Методы сегментирования в маркетинге
Понятие сегментации и рыночного сегмента
Определение 1 Сегментирование рынка — определение доли рынка, которую эффективно может обслужить компания, исходя из имеющихся ресурсов. Сегментирование основано на определении признаков, важных для организации.
Определение 2 Рыночный сегмент — участок рынка, на котором сосредоточены маркетинговые усилия фирмы. Сегмент рынка имеет характеристики. Пример: пол, возраст, образ жизни, тип личности, этап жизненного цикла семьи.Цель сегментации рынка – наиболее полное удовлетворение потребностей целевого сегмента.
Подходы к сегментации рынка
В качестве признаков сегментации могут быть использованы критерии:
- Демографический. Пример: половозрастная структура, уровень доходов.
- Географический. Пример: жители города, страны или региона.
- Поведенческие характеристики. Пример: реакция на внешние стимулы.
- Личностные критерии. Пример: образ жизни, тип личности.
Методы сегментирования рынка
Сегментирование потребителей осуществляется методами (рисунок 1):
1. Традиционные:
- Априорный метод основан на непреложном делении рынка на четкие сегменты. Перемещения внутри сегментов невозможны.
- Кластерный исходит из деления рынка на сегменты по четким критериям.
2. Современные:
- Гибкая методика предполагает изменение характеристик сегментирования в зависимости от условий среды функционирования.
- Компонентный метод основан на выявлении изменяющихся критериев. Возможные передвижения внутри сегментов.
Рисунок 1. Методы сегментирования потребителей
Выбор критериев сегментирования рынка обеспечивает эффективную работу предприятия. Цель функционирования фирмы состоит в получении прибыли.