14.08.2024
#Педагогика
42

Критическое мышление: технология развития, практические упражнения для тренировки

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение критического мышления
  2. Значение критического мышления в современной жизни
  3. Как развивается критическое мышление
  4. Методы и приемы технологии развития критического мышления
  5. Современные инструменты для развития критического мышления
  6. Практические упражнения для тренировки критического мышления
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение критического мышления

Существует несколько подходов, выявляющих базовые характеристики критического мышления. На английском языке это понятие звучит как «critical thinking». Обозначает систему суждений, применяемых с целью проведения анализа событий с критической позиции с последующими выводами и обоснованной оценкой.

А также считается, что критическим мышлением служит способность человека сомневаться как в информации, поступающей из различных источников, так и в собственных умозаключениях.

Если обозначать понятие более коротко, то это корректная правильно интерпретированная оценка утверждений.

Называют также критическим мышлением соотнесение приобретенных знаний со сложившими обстоятельствами, требующими быстрого принятия решений, обеспечивающих активность действий.

Человеку, владеющему критическим мышлением, удается ориентироваться в информационных потоках, отбирая только нужные для решения проблемы сведения.

Значение критического мышления в современной жизни

Человек в реальности воспринимает большое количество информации, которую нужно правильно воспринимать, понимать, анализировать, а затем отбирать и систематизировать данные, помогающие принимать обоснованные решения.

Развитое критическое мышление становится фундаментом творческого становления человека, которому интересно погружаться в новые знания, искать и находить нужную информацию. Результатом становится расширение кругозора и круга общения, формируется любознательность и организованность.

Достижение цели преобладает над личными желаниями, сотворчество приносит удовлетворение, работа в коллективе приобретает значимость. Люди, владеющие способами критического оценивания действительности, способны предлагать проверенные точные решения, нужные для прогрессивного государственного движения.

Как развивается критическое мышление

Хотя способность человека мыслить критически относится к врожденным характеристикам, развита она слабо, поэтому потребуется продолжительная постоянная работа над собой. Для формирования этой психологической категории исследователи выявили ряд условий. К ним относят любознательность, желание развиваться, участие в диспутах, дискуссиях, мастер-классах, прислушивание к мнению других людей, понимание их мотивов и целей.

Развитие критического мышления предполагает прохождение трех стадий:

  • Вызов

Работа на этом этапе нацелена на пробуждение интереса к познанию, формирование стремления к поиску нужной информации, развитие желания пополнять и углублять базу данных. Не менее важна актуализация усвоенных ранее знаний, что побуждает к продолжению обучения.

На первой стадии реализуется несколько функций:

  1. мотивационная (возникновение интереса и желания получать новые сведения);
  2. информационная (применение имеющихся знаний);
  3. коммуникационная (обмен суждениями, мнениями с позиций взаимопонимания и сотрудничества).
  • Осмысление содержания

Означает непосредственный контакт с поступающей ранее неизвестной информацией. Предполагает изучение, систематизацию, обобщение, осмысление полученных данных. Анализируется природа и характеристики изучаемого явления или объекта, соотносятся старые представления со вновь возникшими мыслями. Такой умственный труд обусловливает выработку собственного отношения к рассматриваемой проблеме, у человека складывается обоснованное мнение.

Базовые функции:

  1. информационная (поступление новой информации, подбираемой по теме);
  2. систематизационная (составление классификации изучаемых сведений по категориям).
  • Рефлексия

Это понятие, которое еще трактуется как размышление, обусловливает рождение на основе предыдущих этапов нового знания. Мотивация усиливается, появляется стремление постоянно узнавать что-то новое. Поступающая информация закрепляется и дополняется.

Выполняемые функции:

  1. коммуникационная (происходит обмен суждениями и мнениями о поступивших новых данных);
  2. информационная (обусловливает присвоение нового знания на понятийном уровне);
  3. мотивационная (возникает стремление к последующему расширению и углублению информационного пространства);
  4. оценочная (сравнение усвоенных ранее знаний с полученными сведениями, выработка своей позиции и оценочных суждений по отношению к изучаемому процессу).

Технология, предполагающая развитие критического мышления, способствует выработке следующих навыков:

  1. изобретательность — способность делать грамотный выбор после анализа большого количества вариантов;
  2. рефлексия — навыки, помогающие оценивать свои поступки, ценностные ориентиры, действия;
  3. ответственность — усвоенное умение отвечать в различных ситуациях за предпринятые действия и совершаемые поступки;
  4. прагматичность — осознание устройства и смысла бытия;
  5. автономность — принятие себя, умение поступать, опираясь на свои цели, убеждения, потребности.

Методы и приемы технологии развития критического мышления

Для людей, стремящихся к самовыражению, разработаны методы и приемы, формирующие критическое мышление:

  1. Мозговой штурм. Нередко этот метод используют в обучающей среде. Включает он постановку проблемы, совместное ее обсуждение, поиск нужной информации, выработку решения.
  2. Метод кластеров. Интересен наглядностью, так как весь ход обсуждения изображается графически. В центре листа фиксируют рассматриваемую проблему. Затем вокруг записывают возникающие идеи, гипотезы, предположения. Между ними устанавливают и чертят линией очевидные связи.
  3. Дискуссия. Не всегда в одиночку удается найти приемлемое для сложившейся ситуации решение. Помогает дискуссионное рассматривание проблемы. Для получения полной картины ведут запись звучащих аргументов, идей, спорных мнений.
  4. Прием инсерт. При чтении текста обозначения ведутся на полях в форме значков, выделяющих значительные данные, противоречия, главный постулат, проблему и т. д. Например, «V» означает известную информацию, «+» — новые сведения, «–» — существовало другое мнение, «?» — нужны дополнительные разъяснения. Записи затем вносят в таблицу. 
  5. «Корзина идей». При планировании урока учитель прибегает к такому методу на этапе изучения новой темы. После озвучивания темы и знакомства с ключевыми понятиями для выявления уже имеющихся знаний ученики высказывают возникающие ассоциации, которые записываются на доске.
  6. Прием незаконченных предложений. Целесообразно вводить этот способ при оценивании результативности урока на стадии рефлексии. Предлагается учащимся закончить, например, такие предложения: «Я узнал сегодня…», «Мне понравилось…», «Я могу себя похвалить…», «Я научился…» и т. д.

Современные инструменты для развития критического мышления

Применяют инновационные инструменты, ориентированные на результативное развитие критического мышления, как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях. Несколько вариантов:

  • Модель RED. 

Аббревиатура составлена из английских слов, обозначающих этапы по развитию:

Recognise Assumptions (R). В переводе звучит как «распознаем предположения». Заключается в спокойной взвешенной оценке фактов, умении их разделять, внутреннем сомнении в высказываниях и советах.

Evaluate Arguments (E). Перевод — «оцениваем аргументы». Предполагает рассматривание всех точек зрения с критикой эмоциональной составляющей.

Draw Conclusions (D). Или «делаем выводы». Непосредственно критическое мышление помогает после сбора и анализа нужных данных сделать обоснованный верный вывод.

  • Метод IMVAIN. 

Для правильной интерпретации нужно не просто изучить сведения по теме, а подобрать достоверные ресурсы. С этой целью применяют такой метод как IMVAIN, ориентированный на оценивание правдивости информационных источников по базовым критериям в соответствии с аббревиатурой:

I — какие интересы преследует выбранный источник, является ли он независимым. Английское слово Independent в переводе звучит как «независимый».

M — где еще встречается такая же информация и не опровергается ли она по смыслу другим ресурсом. Переводится Multiple sources как «множество источников».

V — как проверить подтверждение вариантов данных и возможно ли это. Varify — «варьировать».

A — что автор публиковал раньше и авторитетны ли эти труды. Authoritative означает «авторитетный».

I — откуда поступила к автору информация. В переводе Informed — это «информированный».

N — у источника есть название, автор (или это анонимное издание). Выражение Named source звучит в переводе, как именованный источник.При получении хотя бы двух отрицательных ответов целесообразно обратиться к другим источникам.

  • 5 W+H

Существуют два варианта этой методики. Первый прием предлагает пять раз задать вопрос Why, пытаясь понять, «почему это случилось?». Шестой вопрос How призван решить, «как это исправить?».

Второй способ, нацеленный на проверку информации, базируется на поиске ответов на шесть последовательно задаваемых вопросов:

  1. что? (what);
  2. почему? (why);
  3. кто? (who);
  4. где? (where);
  5. когда? (when);
  6. как? (how).
  • Бритва Оккама

При нагромождении фактов, затрудняющих восприятие сложного текста, рекомендуется последовательно убирать ненужные разъяснения, лишние детали. Оставшиеся сведения проверяют на достоверность.

Практические упражнения для тренировки критического мышления

Заинтересованным людям предлагаются несложные, но результативные упражнения, формирующие критическое мышление:

  • чтение научной литературы по этой тематике;
  • активный постоянный сравнительный анализ информации;
  • беспристрастная без внутреннего волнения оценка производимых самостоятельно действий, признание ошибок, внесение коррективов;
  • признание недостаточного багажа знаний для стремления находить другие информационные потоки;
  • анализ действительности для понимания, что, где и как нужно исправить;
  • расширение круга общения.

При формировании за счет доступных приемов, методов, упражнений критического мышления одновременно повышается наблюдательность и уверенность, расширяется кругозор, формируются навыки анализа, обобщения, систематизации, интерпретации, объективного оценивания.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту