03.09.2024
#Менеджмент
42

Управление человеческими ресурсами: принципы и методы

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Суть управления человеческими ресурсами
  2. Основные принципы управления человеческими ресурсами
Борисов Д.
Эксперт по экономическим предметам

Суть управления человеческими ресурсами

Человеческий ресурс — сотрудники компании, начиная от директора и заканчивая подсобным персоналом. Каждый из них должен понимать цели и задачи работы, стремиться к повышению качества итогового результата, престижа фирмы. 

🤔 Определение

Управление человеческим ресурсом — процесс, целью которого является повышение мотивации сотрудников компании на увеличения объемов и качества выполняемых ими работ. Достижение нужного уровня мотивации возможно при непрерывном взаимодействии заинтересованных лиц и работников.

Управление рабочим ресурсом людьми подразумевает применение комплекса из экономических, правовых и организационных мер, направленных на выявление или воспитание в сотрудниках качественных и количественных свойств, необходимых работодателю. Повинуясь грамотному управленцу, работники стараются соразмерить трудовое поведение с целями и задачами компании.

Существование управленческой составляющей в работе — важная часть деятельности любой организации. С ее помощью решаются задачи, связанные с:

  • увеличением активности работников, повышение заинтересованности в создании новых методов действий и улучшения качества ранее используемых методик;
  • оптимизацией численности рабочего и управляющего персонала;
  • политикой отбора найма и назначения сотрудников на должность;
  • обучением и повышением квалификации сотрудников.

При реализации поставленных задач достигается два вида целей — организационные и личные. Организационные цели занимают центральное место в системе управления. Они связаны с повышением эффективности работы компании. Работники при постановке организационных целей рассматриваются исключительно в качестве ресурса, способного сделать фирму наиболее эффективной. Люди в современном обществе являются главным ресурсом. Качество применения ресурса в работе организации напрямую воздействует на возможность достижения работодателем конкретных целей. Результат деятельности, конкурентоспособность зависят от грамотного подхода к набору персонала, его обучению, мотивации.

Личные цели связаны с пониманием возрастающей роли сотрудников, работой с мотивацией, формированием рабочего мировоззрения, соответствующего целям компании. Работники обязаны беспокоиться об успехах фирмы.

Основные принципы управления человеческими ресурсами

Требования к формированию системы управления человеческими ресурсами основаны на соблюдении следующих принципов:

  1. Экономичности — система управления организуется с минимальными затратами.
  2. Перспективности — при работе с персоналом учитывают перспективы развития организации.
  3. Комплексности — на систему управления воздействуют несколько факторов, учет которых ведется в совокупности.
  4. Простоты — лучше всего работают простые системы.
  5. Научности — система управления выстраивается с учетом современных достижений науки.
  6. Прозрачности — в работе с персоналом должна вырабатываться единая концепция: общая для всех система наказания, инструкции и правила.
  7. Автономности — структуры, входящие в систему, должны быть автономными и независимыми.
  8. Согласованности — звенья в управленческой цепочке согласуются между собой.
  9. Устойчивости — в систему внедряют локальные регуляторы, которые при отклонении поставят работника в невыгодное положение.
  10. Комфортности — разработка и принятие управленческих решений производится в комфортных условиях.
  11. Многоаспектности — управление осуществляют по различным каналам.
  12. Прогрессивности — управленческие решения должны соответствовать иностранным и отечественным разработкам.

Управленческая система также базируется на принципах концентрации и специализации, гибкости и ритмичности, непрерывности и параллельности, прямоточности. Под концентрацией понимают нацеливание определенного количества сотрудников на выполнение поставленной задачи. Принцип специализации связывают с формированием рабочих подразделений, выполняющих однородные функции. Система управления человеческим ресурсом обязана приспосабливаться к изменениям в состоянии объекта. В работе системы непозволительны перерывы. Одни и те же работы выполняются в едином ритме. Управленческие решения принимаются и выполняются одновременно.

Управление человеческими ресурсами невозможно без соблюдения принципа единоначалия, в соответствии с которым подчиненный получает распоряжения от одного начальника. Кроме того, при принятии решений относительно сотрудников компании задействуют строгую управленческую вертикаль, следят за соответствием желательного уровня контроля необходимому. В соответствии с последним из заявленных принципов начальнику должно подчиняться столько сотрудников, сколько он способен координировать без ущерба для работы фирмы.

Важно соблюдение баланса между властью и ответственностью, подчинение индивидуальных интересов коллективным. У штабных работников, отвечающих за содержание деятельности, не может быть больше власти, чем у линейных руководителей. Организационные уровни управления выстраиваются на основе равенства, понятий о справедливости и доброжелательном отношении.

Методы эффективного управления человеческими ресурсами

Под методами управления людьми понимают способы и приемы, при помощи которых воздействуют на коллективы и отдельных работников с целью достижения целей работы предприятия. В зависимости от процесса управления выделяют:

  • планирование;
  • организацию;
  • учет;
  • анализ;
  • мотивацию;
  • контроль.

Исходя из характера воздействия на сотрудников методы делятся на:

  • информирование;
  • убеждение;
  • принуждение.

Любое общение с работником начинается с информирования его по поводу возникшей ситуации. Далее переходят к убеждению в необходимости исправления, внесения корректив, улучшения методов и приемов работы. В случае отсутствия отклика со стороны сотрудника используют принуждение. Оно выражается в наложении определенных санкций — предупреждение, взыскание, выговор, угроза увольнения.

Методы, связанные со способом воздействия:

  • административные — отстранение от работы, понижение в должности;
  • экономические — введение ограничений по заработной плате, наложение штрафов, взысканий, истребование с работника возмещения нанесенного ущерба, компенсация работникам;
  • социально-психологические.

В управлении применяются экономический, организационные и гуманистические подходы. В соответствии с экономическим подходом внимание концентрируется на технической подготовке работников — сотрудников обучают трудовым приемам. При использовании организационного подхода учитывают окружающую среду, стараются поддерживать баланс подсистем и устранять дисфункции. Гуманистический подход основан на рассмотрении организации в качестве культурного феномена с помещением в центр человеческой стороны управления. Этот подход связан с пониманием чувств работников, выявлением степени их преданности компании.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту