Рады, что вам понравилась статья 😊
В сентябре 1380 г. состоялось одно из важнейших сражений второй половины XIV столетия. Русские войска под руководством князя Дмитрия Донского разгромили золотоордынские армии, возглавляемые Мамаем. Это событие послужило толчком к объединению древнерусских земель и стало первопричиной свержения монголо-татарского ига. Грандиозный отпор, данный Дмитрием Донским татарам, показал силу Руси и готовность ее народа консолидироваться ради борьбы с иноземными захватчиками.
«Задонщина» — художественное произведение, памятник древнерусской литературы, летопись, повесть, точное время создания, так же как и авторство, которого неизвестны. Примерное время первого появления первого списка «Задонщины» — конец XIV–начало XV вв.
В центре сюжета — история о победе московского князя Дмитрия Ивановича над монголо-татарами во главе с Мамаем. Грандиозное сражение состоялось на Куликовом поле близ реки Дон. От этого и происходит название произведения — то, что случилось за Доном.
После победного разгрома татарского войска князь Дмитрий навсегда вошел в историю страны под прозвищем «Донской».
«Задонщину» впервые опубликовали в 1852 г. Публикацией заведовал русский литературовед и исследователь В. М. Ундольский. Но найденная им рукопись не являлась первоначальным вариантом произведения. Современные исследователи нашли еще шесть различающихся друг от друга в том или ином варианте списков. Но оригинального произведения им добыть так и не удалось.
В середине XIX века «Задонщину» считали едва ли не плагиатом на «Слово о полку Игореве», поскольку в летописи были обнаружены схожие фразы и образы. Но постепенно исследователи пришли к выводу о самостоятельности произведения.
Имя автора летописи не называется. Предполагается, что в этом качестве мог выступить священнослужитель из Рязани по имени Софоний. Перед постригом он жил в Брянске, имел состояние. Имя Софония встречается на страницах летописи, оно вынесено в заголовок Кирилло-Белозерского списка произведения. Этот человек также упоминается в «Сказании о Мамаевом побоище» — еще одном древнерусском памятнике литературе. В этом сказании Софония напрямую называют автором «Задонщины».
На авторство «Задонщины» претендует Софоний Мунья, свыше одиннадцати лет живший в Кирилло-Белозерском монастыре — с 1499 по 1511 гг. Некоторые специалисты считают его дальним родственником Дмитрия Донского. Именно родственные связи заставили монаха приступить к созданию произведения.
Главные герои произведения:
В центре сюжета — события, предшествовавшие и последовавшие за приходом Мамая и его воинства на Русь. Князья Дмитрий и Владимир отправляются на пир к московскому воеводе Микуле Васильевичу, где их застает известие о надвигающейся мамаевой угрозе. Князья призывают собравшихся к объединению усилий для борьбы с врагами. Русское войско собирается на Дону. Грандиозная встреча двух армий происходит на поле Куликовом у реки Непрядвы, впадающей в Дон.
Атаку начинают князь Владимир и его дружина. Далее в бой бросается дружина Дмитрия. Перед битвой Дмитрий Донской обращается к своим воинам с вдохновляющей речью. Он призывает к сражению до победы или кончины. После выхода на поле этих двух князей, подходят дружины других военачальников. Но до победы далеко. Русские богатыри Пересвет и Ослабля пытаются переломить ход сражения.Татары бегут. Русские воины захватывают коней, вооружение, вино. Мамай пытается скрыться в Кафе, но его не пускают в город. Жители убоялись русских князей, сумевших расправиться с таким большим числом татар.
Произведение завершается обращением князя Дмитрия к воинам. Предводитель благодарит воинов за проявленное мужество, восхваляет их доблесть, упоминает, что христианская вера стала для них спасением, Бог прогнал нечестивцев. После подсчета погибших и проявления заботы о раненых, князья возвращаются в Москву. Потом каждый разъезжается по своим уделам. Отъезд князей ставит точку в повествовании.
«Задонщина» представляет редкое сочетание письма, в котором выражены похвалы в адрес конкретных лиц, в данном случае князей Дмитрия и Владимира, с плачем по судьбе русских воинов и всей русской земли. Среди других особенностей выделяют:
Значительная часть летописи — описание природы. Поющие слезливые песни птицы, тучи и гроза, собиравшаяся над полем Куликовым, плач жен и детей погибших, который ветер разносит по всей русской земле. Славу князей, собирающихся в поход, воспевают жаворонки и соловьи.
Д. С. Лихачев считал «Задонщину» натурально поэтическим рассказом о событиях рассматриваемого периода. Фактический материал почерпнутый автором произведения из исторических летописей того времени, но в литературном плане он ориентировался на «Слово».
Композиционно произведение делится на две части. Первая часть — рассказ о плачевном состоянии русской земли, о страданиях ее жителей. Эта часть преисполнена жалостью к погибшим и пострадавшим от рук татар. Вторая часть — рассказ о подъеме народных сил под руководством князей, о победе русского воинства над татарами и о бегстве последних.
Версия о том, что «Задонщина» написана по аналогии со «Словом о полку Игореве» является наиболее распространенной, но не единственной. Некоторые специалисты считают, что «Слово» могло быть написано после «Задонщины».