Эффекты потребительского поведения
Поведение потребителей в условиях отраслевого рынка
Определение Поведение потребителей или потребительское поведение — формирование уровня спроса на различные группы товаров у групп потребителей.
Спрос формируется исходя из объема бюджета и личных предпочтений потребителя. При этом выделяют три варианта поведения потребителя:
- Потребитель приобретает товар;
- Потребитель не приобретает товар, но запрашивает дополнительную информацию о товаре;
- Потребитель отказывается от приобретения товара.
Заметка 1 Уровень спроса на товар зависит от культурных, социальных и экономических условий жизни потребителя. На его формирование оказывают влияние такие второстепенные факторы, как ожидаемый эффект от использования товара и степень его необходимости в повседневной жизни потребителя.
Доход и замещение как эффекты потребительского поведения
Эффект дохода присутствует в том случае, если рост цен на товар из потребительской корзины приводит к росту уровня спроса на этот товар при сохранении уровня бюджета потребителя. Эффект замещения — это процесс, при котором потребитель заменяет дорогие товары на более дешевые товары с теми же качественными характеристиками.
Заметка 2 На практике возможно присутствие комбинированного эффекта, который является совокупностью эффекта замещения и дохода.
Иные эффекты поведения потребителей
Наиболее известными эффектами поведения потребителей являются эффекты Гиффена, Веблена, Сноба и присоединения к большинству. Каждый из них характерен для определенного типа поведения потребителей на отраслевом рынке. Так, эффект Сноба приводит к демонстративному отказу от товаров, а эффект Веблена связан с демонстративным поведением потребителя. Эффект Гиффена — снижение цен на товар приводит к снижению уровня спроса на него и наоборот.