Рады, что вам понравилась статья 😊
Характеризуется русский непостижимый символизм появлением новаторских экспериментальных произведений, окутанных ореолом таинственности, недосказанности, неземной загадочности.
С появлением этого течения начинается в литературе мятежной России динамичный, наполненный смелыми идеями этап серебряного века. Отличается он утонченным символистическим поэтическим творчеством.Базой этих веяний послужили культурные французские модернистские течения, приверженцами которых выступали поэты: граф де Лотреамон, А. Рембо, П. Верлен, Ш. Бодлер, С. Малларме. Значительное влияние также оказали российские шедевры: проза Ф. Достоевского, поэзия Ф. Тютчева и А. Фета.
Зарождалась новая философия, распространившаяся не только в литературе, но и в живописи, музыке, в период глубокого кризиса европейской культуры, который проявлялся в отрицательной оценке базовых общественных идей, утрате доверия к научным постулатам, критике моральных ценностей, увлечении идеалистическими концепциями, расширении пессимистических настроений.
Анализ содержательной, философской, теоретической базы символизма, сложившегося в России, позволяет выделить следующие стороны, отличающие его от других стран:
Объединяло русских символистов, кроме поиска новых перспектив в литературной тематике и форме выражения, недоверие к обыденности, избегание четкости образов. Использовались аллегории и не всегда доступные для понимания символы.
Исследователи и литературоведы по-разному трактовали популярность модернистского поэтического направления. Известный революционер, политик, идеолог Лев Троцкий, например, считал русский символизм отчаянной попыткой немедленного бегства в подсознательный мир грез, иллюзий, желая распрощаться с жестокой реальностью.
Несмотря на противоречивость и нежелание отражать обыденность, новаторская идеалистическая поэзия оказала значительное воздействие на культурное пространство России, определив развитие инновационных литературных течений и групп.
Как и в европейских странах, предпосылками русского символизма послужил кризис морали, ценностных ориентиров, положительного мировоззрения. Это течение, стремящееся к эстетизации жизни, не создавалось спонтанно, поэтому можно выделить следующие характерные для него задачи:
Эпоха символизма признается неоднозначным, но ценным этапом в русской литературе. Отмечается вклад новаторского течения в культуру по нескольким направлениям:
За счет быстро возросшей популярности изысканно-мятущейся поэзии символистов русская литература завоевала мировую известность.
Идея интуитивного постижения реальных событий и отражения через символические образы мирового единства привлекала многих русских поэтов.
Выделяют в России два направления:
Первые проявления русского символизма относятся к 90 годам XIX века. Считается, что отправными точками послужили созданные В. Брюсовым и А. Миропольским альманахи «Русские символисты» и критический труд Д. Мережковского «О причинах упадка…». Кроме этих авторов у истоков экспериментального литературного направления находились З. Гиппиус и А. Добролюбов.
В Москве первые изданные за счет поэтов стихи символистов не получили поддержки у критиков. В Петербурге же к завершению XIX века действовали два модернистских издания: «Мир искусства», «Северный вестник». Позднее В. Брюсов, ставший редактором московского издательства «Скорпион», напечатал стихи Добролюбова, а также рано погибшего молодого поэта-символиста И. Коневского.
Не входивший в новаторские группы Ф. Сологуб также создавал неповторимую прозу и прогрессивный поэтический мир. Но наиболее музыкальными читаемыми звучными признавались стихи К. Бальмонта, увлеченного красочной звукописью.
Фото: Work5
Старшие символисты пропагандировали уход от мирской суетности в религиозно-духовную сферу, напитанную иллюзиями и фантазией.
К младосимволистам относят поэтов, чьи публикации появились после наступления 1900 года. Литературоведы чаще среди юных авторов выделяют А. Блока, С. Соловьева, Эллиса (Л. Кобылинский), А. Белого. Были и солидные состоявшиеся поэты: ученый В. Иванов, руководитель гимназии И. Анненский, композитор М. Кузьмин.
Молодыми символистами в Москве был создан кружок «Аргонавты» без строгих правил, отличающийся романтическим направлением. Стихи представителей утонченной поэзии второго поколения печатались в журнале «Весы» издательства «Скорпион». На их содержание заметно повлияли идеи В. Соловьева, провозглашавшего концепцию о незримом духовном начале, которое принизывает мироздание.
Фото: Work5
Ориентировались младосимволисты на читателей-соавторов, способных понять и домыслить причудливые витиеватые неясные образы, которые пробуждают реальные переживания и эмоции.
Творчество символистов отличают абстрактные, сложные, порой иррациональные метафоры, вызывающие переживания и образы на уровне подсознания. Для них символ служит ассоциативной связью между земным и небесным миром. Такое искусство Брюсов обозначал как «поэзию намеков».