24.07.2024
#доклад
#конференция
42

«Серебряный век»: основные направления и ключевые авторы

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Что такое «Серебряный век»?
  2. Основные особенности
  3. Предпосылки «Серебряного века»
  4. Направления и течения
  5. Футуризм
  6. Имажинизм
  7. Символизм
  8. Акмеизм

Что такое «Серебряный век»?

«Серебряный век русской литературы» - это эпоха, которая относится к периоду конца XIX — началу XX веков и получила свое название по аналогии с «Золотым веком русской литературы», который относится к началу XIX века. Это название возникло в среде русской эмиграции и ретроспективно оценивает ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века». Этот период  также известен как модернизм. Вопрос о точных хронологических рамках «Серебряного века» остается спорным, но обычно его датируют 1890-ми годами–первым двадцатилетием XX века. 

Основные особенности

Основные особенности «Серебряного века» русской литературы включают:

  1. Разрыв с предшествующими художественными традициями: писатели и поэты этого периода стремились к новому, отвергая классические формы и обращаясь к экспериментам с формой и содержанием.
  2. Стремление к условности стиля: авторы часто использовали символы, метафоры и другие средства выразительности для передачи своих идей и эмоций.
  3. Поиск новых художественных форм: писатели и поэты «Серебряного века» активно экспериментировали с различными жанрами и стилями, создавая новые направления в литературе.
  4. Индивидуализм и субъективизм: в этот период преобладала идея индивидуальной свободы творчества, а также субъективного восприятия мира.
  5. Эксперименты с формой: писатели и поэты активно использовали различные формы стиха, включая свободный стих, верлибр и другие нетрадиционные формы.
  6. Увлечение мистицизмом и символизмом: многие авторы этого периода были увлечены идеями мистики и символизма, что отразилось в их произведениях.
  7. Обращение к фольклору и народной культуре: некоторые писатели и поэты обращались к народной культуре и фольклору, используя их элементы в своих произведениях.
  8. Влияние западной культуры: в этот период русская литература активно взаимодействовала с западной культурой, что отразилось на творчестве многих авторов.

Эти черты и особенности сделали «Серебряный век» одним из самых ярких и значимых периодов в истории русской литературы.

Предпосылки «Серебряного века»

Предпосылки «Серебряного века» русской литературы связаны с рядом факторов, которые привели к культурному и интеллектуальному обновлению в конце XIX начале XX веков. Вот некоторые из них:

  1. Кризис классической литературы: К концу XIX века классическая литература, основанная на реализме и романтизме, начала терять свою актуальность. Это привело к поиску новых форм и тем в литературе.
  2. Социальные и политические изменения: Революционные события начала XX века, такие как Первая русская революция 1905 года, вызвали общественные потрясения и стимулировали поиск новых идей и ценностей.
  3. Воздействие западной культуры: Влияние западной культуры, особенно французского символизма и немецкого экспрессионизма, оказало значительное влияние на развитие русской литературы.
  4. Развитие науки и философии: Новые научные открытия и философские течения, такие как теория относительности и психоанализ, способствовали развитию новых идей и подходов в искусстве.
  5. Технический прогресс: Развитие технологий, таких как фотография и кинематограф, повлияло на изменение восприятия искусства и привело к поиску новых способов выражения.

Все эти факторы создали благоприятную почву для развития нового литературного движения, которое впоследствии стало известно как «Серебряный век».

Направления и течения

Направления и течения «Серебряного века» русской литературы отражают разнообразие и богатство литературной жизни "Серебряного века" и свидетельствуют о творческом поиске и экспериментах, характерных для этого периода. 

Назовем основные направления

Футуризм

Футуризм — это направление в искусстве, которое возникло в начале XX века и было направлено на радикальное обновление искусства, отвержение прошлого и акцент на будущее. Футуристы стремились к созданию нового языка искусства, который бы отражал динамику современной жизни и технологический прогресс.

Основными принципами футуризма являются:

  1. Приоритет будущего над прошлым: футуристы отвергали традиции и стремились к созданию радикально нового искусства, которое бы отражало современную жизнь и технологии.
  2. Динамика и движение: футуристы стремились передать ощущение скорости, энергии и динамики современной жизни через свои произведения.
  3. Антиэстетизм: футуристы отвергали понятие красоты и гармонии, считая их устаревшими и не соответствующими духу времени.
  4. Технологический прогресс: футуристы восхищались технологическим прогрессом и стремились отразить его в своем искусстве.
  5. Агрессивность и провокационность: футуристы часто использовали агрессивные и провокационные методы для привлечения внимания к своим работам.

К футуризму относятся Владимир Маяковский, Игорь Северянин  и другие. Они создавали произведения, которые отражали их видение будущего и стремились к разрушению традиционных форм искусства.

Владимир Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) был выдающимся русским и советским поэтом, драматургом, киносценаристом, кинорежиссером, киноактером и художником. 

Он считается одним из наиболее значимых поэтов XX века и классиком советской литературы. Маяковский был редактором журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», а также активным участником творческого объединения «ЛЕФ» (Левый фронт искусств). Его творчество отличалось динамичностью, оригинальностью и стремлением к обновлению искусства. 

Маяковский использовал различные формы стиха, включая полиметрические композиции и знаменитую «лесенку», которая стала его визитной карточкой.

Он также много писал, и за двенадцать послереволюционных лет им было написано одиннадцать томов стихов и прозы. Маяковский внес значительный вклад в литературу, оставив после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять и влиять на последующие поколения писателей и художников.‍

Игорь Северянин

Игорь Северянин (настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарев) был русским поэтом «Серебряного века», переводчиком с эстонского и французского языков. Он был одним из крупнейших представителей русского футуризма и основателем и лидером движения эгофутуристов. 

