26.07.2024
#Педагогика
42

Что такое формирование в педагогике: понятие, цели, задачи

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие формирования в педагогике
  2. Цели и задачи формирования
  3. Принципы формирования
  4. Движущие силы формирования
  5. Результаты формирования
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Понятие формирования в педагогике

Под формированием в педагогической науке понимают процесс, связанный со становлением личности. Но так как личность находится в социуме, то определение расширяют, указывая на то, что это не просто процесс, а процесс образования личности, испытывающей влияние различного рода факторов экономической, социальной, педагогической и экологической среды.

Формирование является общенаучной категорией, применяемой учеными для объяснения происходящих в обществе процессов и их последствий. Педагогика пользуется термином «формирование» не часто, поскольку в педагогической науке для процесса изменения личности применяется другой термин. Личность не формируется, а воспитывается. Но современные ученые делают вывод о том, что термины «развитие», «формирование» и «воспитание» неравнозначны, имеют разные смыслы.

Воспитание является только одним из факторов формирования. Сформированным человеком считается тот, кто достиг определенного уровня в чем-либо, завершил свой путь, достиг цели. Но воспитание — процесс, осуществляемый непрерывно, от рождения и до момента, когда личность начинает воспитывать себя сама, что случается иногда в глубокой старости.

В разное время термин «формирование» трактовался по-разному. Иногда в него включали чересчур обширные понятия, часто сужали. В литературе XX столетия этим термином обозначали нечто плохо поддающееся управлению или контролю, случайным образом воздействующее на личность воспитанника. В современной педагогике эту мысль отвергают, полагая, что формирование — не является случайным воздействием, это процесс сознательного влияния на личность воспитуемого с определенными задачами и целями. Уровень сформированности детей определяется их достижениями с ориентацией на определенный возраст. Например, нельзя говорить о том, что трехлетка не умеющая читать, недостаточно сформирована. Отсутствие навыка чтения для ребенка трех лет является нормой.

Формирование — процесс, связанный с обогащением личности человека, ее содержательного наполнения. Осуществляется процесс непрерывно, всю жизнь. Но в отличие от воспитания формирование предполагает завершенность. Например, сложно сказать, достаточно ли воспитан семилетний первоклассник, поскольку дома он соблюдает нормы поведения и правила, а в школе склонен к их нарушению. Но без труда можно сказать сформирован ли он, как личность семи лет, обладает ли навыками и знаниями, которыми должны обладать дети его возраста. В процессе формирования личности выделяют два этапа:

  • Первичный. Личность формируется от рождения и до наступления совершеннолетия.
  • Дальнейший. Личность, лишенная положительного воздействия педагогов, либо продолжает совершенствоваться, либо деградирует. 

В последнем случае говорят о распаде личности.

Цели и задачи формирования

Цели и задачи формирования в педагогике определены самим существованием науки. Педагогика призвана научить, воспитать, помочь личности обрести самостоятельность и найти свое место в обществе.

Основные цели формирования

Процесс формирования запускается, если возникает необходимость в:

  • создании у ребенка конкретной системы ценностей;
  • передаче воспитаннику знаний, умений и навыков;
  • развитии у ребенка определенного мышления, склада ума.

Целью формирования является оформление личности в единую, устойчивую систему, обладающую определенным багажом знаний, опытом, представлениями.

Основные задачи формирования

Исходя из поставленных целей, задачами формирования являются:

  • оказание помощи ребенку в контроле над собственным поведением;
  • поддержка ребенка на всех этапах его вхождения в общество;
  • передача ребенку знаний о нормах и требованиях, существующих в конкретном социуме.

Основной задачей педагога является применение таких методов и техник, которые способствовали бы запуску изменений в психических процессах в мозгу ребенка. Для правильного развития детей психические процессы должны протекать последовательно. Ученые считают формирование — единственным способом, посредством которого осуществляется и развивается психический процесс.

Формирование протекает в двух направлениях. Оно может определяться в качестве результата развития воспитанника, а также являться организованной деятельностью педагога и воспитанников, целью которой становится воспитание и обучение. В зависимости от цели меняются конкретные задачи формирования, сужаясь или расширяясь.

Принципы формирования

Принципы формирования личности соответствуют общим принципам педагогики.

Принцип активности

Учащиеся обязаны активно участвовать в процессе обучения. Этот принцип помогает детям развивать самостоятельность, самоорганизацию, самоконтроль.

Принцип системности

Этот принцип предполагает необходимость одновременного формирования четырех основополагающих качеств человека — образованности, воспитанности, обученности и развитости. Реализация возможна только во взаимосвязи процессов образования, воспитания, обучения и развития.

Принцип индивидуализации

Реализация этого принципа предполагает применение индивидуального подхода в обучении, воспитании, развитии, образовании. Реализация его производится посредством создания удобной и разнообразной образовательной среды, дающей ребенку выбор, а также стимуляции самостоятельности воспитанников, развития у них автономности и понимания перспектив, итоговых результатов работы.

Принцип последовательности

Реализуется через повторение уже изученного материала. Последовательность должна проявляться также в настаивании на ранее озвученных требованиях, нормах. На уроках сначала изучают легкие темы, и только закрепив их, переходят к сложным.

Принцип целеполагания

Предполагает, что ученики и учитель осознают цели обучения. Если цели различаются, то согласно этому принципу педагогу не следует влиять на воспитанника, он обязан учесть ее и помочь достичь, если это возможно и не противоречит общепедагогическим принципам. Формирование личности невозможно без осознания каждым участником процесса собственных целей.

Движущие силы формирования

Движущие силы формирования в педагогике могут быть внешними или внутренними. Внутренними силами считаются усилия, приложенные самими человеком для лучшего познания окружающей действительности. Двигателем учебного и воспитательного процесса считается желание воспитанника стать лучше, приобрести навыки, опыт и знания.

Внешними силами признается то влияние, которое ощущает личность, общаясь с родителями, педагогами, сверстниками и просто окружающими людьми. В процессе обучения и воспитания на протяжении всей жизни участвуют множество людей, в том числе и малознакомых.

Внешние силы формирования личности не так эффективны, как внутренние. Но это не означает, что следует доверить процесс обучения и воспитания самому ребенку. Формирование личности — сложнейшая задача, поскольку она предполагает достижение человеком определенных высот, реализацию им возможностей и сил.

Результаты формирования

Поставленные цели и задачи формирования личности обязаны приводить к конкретным результатам. По итогу работы с ребенком должны проявиться успехи в области:

  1. Образования. В зависимости от возраста ребенок обязан понимать, какой мир его окружает, какие процессы экономические, политические происходят. Он должен обладать определенными знаниями и умениями. Величайшим результатом становится понимание ребенком важности самовоспитания, саморазвития и самообразования.
  2. Воспитания. Правильно сформированная личность обладает твердыми моральными и политическими убеждениями, трепетно относится к традициям и обычаям народа, к которому принадлежит, уважает и знает историю, понимает ценность Родины. Такая личность трудолюбива, честна, отторгает аморальные поступки, легко усваивает принятые в обществе взгляды и нормы поведения.
  3. Обучения. Личность обогатилась знаниями, усвоила навыки, которые были переданы педагогами, родителями, она умеет применять полученные знания в быту.
  4. Развития личности. Хорошим результатом считается умение личности адаптироваться к изменениям в обществе, развитый интеллект, наличие деловых и профессиональных качеств.

В идеале должны быть достигнуты все результаты, но даже половина из перечисленного — отличный итог работы педагога и ученика.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту