27.07.2024
#Менеджмент
42

Особенности внутренней и внешней среды организации

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение внутренней и внешней среды организации
  2. Компоненты внутренней среды организации
  3. Компоненты внешней среды организации
  4. Взаимодействие внутренней и внешней среды
  5. Анализ SWOT
  6. Стратегии управления средой
  7. Важности понимания внутренней и внешней среды
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам

Деятельность, развитие любой компании зависят от влияния параметров, показателей внутренней и внешней среды. Элементы взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимообмене. О каждом аспекте подробнее в статье. 

Определение внутренней и внешней среды организации

Определение: Внутренняя среда — внутренние элементы организации, используемые для создания, коммуникации и предоставления рыночных предложений.

Внешняя среда подразделяется на сайте на макро– и микросреду:

Определение: Внешняя микросреда — местные силы, которые влияют на способность организации обслуживать своих заказчиков.

Определение: Внешняя макросреда — крупные социальные силы, которые оказывают влияние на выживание компании, включая экономическую, политическую, культурную, климатическую, демографическую и экономическую среду.

Компоненты внутренней среды организации

Внутренняя среда компании включает в себя условия работы организации. Она формируется путем принятия определенных управленческих решений руководством предприятий и ориентируется на миссию и цели компании. 

К важным элементам внутренней среды относят:

  • Производство. Включает в себя парк оборудования, сырье и материалы, используемые в производственном процессе, патенты, объекты интеллектуальной собственности, технологии, используемые организацией для получения конечного продукта.
  • Финансы. Отражают результаты ведения производственно-хозяйственной деятельности.
  • Управление персоналом. Персонал — основа функционирования любой компании. Они участвуют в исполнении целей организации, оказывают непосредственное влияние на формирование климата. При анализе элемента внутренней среды компании оцениваются показатели производительности труда, текучести кадров, квалификационная структура, потребности и интересы персонала, уровень образования сотрудников.
  • Маркетинг. Элемент определяют программы стимулирования сбыта, ценообразование, ассортимент производимой продукции и так далее.
  • Организационная структура компании. Она закрепляет функции управления, права и обязанности каждого структурного подразделения.  

Элементы внутренней среды тесно связаны друг с другом. Управление предполагает воздействие на одну из переменных и контроль за изменениями во внутренних процессах после воздействия.   

Компоненты внешней среды организации

Определение: Внешняя среда — факторы окружающего мира, которые имеют воздействие на компанию. Возникают независимо от компании и ее деятельности. 

Внешняя среда рассматривается как совокупность подсистем косвенного и прямого воздействия. 

Факторы прямого воздействия влияют на ход деятельности экономического субъекта. К ним относят следующие элементы:

  • Клиенты — лица, организации, которые являются покупателями продукции компании;
  • Поставщики — организации, которые обеспечивают компанию необходимы для организации производственного процесса ресурсами;
  • Конкуренты — юридические лица, которые предлагают своим клиентам альтернативные услуги, продукцию;
  • Финансово-кредитные организации – учреждения, которые участвуют в финансовом цикле компаний;
  • Организации, ведущие контролирующую деятельность. К ним относятся государственные инстанции: пенсионный фонд страны, налоговая инспекция, санитарно-эпидемиологическая служба, социальный фонд и так далее.

Факторы косвенного воздействия, иначе микросреда, — факторы, которые не скажутся на деятельности организации здесь и сейчас, но обязательно приведут к трансформации в будущем. 

