельно. Умение выделять проблему помогает читателю быстрее понять, подходит ли ему конкретный текст, понравится ли произведение. Так, не каждый читатель восхищается текстами, в которых подняты проблемы, не затрагивающие их непосредственную жизнь. Живущим в достатке непонятны проблемы бедняков, народные тексты покажутся им скучными. Глубоко реалистичные читатели не склонны искать мифологические проблемы в произведениях.
Трудность выявления проблем художественных текстов заключена в том, что авторы произведений идут от общего к частному, потому проблемы заявлены не в первых строках произведения, они кроются в его глубине. Читатель обычно стремится пойти от частного к общему, потому даже опытным литераторам нелегко выявить проблему, которую автор пытается решить написанием текста. Помогает глубокий анализ поступков и речи героев, определение положительных и отрицательных качеств, проявленных в поступках. Выделение абстрактных существительных, называющих конкретные качества человека, также помогает. Обнаружение в произведении слов — «долг», «честь», «совесть», «равнодушие, «черствость» — уже половина дела в определении проблематики.
Литературоведы советуют выделить основную мысль текста в отдельное предложение и определить, на какой вопрос она отвечает. Вопрос становится проблемой текста. Проблемы формируются самостоятельно, цитируются — берутся из книги. Иногда указывают номер страницы и строки в тексте, где обнаружена проблема.
В художественных произведениях с наибольшей частотой встречаются проблемы национального, философского, социального характера. Например, в текстах о войне поднимаются вопросы, связанные с:
Философские проблемы в текстах ищут в диалогах и поступках героев понимание важных составляющих жизни — свободы, истины, добра и зла, счастья, судьбы. Примеров больше, чем способен вместить текст.