Северянин родился в Санкт-Петербурге в 1887 году и умер в Таллине в 1941 году. Он был первым из русских поэтов, кто употребил слово «футурист» и сделал значительный вклад в развитие футуризма в России. 

Кроме того, Северянин стал первым крупным переводчиком эстонской поэзии на русский язык и опубликовал ряд антологий и сборников эстонских поэтов. Его творчество также включает в себя утопию «Солнечный дикарь» и сборник «Медальоны», состоящий из 100 сонетов, посвященных поэтам, писателям и композиторам. Северянин также считал Константина Фофанова и Мирру Лохвицкую своими предтечами в литературе.

Имажинизм

Имажинизм — это литературное направление, возникшее в начале XX века, которое ставило целью создание образов в литературе. Это направление было особенно популярно среди русских поэтов «Серебряного века».

Имажинисты использовали метафоры и сопоставления различных элементов двух образов для создания ярких и запоминающихся произведений. Среди известных представителей имажинизма были Сергей Есенин, Вадим Шершеневич и Анатолий Мариенгоф. Имажинизм оказал значительное влияние на развитие русской поэзии и оставил после себя богатое наследие.

Самыми яркими представителями имажинизма являются Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф.

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) был одним из крупнейших поэтов «Серебряного века» в России. Он родился в Рязанской губернии и считается представителем новокрестьянской поэзии и лирики, а также имажинизма. 

Есенин известен своими стихотворениями, в которых отражены социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья. Он также был одним из основателей литературного направления имажинизма, которое ставило целью создание ярких и запоминающихся образов в литературе. 

Есенин оказал значительное влияние на развитие русской поэзии и считается одним из самых великих поэтов в истории русской культуры.

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897-1962) был русским поэтом-имажинистом, драматургом и автором мемуаров. 

Он родился в Ардатове и провел детство под влиянием своего отца, который также способствовал формированию его литературного вкуса. Мариенгоф учился в Нижегородском дворянском институте императора Александра II и позже окончил гимназию в Москве. Он путешествовал по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро» и даже получил матросское свидетельство. В 1916 году Мариенгоф поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре был призван в армию, где занимался строительством дорог и мостов. Он продолжал писать стихи во время военной службы. 

Мариенгоф был одним из основателей литературного направления имажинизма, которое ставило целью создание ярких и запоминающихся образов в литературе.‍ 

Символизм

Символизм — это одно из крупнейших течений в искусстве, которое характеризуется использованием символики, недосказанности, намеков и таинственных образов. Оно возникло во Франции в 1870 - 1880-х годах и достигло наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Символисты радикально изменили не только содержание и формы в различных видах искусства, но и само отношение к смыслу художественного творчества. Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, — вот формула символизма. Символизм оказал значительное влияние на литературу, музыку и изобразительное искусство, и его принципы и идеи продолжают вдохновлять художников и сегодня.‍ Главными поэтами символизма являются Александр Блок и Валерий Брюсов.

Александр Блок

Александр Александрович Блок (1880-1921) был русским поэтом «Серебряного века», писателем, публицистом, драматургом, переводчиком и литературным критиком. Он считается одним из крупнейших представителей русского символизма и классиком русской литературы XX столетия. 

Блок родился в Санкт-Петербурге и был сыном юриста и профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока и дочери ректора Санкт-Петербургского университета Александры Андреевны Бекетовой. 

Он внес значительный вклад в развитие русской литературы и оказал влияние на многих последующих поэтов и писателей.

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) был русским поэтом, прозаиком, драматургом, переводчиком, литературоведом, критиком и историком. Он был одним из ведущих представителей русского символизма и сыграл важную роль в развитии русской литературы.

Брюсов также занимал различные административные должности в области культуры и образования, включая руководство Всероссийским союзом поэтов и преподавание в Московском государственном университете.

Он был активным участником литературной жизни своего времени и оставил значительное наследие в русской литературе.‍

Акмеизм

Акмеизм — это поэтическое направление в русской литературе, возникшее в начале XX века. Оно было основано Николаем Гумилевым, Сергеем Городецким и Анной Ахматовой и получило свое название от греческого слова «akme», что означает «расцвет». Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Они утверждали самоценность каждой вещи и каждого жизненного явления, а также стремились к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. Акмеизм стал реакцией на символизм и противопоставлял ему конкретность и точность в выражении мыслей и чувств.‍

Анна Ахматова

нна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, 1889-1966) была выдающейся русской поэтессой, одной из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе в 1965 и 1966 годах. 

Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям, многие ее произведения не были опубликованы на родине при ее жизни и после ее смерти. Ее творчество отличается глубокой эмоциональностью, тонкостью и сложностью, а также широким спектром тем, включая любовь, страдание, войну, утрату и искусство. 

Ахматова также известна своими переводами с английского, французского и итальянского языков. Ее работы оказали значительное влияние на последующие поколения поэтов и читателей.

Николай Гумилев

Николай Степанович Гумилев (1886–1921) был выдающимся русским поэтом, одним из основателей акмеизма и литературного течения «Цех поэтов». Он также был путешественником, исследователем Африки и военным корреспондентом. Гумилев начал писать стихи еще в юности и опубликовал свой первый сборник «Путь конквистадоров» в 1905 году. Его творчество характеризуется сложными метафорами, глубокими философскими размышлениями и яркими образами. Гумилев был казнен в 1921 году по обвинению в участии в антисоветском заговоре, и его работы были запрещены в СССР до 1980-х годов. Сегодня он признан одним из величайших русских поэтов XX века.‍

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!