Рады, что вам понравилась статья 😊
Под формированием в педагогической науке понимают процесс, связанный со становлением личности. Но так как личность находится в социуме, то определение расширяют, указывая на то, что это не просто процесс, а процесс образования личности, испытывающей влияние различного рода факторов экономической, социальной, педагогической и экологической среды.
Формирование является общенаучной категорией, применяемой учеными для объяснения происходящих в обществе процессов и их последствий. Педагогика пользуется термином «формирование» не часто, поскольку в педагогической науке для процесса изменения личности применяется другой термин. Личность не формируется, а воспитывается. Но современные ученые делают вывод о том, что термины «развитие», «формирование» и «воспитание» неравнозначны, имеют разные смыслы.
Воспитание является только одним из факторов формирования. Сформированным человеком считается тот, кто достиг определенного уровня в чем-либо, завершил свой путь, достиг цели. Но воспитание — процесс, осуществляемый непрерывно, от рождения и до момента, когда личность начинает воспитывать себя сама, что случается иногда в глубокой старости.
В разное время термин «формирование» трактовался по-разному. Иногда в него включали чересчур обширные понятия, часто сужали. В литературе XX столетия этим термином обозначали нечто плохо поддающееся управлению или контролю, случайным образом воздействующее на личность воспитанника. В современной педагогике эту мысль отвергают, полагая, что формирование — не является случайным воздействием, это процесс сознательного влияния на личность воспитуемого с определенными задачами и целями. Уровень сформированности детей определяется их достижениями с ориентацией на определенный возраст. Например, нельзя говорить о том, что трехлетка не умеющая читать, недостаточно сформирована. Отсутствие навыка чтения для ребенка трех лет является нормой.
Формирование — процесс, связанный с обогащением личности человека, ее содержательного наполнения. Осуществляется процесс непрерывно, всю жизнь. Но в отличие от воспитания формирование предполагает завершенность. Например, сложно сказать, достаточно ли воспитан семилетний первоклассник, поскольку дома он соблюдает нормы поведения и правила, а в школе склонен к их нарушению. Но без труда можно сказать сформирован ли он, как личность семи лет, обладает ли навыками и знаниями, которыми должны обладать дети его возраста. В процессе формирования личности выделяют два этапа:
В последнем случае говорят о распаде личности.
Цели и задачи формирования в педагогике определены самим существованием науки. Педагогика призвана научить, воспитать, помочь личности обрести самостоятельность и найти свое место в обществе.
Процесс формирования запускается, если возникает необходимость в:
Целью формирования является оформление личности в единую, устойчивую систему, обладающую определенным багажом знаний, опытом, представлениями.
Исходя из поставленных целей, задачами формирования являются:
Основной задачей педагога является применение таких методов и техник, которые способствовали бы запуску изменений в психических процессах в мозгу ребенка. Для правильного развития детей психические процессы должны протекать последовательно. Ученые считают формирование — единственным способом, посредством которого осуществляется и развивается психический процесс.
Формирование протекает в двух направлениях. Оно может определяться в качестве результата развития воспитанника, а также являться организованной деятельностью педагога и воспитанников, целью которой становится воспитание и обучение. В зависимости от цели меняются конкретные задачи формирования, сужаясь или расширяясь.
Принципы формирования личности соответствуют общим принципам педагогики.
Учащиеся обязаны активно участвовать в процессе обучения. Этот принцип помогает детям развивать самостоятельность, самоорганизацию, самоконтроль.
Этот принцип предполагает необходимость одновременного формирования четырех основополагающих качеств человека — образованности, воспитанности, обученности и развитости. Реализация возможна только во взаимосвязи процессов образования, воспитания, обучения и развития.
Реализация этого принципа предполагает применение индивидуального подхода в обучении, воспитании, развитии, образовании. Реализация его производится посредством создания удобной и разнообразной образовательной среды, дающей ребенку выбор, а также стимуляции самостоятельности воспитанников, развития у них автономности и понимания перспектив, итоговых результатов работы.
Реализуется через повторение уже изученного материала. Последовательность должна проявляться также в настаивании на ранее озвученных требованиях, нормах. На уроках сначала изучают легкие темы, и только закрепив их, переходят к сложным.
Предполагает, что ученики и учитель осознают цели обучения. Если цели различаются, то согласно этому принципу педагогу не следует влиять на воспитанника, он обязан учесть ее и помочь достичь, если это возможно и не противоречит общепедагогическим принципам. Формирование личности невозможно без осознания каждым участником процесса собственных целей.
Движущие силы формирования в педагогике могут быть внешними или внутренними. Внутренними силами считаются усилия, приложенные самими человеком для лучшего познания окружающей действительности. Двигателем учебного и воспитательного процесса считается желание воспитанника стать лучше, приобрести навыки, опыт и знания.
Внешними силами признается то влияние, которое ощущает личность, общаясь с родителями, педагогами, сверстниками и просто окружающими людьми. В процессе обучения и воспитания на протяжении всей жизни участвуют множество людей, в том числе и малознакомых.
Внешние силы формирования личности не так эффективны, как внутренние. Но это не означает, что следует доверить процесс обучения и воспитания самому ребенку. Формирование личности — сложнейшая задача, поскольку она предполагает достижение человеком определенных высот, реализацию им возможностей и сил.
Поставленные цели и задачи формирования личности обязаны приводить к конкретным результатам. По итогу работы с ребенком должны проявиться успехи в области:
В идеале должны быть достигнуты все результаты, но даже половина из перечисленного — отличный итог работы педагога и ученика.