Предпосылки «Золотого века» русской литературы
XIX в. принято считать «Золотым веком» в русской литературе. На это время приходится расцвет творческого гения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и других выдающихся писателей эпохи. Искусство слова постепенно избавилось от довлеющего романтизма и сентиментализма и приобрело резко реалистическую направленность. В центре внимания писателей находился обычный человек и его взаимоотношения с обществом. Художественное отражение социальной действительности в русской литературе достигает своего совершенства, что делает русский реализм критическим, а всю русскую литературу всемирно известной.
«Золотой век» в русской литературе возник благодаря определенным социально-историческим условиям. XIX в. отличается рядом исторических событий, непосредственно повлиявших на развитие русской литературы. Своему появлению «Золотой век» во многом обязан реформам Александра I, который, как считают многие историки, изменил Россию до неузнаваемости. Император реформировал государственную систему, облегчил положение крестьян и тем самым подготовил почву для отмены крепостного права. При Александре I было создано пять университетов с широкими автономными правами. Кроме того, в стране заработала система бессословного бесплатного образования.
Либеральные изменения подготовили благодатную почву для расцвета русской культуры. Важным событием в начале века стала Отечественная война 1812 г., предопределившая развитие русского государство в целом. Война спровоцировала всплеск патриотизма и национального самосознания, познакомила дворян и прогрессивно мыслящих людей с либеральными идеями Европы, мировой литературой и культурой. В то же время в России в 1826 г. была установлена жесточайшая цензура для всех печатных изданий и художественных книг. В таких непростых условиях развивалась русская литература.
Периодизация «Золотого века»
«Золотой век» охватывает весь XIX век. Ученые-литературоведы в нем выделяют несколько этапов, которые отличаются между собой литературными направлениями, темами и образами главных героев:
- 1-я четверть XIX в. В это время литература становится очень ярким и самостоятельным явлением. Начинается формирование русского литературного языка. Ключевую роль в этом вопросе сыграл Н. М. Карамзин. В своих произведениях он пытался соединить разговорный и литературный язык и создать новые нормы русского языка. В это время существовало несколько литературных направлений – романтизм, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. На первый план в литературе выходят герои, которые больше всего ценят личную свободу. Яркие представители этого периода – Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
- 2-я четверть XIX в. Русская литература продолжает развиваться быстрыми темпами, но условия ее развития были поставлены в жесткие рамки. В 1826 г. начал действовать цензурный устав, закрылись многие журналы, а власть вела беспощадную войну с теми, кто был с ней не согласен. В интеллектуальной среде возникает два противоположных направления – западники и славянофилы. Но среди тех и других возникает интерес к истории России, а отличительными чертами русской литературы становятся психологизм, историзм, гуманизм. В литературе возникают два психологических образа — «маленький» человек и «лишний» человек. В 1840 г. начала действовать «натуральная школа», в рамках которой творили М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. На этот период приходится расцвет творчества Н. В. Гоголя, литературные опыты И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, творчество Н. А. Некрасова, В. Ф. Одоевского, Е. А. Баратынского.
- 50-60-е годы XIX века.Литература становится стержнем духовного развития всего русского общества. Писатели отходят от универсализма и все чаще работают в рамках одного направления. На этот период приходится выход в свет эпохального романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). Наблюдается расцвет драматургии. В творчестве писателей на первый план выходит человек «текучий» как сама эпоха, но верный своим идеалам. Очень часто такой герой готов пожертвовать личным благом ради счастья окружающих. Яркие представители — Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Е. М. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов и многие другие.
- 70-е годы XIX века.В этот период ощущается неудовлетворенность старыми идеалами. Формируется группа народников, которые обращаются к деревенской жизни, быту крестьян, жизни простого народа. Главные герои все чаще становятся носителями идеи о том, что служение народу – это личный долг каждого. В это время продолжают творить Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский, В. М. Гаршин.
- 80-90-е годы XIX века.Заключительный период «Золотого века» характеризуется отсутствием общей мысли, единого духовного центра, распадом, разрозненностью жанровых направлений. В литературу проникает пессимизм. Формируется целое «больное» поколение поэтов. В прозе мироощущение личности сузилось до банального индивидуализма. В обычной жизни общества наблюдался культ теории «малых» дел. Тем не менее писатели в своем творчестве взывали к нравственному совершенствованию, восприимчивости к добру, созданию духовного образца. На этот период приходится творчество позднего Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Н. С. Лескова, В. М. Гаршина, Д. Н. Мамин-Сибиряка, В. Г. Короленко и многих других.
Характерные черты эпохи
XIX век — время становления русской литературы как самостоятельного явления. Этот период характеризуется развитием множества направлений и жанров. В целом «Золотой век» отличается тем, что:
- Ведущее место в начале века занимает романтизм, который «вырос» из сентиментализма. Романтические произведения, в центре которых всегда находился герой-бунтарь, стали прекрасным способом выразить свою политическую позицию.
- Активно развивается проза, потому как она являлась на тот момент главным способом выражения мыслей и мнений, которые часто шли вразрез с существующей государственной идеологией.
- Произведения «Золотого века» несут в себе философский подтекст, связанный с размышлениями о жизни, нравственности, роли человека в обществе. Литература в то время имела огромное влияние на сознание людей, а писатели нередко воспринимались как просветители, духовные учителя, провидцы или пророки.
- Стремительно нарастала популярность сатиры и гротеска для изображения существующей действительности. При помощи сатирических образов писатели высмеивали, критиковали недостатки общества, политического строя, нравственные пороки высших чинов и духовенства. Причем сатира помогала писателям обойти стороной цензуру, а заодно и наказания за вольнодумство.
- Постепенно на первый план вышел реализм, который очень скоро стал характеризоваться как критический. Авторы с точностью до малейших мелочей описывали жестокую реальность, тяжелый быт крестьян, недостатки политической системы, нравственное падение людей.
- В конце периода критический реализм постепенно уступил место упадническим настроениям, мистицизму, мнительной религиозности и пессимизму. В интеллектуальных кругах начинает царить декаданс, отражающий общее смятение перед неизвестностью грядущих событий. Литература все сильнее начинает приобретать символический характер, что стало предпосылкой развития символизма как самостоятельного течения в литературе в н. XX в.
Особенности «Золотого века»
«Золотой век» прославил русскую литературу на весь мир благодаря тому, что в ее центре находилась извечная борьба между «всесильными мира сего» и обиженными и угнетенными. Такое творчество побуждало к бунту, свободе мыслей и развитию освободительных течений. Писатели в этот период экспериментируют со словом, стилями и жанрами и ищут то, чтобы в полной мере соответствовало их мировоззрению. Среди особенностей «Золотого века» можно выделить:
- Эксперименты с сентиментализмом. Это направление было сильно востребовано в начале века. Элементы сентиментализма использовали, чтобы найти отклик у читателей и разбудить в нем сочувствие, понимание, а заодно и радость жизни, и стремление к счастью.
- Пришедший сентиментализму на смену романтизм как нельзя лучше отражал бунтарские идеи писателей. Одинокий герой, бросивший вызов всему обществу, часто становился выразителем позиции самого писателя.
- Чтобы вскрыть «нарывы» общества, авторы все чаще прибегают к сатире, иронии, гротеску. Это позволило писателям раскритиковать многие «неприятные» явления в жизни великой империи — бездушность государственной системы, бесправие, террор и преследования со стороны властей, жесткую цензуру, глупость чиновников, отсутствие справедливого законодательства, тяжелое положение крестьян. Наряду с этим писатели высмеивали человеческие пороки — глупость, лень, тупость, завистливость, жадность и многое другое.
- Реализм стал отличным способом демонстрации общественных проблем. Писатели-реалисты с беспристрастной объективностью показывали острые проблемы общества, темную сторону социума, нравственное падение человека.
- Социальные мотивы стали все чаще проникать в поэзию. Ведущим жанром стала народная поэма, где очень часто соединялись героическая, крестьянская и революционная тема.
Представители эпохи
«Золотой век» — время гениев, прославивших русскую культуру на весь мир.
А. С. Пушкин
А. С. Пушкин – гений «Золотого века». Он первый осмелился смешать различные стили и создать литературный язык. Охват его творчества просто огромен. Пушкин писал обо всем, что его окружало, - о дружбе, борьбе, личной свободе, произволе властей, «маленьком» и «лишнем» человеке и о многом другом. Пройдя путь от бунтарского романтизма до классического реализма, А. С. Пушкин задал основные векторы развития русской литературы на долгие годы вперед.
М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов стал «вторым» гением эпохи «Золотого века». Современники его считали мистическим поэтом с широкой душой и глубоким внутренним миром. Произведения Лермонтова пронизаны невыносимыми страданиями, мотивами одиночества, неудовлетворенности. В позднем творчестве поэта наблюдается увлечение реализмом.
В. А. Жуковский
В. А. Жуковский — яркий представитель романтизма. В центре его знаменитых баллад стоит сильная, эмоциональная и глубокая личность, стремящаяся к абсолютной свободе и самовыражению. Поэзия Жуковского отличается музыкальностью, ритмичностью и таинственностью.
Н. М. Карамзин
Н. М. Карамзин первый отказался от использования церковнославянского языка, а затем провел реформу русского языка, что сделало литературу доступной и легкой для восприятия широким кругом читателей. В своем творчестве Н. М. Карамзин руководствовался принципами сентиментализма.
А. С. Грибоедов
А. С. Грибоедов был первым, кто отказался от романтизма в пользу реализма. Реализм позволил ему стать суровым «судьей» высших слоев общества. В своей знаменитой комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов открыто и очень жестко осудил лицемерие, эгоизм, тщеславие, моральную распущенность чиновников.
А. П. Чехов
А. П. Чехов развил русскую драматургию до небывалых широт. Его пьесы до сих пор ставят на сцене всех театров России. Кроме того, А. П. Чехов является мастером короткого рассказа, где за простым сюжетом скрываются глубокие переживания «маленького» человека или же непримиримые социальные противоречия.
Поэты золотого века литературы
Яркими представителям поэтами «Золотого века» являются А.А. Фет и Н.А. Некрасов.
Афанасий Афанасьевич Фет
А. А. Фет — поэт-романтик. Его произведения имеют жизнеутверждающий контекст. Поэзия А. А. Фета пронизана широтой и глубиной чувств и строится на тонких метафорах, ассоциациях, едва уловимых сравнениях. Поэт тяготел к повышенной эмоциональности, экспрессивности, использованию необычных сочетаний и выражений.
Федор Иванович Тютчев
Ф. И. Тютчев — поэт-философ, затрагивающий в своих стихах извечные проблемы человеческого бытия, предназначения человека на земле, смысла его существования. Центральным персонажем в произведениях Ф.И. Тютчева является природа, которую автор часто сравнивает с человеком и наделяет символико-философским подтекстом.
Николай Алексей Некрасов
Н. А. Некрасов стал выразителем народного мнения в поэзии. Поэт в своем творчестве придерживался принципом реализма и мастерски изображал нелегкий быт крестьян. В творчестве Н. А. Некрасова часто звучал завуалированный призыв к борьбе против несправедливости и произвола властей.