К факторам косвенного воздействия относят:

  • Экономические факторы. Включают в себя уровень жизни населения, инфляцию, уровень экономического развития, цен той местности, в которой функционирует компания. Так, изменение курса доллара может стать как причиной потери крупных денежных средств, так и причиной приобретения.
  • Политические факторы. На производственную деятельность компаний косвенно влияют политическая стабильность в стране, принятые законопроекты, которые регламентируют коммерческую деятельность.
  • Демографические показатели: уровень рождаемости, смертности, половозрастная структура, структура населения по доходам.
  • При организации деятельности учитываются традиции, принятые в обществе, интересы, потребности людей.
  • Научно-технические достижения. Этот фактор определяет возможность повышения эффективности производства.
  • На деятельность организаций также оказывают влияние некоторые общественные организации. Например, профсоюзные организации влияют на установление сбалансированных взаимоотношений между наемными специалистами и собственниками.
  • Тенденции и события в международной жизни, которые оказывают непосредственное влияние на среду предприятия.
  • Природно-климатические условия. Наличие дорог, климатические условия влияют на успешность, возможность производственных процессов.

Внешняя среда имеет свойства неопределенности и сложности, обусловлена высоким уровнем подвижности, что является причиной постоянного беспокойства руководства предприятий. 

Взаимодействие внутренней и внешней среды

Среды компаний оказывают друг на друга влияние. Изменение одного из факторов не проходит бесследно для другого. Оно может быть, как позитивным, так и негативным. 

Внешняя среда дает организации ресурсы для достижения предпринимательских целей, поддерживает потенциал компании на качественном уровне. Она изменчива, требует для успешного функционирования трансформаций внутренней среды. Компаниям приходится адаптироваться к новым условиям, чтобы преуспевать и процветать. Без ресурсов компании постепенно закроют свои двери.   

Анализ SWOT

Внешняя и внутренняя среда оказывают сильное влияние друг на друга, поэтому анализируются и изучаются не по отдельности, а системно, в комплексе. 

В этом идеально помогает анализ — SWOT. Технология помогает исследовать слабые и сильные стороны компаний (внешняя среда), угрозы и возможности (внешняя среда). Считается исходным процессом, потому что обеспечивает базу, которая помогает сформулировать миссию предприятия, поставить четкие цели.

Применение анализа SWOT предполагает заполнение матрицы. 

SWOT – анализ

В ячейке «Сильные стороны» отмечаются плюсы компании, преимущества перед конкурентами. Например: использование в производстве экологически-чистых продуктов, высокий уровень исполнительности персонала, клиентоориентированный сервис.

В ячейке «Слабые стороны» прописываются факторы, которые мешают компании развиваться. Например: отсутствие наработанной клиентской базы, высокий уровень текучки кадров, использование в производстве некачественного оборудования, которое часто ломается, сопротивление персонала в процессе внедрения новых технологий в работу.

«Угрозы» — вероятные события, которые могу нанести ущерб компании. Примеры: увеличение величины таможенных пошлин, резкое повышение стоимости арендуемого помещения, активизация компаний, предлагающих альтернативные услуги, продукцию, снижение уровня доходов населения. 

«Возможности» — обстоятельства, которые благоприятно влияют на ведение деятельности компании. Среди примеров возможностей: государственная поддержка предприятия, сотрудничество с зарубежными компаниями, открытие по городу нескольких филиалов, изменения в законодательстве, которые упрощают ведение предпринимательской деятельности. 

SWOT анализ имеет стратегическую направленность. Помогает систематизировать информацию и на ее основе приходить к соответствующим решениям.

Стратегии управления средой

Любая организация функционирует в среде. Каждое действие возможно только в том случае, если это допускает среда. Задача управления состоит в обеспечении взаимодействия на том уровне, чтобы поддерживать ее потенциал. 

Перед выстраиванием стратегии управления средой проводится глубокий анализ состояния влияющих на компанию факторов. Организации важно понимать, как действовать в случае активации «угроз», продумать план действий, а также, как использовать возможности, чтобы выйти на новый уровень развития. При этом важно учитывать слабые и сильные стороны компании. 

Важности понимания внутренней и внешней среды

Успешность ведения хозяйственной деятельности организации определяется внутренней и внешней средами. Внутреннее окружение — сила, внешнее — ресурсы, без которых невозможен производственный процесс. Поэтому руководству важно уметь анализировать факторы, принимать грамотные решения, не упуская из внимания ни один из них.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту