01.08.2024
#Педагогика
42

Эвристический метод обучения: концепция, принципы, методы и приемы

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение эвристического метода обучения
  2. Основные концепции и принципы эвристического подхода
  3. Основные элементы и этапы эвристического обучения
  4. Методы и приемы эвристического обучения
  5. Преимущества и недостатки эвристического метода обучения
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В XX веке педагогика являлась достаточно статичной и даже консервативной дисциплиной. Но на современном этапе ее отличает гибкость в выборе методов обучения. Педагоги и родители вправе самостоятельно решать, какие способы следует использовать для повышения эффективности процесса обучения. Например, эвристический метод обучения, ранее вызывающий массу нареканий, сейчас применяется повсеместно.

Определение эвристического метода обучения

Определение: Эвристическое обучение — инновационный метод, применяемый с целью воспитания самостоятельной личности.

Точного определения понятия не существует, но в большинстве случаев его рассматривают, как один из методов, направленных на выработку у учащихся способности к самостоятельному поиску ответа на поставленный преподавателем вопрос.

Эвристический метод — это и форма обучения, и метод обучения, и технология творческого развития. Если рассматривать именно метод, говорят о том, что результатом его применения должно стать обретения учениками собственного понимания содержания обучения, его целей и задач, осознанности необходимости учебы и обретения новых знаний.

Считается, что обучение, в основе которого находится использование эвристического подхода, — непрерывно, связано с постоянным обретением новых знаний и умений. Первым человеком в истории педагогики, применившим эвристическую методику, оказался Сократ. Древнегреческий философ забрасывал учеников вопросами, требуя отвечать на них, даже если им не известен правильный ответ. Таким способом он побуждал их к беседе и рассуждению, поиску истины.

Основные концепции и принципы эвристического подхода

Эвристический метод используется преподавателями, готовыми к работе с творческими личностями, не беспокоящимися о поиске ответа на неудобные вопросы и попадании в нелепые ситуации. Применение его способствует формированию у учеников собственных представлений и опыта, мнения о процессе обучения, его целях и задачах. В нем сочетается познавательная и творческая деятельность. Учитель не является источником знаний, а задает направление и тон обучения. Ученик самостоятельно находит и изучает важную для него информацию. Он создает собственные гипотезы, изделия, тексты, которые в дальнейшем сравниваются с существующими, обсуждаются в беседе с учителем. 

Особенностью метода считается невозможность заблаговременного предсказания полученных результатов. Итог деятельности ребенка зависит от наличия у него базовых знаний в конкретной области и личностных характеристик. Успешность применения метода определяется не степенью готовности конкретной работы, возможностью ее практического применения или правильностью сделанных выводов, а способностью ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Если ученик умеет без помощи постороннего искать и анализировать данные, формулировать собственное мнение о предмете, значит, цели обучения достигнут.

Реализация эвристического подхода возможна исключительно при соблюдении следующих принципов:

  1. Целеполагание. Учитель знакомится с целями ученика, на основании их организовывает учебный процесс. Индивидуальный подход — основа обучения.
  2. Индивидуальная образовательная траектория. Ученик самостоятельно выбирает способ обучения.
  3. Метапредметность содержания образовательного процесса. Изучаются фундаментальные образовательные объекты, доступные для субъективного личного познания учащимися.
  4. Продуктивность обучения. Ценность представляет личный прогресс ученика.
  5. Первичность учебной продукции учащегося. Созданное учеником личное содержание обучения опережает изучение образовательных стандартов и известных достижений в конкретной области. Подобное считается нормой и приветствуется преподавателем.
  6. Ситуативность образовательного процесса. Педагог создает ситуацию, задача ученика состоит в поиске выхода из нее. Преподавателю остается только подбадривать и направлять.
  7. Образовательная рефлексия. Педагог и учащийся непрерывно осознают собственную деятельность, ее значимость и необходимость.

Эвристический подход позволяет раскрыть творческий потенциал учеников, формировать личность инициативную, не беспокоящуюся о провалах и неудачах. Ученики учатся быть ответственными, находить необычные решения и получать результаты, даже если они кажутся недостижимыми. 

Основные элементы и этапы эвристического обучения

Главными элементами эвристического подхода считаются: самообразование, саморазвитие, творческий подход, мотивация, индивидуальное достижение целей. Он сочетает классику и творчество, ситуативность и индивидуальность. Совершенствование теоретических представлений и развитие практических навыков ученика предполагает поэтапное достижение целей обучения. Педагогу, избравшему эвристический подход в качестве основного, предстоит:

  1. Начать с подготовительной стадии. Он планирует занятие, составляет план-конспект, готовит задания, прописывает условия и ситуации, формирует вопросы. Импровизация приветствуется, но не всегда в рамках урока она возможна, подготовка к различным ситуациям — лучшее, что можно сделать.
  2. Реализовать задуманное. Постановка целей, представление ученикам ситуации, побуждение к дискуссии посредством заблаговременно подготовленных вопросов.
  3. Научиться подводить итоги. Педагогу важно показать ученику, каких результатов он достиг. Даже если они незначительные, итоги все равно подводятся.

Эвристический метод обучения основан на логике, применении критического мышления и анализе ситуации на каждом из этапов.

Методы и приемы эвристического обучения

В рассматриваемом подходе применяются три группы методов — когнитивные, креативные и организационно-деятельностные. Когнитивные методы представлены следующими приемами подготовки:

  • Эмпатия. У учеников развивают чувственность и эмоциональность, помогающие понять ситуацию изнутри. Изучение психологических нюансов позволяет качественно оценивать каждое действие, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Сравнение. Один и тот же вопрос рассматривается с разных точек зрения, что позволяет обнаружить плюсы и минусы принятого решения, развить аналитическое и логическое мышление.
  • Ассоциации. Значительная роль придается воображению, новые явления изучаются по аналогии с уже изученными и хорошо знакомыми.
  • Наблюдение. Момент или процесс фиксируется наблюдателем, анализируется, интерпретируется, исходя из субъективного восприятия. Наблюдение позволяет развить навыки проведения экспериментов, повысить наблюдательность и внимательность.

Креативные методы направлены на развитие творческого мышления, поиск необычного решения задач. Используются такие приемы, как: воображение, гиперболизация, мозговой штурм, синектика, постановка эвристических вопросов и инверсия. Этот метод невозможно реализовать без наличия у ученика определенных базовых знаний по изучаемой теме.

Применение организационно-деятельностных методов дисциплинирует учеников, учит проявлению ответственности, грамотности в выборе подходов для решения поставленных вопросов. Ученики учатся ориентироваться в потоке информации, быстрее находить нужные сведения, планировать и формировать доказательную базу. В рамках этого метода используют приемы целеполагания или планирования, взаимообучения, рецензии. Последний прием сводится к критике, обсуждению достоинств и недостатков и поиску новых решений.

Преимущества и недостатки эвристического метода обучения

Положительной стороной применения эвристического подхода в образовании считается развитие и повышение уровня самостоятельности учеников, интереса к исследовательской стороне учебы, мотивации к учебе. Ученики учатся планировать, организовывать и контролировать собственные действия. Наблюдается личностный рост, воспитанники дисциплинируются, становятся ответственными.

Отрицательная сторона метода проявляется исключительно в отношении преподавателя. Использование такого подхода нуждается в наличии большего количества сил и энергии. От педагога требуется моральная и психологическая устойчивость.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту