Рады, что вам понравилась статья 😊
В первую очередь, зная, когда следует применять различные техники, становится проще понять мотивацию писателя, отношение к персонажам, интригам, событиям. Кроме того, умение распознавать литературные ходы может помочь читателю по-настоящему понять общий смысл текста, цель произведения.
Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» является символическим произведением. Разбираясь в приемах литературы легче понять, почему автор выбрал определенный язык для описания персонажей, почему определенные события разворачиваются так, как развиваются.
Художественные приемы делают тексты увлекательными, захватывающими, грамотными, предоставляя автору творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, не имеющих места в реальности. Люди, утверждающие, что жизнь — лучший сценарист, не понимают, сколько нестандартных историй ей требуется, чтобы сложить сюжет, который даже средненький писатель мог бы придумать сходу, применяя базовые литературные приемы. А выдающиеся произведения — это сложное поприще, где каждая кажущаяся незначительной деталь может оказаться ключом к истинному смыслу и сюжету произведения.
Так что при прочтении высокохудожественных книг, незнание художественных методов не дает читателю постичь глубоких слоев смысла, заключенных в повествование.
Данные способы повышения выразительности, способствуют обогащению устной и письменной речи.
Самые распространенные средства художественной выразительности, люди повсеместно используют их, того не замечая. Это определение, выделяющее характерные свойства предметов, явлений.
📖 ПримерВисячие ветки садовых деревьев били Павла по лицу.
Скрытое сравнение, употребленное в переносном значении на основе сходства.
📖 ПримерПетр Великий прорубил окно в Европу.
Образное преувеличение. В отличие от гротеска, преувеличивающего понятие слова или выражения, этот прием надо воспринимать буквально.
📖 ПримерТысячу раз тебе говорил, Маша – сама скромность.
Преувеличение, изображающее понятие в абсурдном ключе. Обычно используется в комедиях.
📖 ПримерПаша был настолько голоден, что проглотил бы железный орден.
Подмена понятий на основе смысловой связи. Используется для повышения «лиричности» текста.
📖 ПримерГотов съесть тарелочку супа (так как ест человек не тарелку, а суп). Шипели бокалы игристого вина (шипят не бокалы, а жидкость, налитая в них).
Разновидность метонимии. Использование части, от целого или наоборот.
📖 Пример«Морская даль во мгле туманной,
Там парус тонет, как в думу»(тонет корабль, а не только парус).
Отсылка к лицу, предмету, месту, не связанному с повествующейся историей.
📖 ПримерБродский в одной из поэм обращается к герою Пушкинского романа в стихах «Евгению Онегину».
Повторении языковых элементов: звуков, слов или групп слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.
📖 ПримерГриша там был. Гриша все видел. Гриша все знает.
Стилистическая фигура, которая предполагает повтор звуков, слов или словосочетаний в конце стихотворных строк или прозаических фраз.
📖 ПримерТам был Гриша. Все видел Гриша. Все знает Гриша.
Разновидность парадокса, сочетание несочетаемых явлений.
📖 ПримерЖивой труп, холодное пламя.
Противопоставление идей и явлений. Сравнивает идеи, помогая осветить достоинства каждой.
📖 ПримерЭто было худшее время, наступившее после лучшего времени. Далее следует сопоставление времен.
Обратный порядок слов. Придает тексту поэтичности.
📖 Пример«Твоих оград узор чугунный», вместо привычного порядка «чугунный узор твоих оград».
Применение слова в переносном ключе с целью насмешки.
📖 ПримерСилен, силен – мужик! (говоря о слабом человеке).
Колкая разновидность иронии с оттенком горечи. Прием направлен на жесткую критику чего-либо.
📖 Пример«Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не те ли, грабительством богаты?»
Утверждение, не соответствующее логическим вещам. Популярный прием детских писателей.
📖 ПримерЦапли по небу летают.
Утверждение, прямо противоречащее здравому смыслу.
📖 ПримерВсе люди равны, но некоторые равнее.
Сложение текста одинаковыми грамматическими конструкциями.
📖 Пример«В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут».
Членение предложения на самостоятельные части. Создает эффект паузы.
📖 ПримерМою сумку. Он забрал. А мне что делать? Назад не отдал же.
Намеренная ошибка в хронологии. Добавление персонажей или событий, не соответствующих временным рамкам текста.
📖 ПримерПо улицам Петербурга гуляет Пифагор.
Ситуация, когда в текст одно слово специально заменяется другим. Слово, причем не похоже на изначальное выражение в плане значения.
📖 ПримерПо Нилу проплывала аллегория. Аллегория заменяет слово аллигатор.
Прием, детально описывающий происходящее в тексте, позволяющий погрузиться в него.
📖 ПримерИспользование предложений «Как же я люблю блины. Когда их жаришь на чугунной сковородочке, смазанной добрым кусочком сливочного масла, доставшегося мне от бабушки в деревне. Смешиваешь яйца, муку, соль, молоко, тщательно перемешиваешь. Потом добавишь кусочек растопленного шоколада — и можно жарить!», а не короткой фразы «люблю жареные блины».
Наделение неживых предметов способностями и характеристиками одушевленных вещей.
Важно: при олицетворении вещи буквально становятся живыми!
📖 ПримерПлачет небо – идет дождь.
Наделение неживого характеристиками живого. В отличие от олицетворения, не превращает предмет в полностью живое существо, а лишь наделяет его некоторыми свойствами.
📖 ПримерМиша увидел белое платье, танцующее при луне, и сразу влюбился (белое платье — девушка, завуалированная под предмет ее одежды).
Повторение слова несколько раз в рядом стоящих предложениях намеренно.
📖 ПримерПетр понял цель всей жизни, ту цель, которая не дает спать, цель, способную свернуть горы.
Использование большого количества союзов, которые можно было бы и не вставлять, в рамках одного предложения.
📖 ПримерВ детстве у меня было много увлечений: я пел, и играл на фортепиано, и занимался гимнастикой, и краеведом был, и на гитаре играл, и стихи сочинял.
Отсутствие использование большого количества союзов, которые можно было вставить, в рамках одного предложения.
📖 ПримерМужик сильный был. Он на даче – колет, режет, лесорубит.
Использование символов, выражающих скрытый аллегорический смысл. Сложно привести конкретный пример символизма, так как символы могут содержаться в обычных вещах, ведь каждое слово предполагает разную трактовку.
📖 ПримерБыло много сил на свете, но его манила вода.
Для кого-то вода — красивая морская гладь, поэтому он поймет предложение, как размышление автора о красоте природы, окружающего мира. Для другого читателя вода — стихия, унесшая тысячи жизней. Поймет предложение, как размышление о страхах автора.
📖 ПримерГриша украл мою конфету, а родители его похвалили. Это справедливо?
📖 ПримерГриша подарил Маше машину? О Боже! Как она сейчас рада!
📖 ПримерО, Гриша, свет моих очей!
Замена негативных, отрицательных явлений словами с нейтральным значением
📖 ПримерГриша любил прибегнуть к стакану, чем нарушал семейное благополучие. Автор нейтрально указал на пьянство Гриши.
Сопоставление объектов, действий, явлений.
📖 ПримерГриша побежал, точно гепард.
Намек на последующие сюжетные перипетии. Прием подсказывает развязку сюжета или сбивает фокус читателя, вводят в заблуждение.
Употребление неформальных выражений, сленга. Используется для придания реалистичности героям, диалогам.
📖 ПримерХотел на море поехать – шибко отпуск затянулся!
Слова, выражающие отношение героя/автора к сложившейся ситуации.
📖 ПримерГриша, проклятый мужик!
Пропуск незначащих слов предложения. Побуждает читателя додумывать смысл предложения.
📖 ПримерНемцы села – в пепел, города – в руины.
Намеренная незавершенность фразы, придающая драматичность сюжету.
📖 ПримерГрише необходимо улететь в Европу, но денег на счету недостаточно, поэтому…
В поиске литературных приемов следует обратить внимание на авторский стиль, специфические методы выразительности — они несут скрытый смысл, подчеркивают идеи произведения. Обращайте внимание на повторяющиеся мотивы, заложенные для усиления эмоционального воздействия. Изучите строение текста, включая композицию, диалоги, персонажей — это тонкие намеки, глубинные пласты содержания. Не забывайте об историческом контексте, влияющем на использование конкретных средств художественной выразительности. Подходите к тексту осознанно, внимательно, аналитично, открывая аспекты литературного искусства.
Читайте правильно: