Емкость рынка
Определение и типы
Определение. Емкость рынка – спрос на продукцию предприятий, который выражается в покупательской способности населения за определенный период. В международном маркетинге используются и другие выражения, например, объем рынка. Емкость рынка бывает трех типов:Фактическая – формирование предложения, которое основано на нынешнем (фактическом) уровне спроса на продукцию.
Потенциальная – объем продаж, который возможен при максимальном использовании ресурсов. Потенциальный тип объема рынка является, своего рода, идеальной моделью объема рынка, поскольку предполагает пользование продукцией всеми возможными покупателями. Доступная – объем рынка, спрос который удовлетворяет организация с использованием имеющегося сырья для производства необходимого количества продукции. Таким образом, компания удовлетворяет спрос только своей целевой аудитории, при этом, сужая границы фактической емкости рынка.На рисунке 1 представлена схема соотношения видов емкости рынка.
Рисунок 1 – Схема соотношения видов емкости рынка
Показатели расчета
Чтобы рассчитать объем рынка, проводится маркетинговый анализ внешней среды для сбора информации. Анализируются следующие критерии:
- временной период расчета;
- территориальные границы рынка – район, область, страна, континент;
- критерии расчета потенциала – обозначает выбор критерия расчета – потенциал производства или потребления;
- целевая аудитория;
- вид товара;
- единица измерения;
- маркетинговые источники информации.
После сбора необходимой информации емкость рынка рассчитывается по формуле: Mv = P*N*Sср,где Mv – емкость рынка в денежных единицах;
- P – количество потребления, измеряется в чел.;
- N – нормативное значение потребления за расчетный период, измеряется в единицах;
- Sср – средняя цена одной единицы продукции на рынке, измеряется в денежных величинах.