Рады, что вам понравилась статья 😊
Команда Work5 подготовила статью, в которой рассказала о смысле названия драмы А. Н. Островского «Гроза» и о значении символа грозы в произведении.
Названия литературных произведений эпохи реализма часто дают читателю понять, о чем будет произведение, и какую мысль в него заложил автор. Например, Ф. М. Достоевский действительно рассказывает о бедных людях в романе «Бедные люди».
Л. Н. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» делится историей своего взросления и становления личности.
Смысл названия драмы Островского «Гроза» в свою очередь не сводится только к описанию грозы, как природного явления. Пьеса была написана в 1859 году, когда в обществе бушевали противоречия, поэтому она воспринималась как демонстрация всеобщего революционного настроения.
Для людей XIX века гроза являлась не только ужасным, но и загадочным природным явлением. Они придавали ей мистическое значение, видя в ней выражение божественного гнева, который якобы обрушивался на них в качестве возмездия за грехи. В то же время, гроза воспринималась предвестником перемен, особенно связанных с весенним пробуждением природы. Дождь и гром способствовали очищению и после них наступало чувство свежести и легкости, словно мир обновился.
В пьесе «Гроза» А. Н. Островского оба эти значения грозы играют важную роль. Писатель воплощает как ее естественное проявление, так и символическое значение через персонажа Катерину, которая становится воплощением очищающей силы в жизни горожан Калинова.
Представители сентиментализма наделяли природу особым значением, используя ее образы для передачи внутреннего мира персонажей. В пьесе Островского «Гроза» гром и молния выполняют подобную функцию. Они не только служат природным явлениям, но и символизируют эмоциональные перипетии героев. Начиная с описания перед грозой, автор создает атмосферу напряженного ожидания, как в погодном, так и в социальном смысле. Душная атмосфера города Калинова становится зеркальным отражением внутреннего удушения его жителей, переполненных ложью и лицемерием. Разговоры о деньгах и пьянстве, постоянное осуждение и гордыня — все это накаляется до предела, предвещая неизбежную катастрофу. Атмосфера бури буквально пронизывает текст пьесы, олицетворяя не только природные стихии, но и внутренний конфликт каждого героя.
Образ Катерины в полной мере отражает символическое значение грозы. Ее смерть становится ужасающим событием, которое шокирует людей и заставляет их задуматься. Однако гроза приобретает и значение наказания, напоминая Катерине об измене мужу.
Главная героиня и гроза — это антитеза в контексте окружающей действительности: Катерина противостоит душному обществу Калинова, в то время как гроза разрушает духоту воздуха.
В конце произведения сильный дождь, гром и молния сливаются с символическим значением смерти Катерины. Девушка одерживает победу над Кабановой, но отдает за это слишком высокую плату — собственную жизнь.Заметка Антитеза — это противопоставление контрастных понятий, состояний, персонажей и образов.
Таким образом, название драмы Островского выполняет следующие задачи:
Еще одним из значимых смыслов, который придает значение названию драме «Гроза», является ее роль в сюжете. Гроза выступает ключевым событием, провоцирующим раскрытие конфликта. Это как внутренние противоречия главной героини, так и столкновение представителей «темного царства» с более образованными представителями общества. Услышав слова Марфы Игнатьевны о красоте, которая ведет лишь в омут, Катерина испугалась и не смогла признаться в измене. Однако после раскатов грома она внезапно раскрывает тайну.
Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них присутствует много решительности, страсти и стихийности. Но, подобно грозе, эти отношения не могли бы продлиться долго.
Гроза — символ перемен в обществе. Автор заметил неизбежность упадка патриархального строя и отразил это в своем произведении. Островский изобразил постепенное разрушение старых устоев, сравнивая этот процесс с резким и устрашающим природным явлением, медленно нарастающим и сметающим все на своем пути.
Гроза играет важную роль в структуре драмы. Ее образ выходит на первый план сразу, в первом акте, когда Катерина делится с Варварой своими мечтами, намекая на скрытые чувства к Борису. Предвестник трагедии проявляется в начале четвертого акта, когда нарастающая гроза предвещает неизбежную трагедию. Однако ее по-настоящему разрушительная мощь проявляется в кульминационной сцене признания Катерины перед мужем и свекровью.
Гроза активно взаимодействует с персонажами как равноправный участник пьесы, оказывая значительное влияние на поведение персонажей. Например, Тихон в преддверии своего отъезда предвещает, что «буря пройдет в течение двух недель». Здесь термин «буря» для Кабанова отражает всю атмосферу напряжения, царящую в их семье. Особенно это связано с назойливыми нравоучениями Марфы Игнатьевны: пока мать отсутствует, Тихон будет свободен от ее вмешательств в свою жизнь.
В отличие от него, Кулигин не испытывает страха перед «бурей». Скорее наоборот, он призывает всех опомниться и прекратить беспокоиться без веской причины: «Не буря убивает! Убивает благодать!». Можно предположить, что Кулигин — единственный персонаж, который не чувствует внутреннего напряжения и не предвидит приближающихся бедствий. Дикой же убежден, что «буря посылается в наказание», и людям следует ее бояться. Катерина видит в буре божественное возмездие. Она также испытывает страх перед ней, но по-своему. Катерина чувствует себя грешницей за измену мужу. В ее душе, как и в небе, начинается настоящая буря. Сомнения нарастают постепенно, и Катерина разрывается между решением о самостоятельном определении своей судьбы и существовании в привычной обстановке.
Победа главной героини заключается в том, что правду о Кабанихе и ее роли в самоубийстве Катерины становится невозможно скрыть. Даже Тихон признает перед матерью: "Вы ее погубили!".