02.08.2024
#доклад
#конференция
42

Наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Характеристика наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста
  2. Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста
  3. Понятие, формы и свойства мышления
  4. Этапы развития
  5. Примеры игр, развивающих логику

Характеристика наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста

Детям, начиная с самого младшего возраста, свойственен примитивный вид мышления, ведь благодаря ему они начинают знакомиться и познавать мир. Без внимательного отношения взрослого к формированию детского мышления, возможности подрастающего поколения значительно ограничены. Взрослый вводит ребенка в огромный, интересный мир и создает необходимые условия для гармоничного развития.

Определение №1 Наглядно-действенным называется такой вид мышления, при котором познание мира осуществляется через непосредственное взаимодействие с окружающими предметами.

Характеристика наглядно-действенного мышления:

  • Конкретность, то есть мышление возможно при условии непосредственного взаимодействия с реальными объектами, когда ребенок имеет возможность не только наблюдать, но еще и трогать, гладить, крутить, разбирать разные объекты.
  • Практическая направленность, то есть для активизации мышления необходимо выполнять разные манипуляции с доступными предметами (рассматривать, щупать, складывать, сортировать и др.).
  • Ограниченность проявляется в необходимости наличия наглядных примеров, конкретных ситуаций.Эмоциональная вовлеченность в процесс узнавания ярких, привлекательных объектов.

Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, чему способствует и характерная для этого возраста ведущая деятельность (предметно-манипулятивная). Ребенок постепенно анализирует доступные ему объекты, он всячески пытается их обследовать, объединять, пытается разобрать, чтоб понять, что скрывается внутри. Так играя с кубиками, дети могут строить разные конструкции, сортировать их по цвету или размеру и т.д. Также важную роль играют разные бытовые ситуации, например, ребенок регулярно наблюдающий как мама его одевает, пробует сам одеть носочки, развивая свои мыслительные способности.

Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

При помощи наглядно-образного мышления дети решают различные задачи не в ходе непосредственного с ними взаимодействия, а уже представляя и оперируя образами. Этот вид мышления начинает активно развиваться со среднего дошкольного возраста.

Дети не только становятся способны представлять и удерживать в сознании знакомые им объекты с их отличительными свойствами, не соприкасаясь в данный момент с ними, они становятся способны создавать новые образы, объединяющие или изменяющие знакомые им объекты. Это возможно наблюдать в рисунках детей, в рассказах, в сюжетно-ролевых играх.

Понятие, формы и свойства мышления

Мышление представляет собой обобщенное и опосредованное отражение окружающей реальности в ее существенных связях и отношениях. Это высшая форма познавательной деятельности, характерная для человека и позволяющая, посредством осмысления окружающего мира, действовать в нем разумно, осознавая свои поступки.

Формы мышления:

  • Понятие есть отражение посредством слова существенных свойств разнообразных предметов (объектов, явлений и др.).
  • Суждение представляет собой утверждение или наоборот отрицание каких-либо положений в отношении разных предметов (объектов, явлений), либо их свойств.
  • Умозаключение представляет своего рода вывод, сделанный на основе предварительно выдвинутых суждений.

Виды мышления, отражающие последовательность их развития:

  • наглядно-действенное мышление;
  • наглядно-образное мышление;
  • словесно-логическое мышление (абстрактное, отвлеченное).

Свойства:

  • Отвлеченность или умение выделять только существенные признаки или свойства предметов, необходимые для разрешения актуальной задачи;
  • Обобщенность проявляется в сосредоточении на общих качествах, объединяющих разные группы предметов.

Этапы развития

Развитие мышления не происходит одномоментно, это последовательный процесс, каждый из этапов которого характеризуется определенными особенностями.

Развитие детского мышления:

  • Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с первых лет жизни, когда ребенок активно начинает проявлять заинтересованность во внешнем мире и уже может выполнять разные манипуляции с предметами. Благодаря практическим действиям возможно решения разнообразных задач. Дети, не имея возможности мысленно представить возможный вариант своих манипуляций, приходят в большой восторг, когда их действия приводят к интересному результату.
  • Наглядно-образное мышление активизируется вслед за наглядно-действенным и является характерным со среднего дошкольного возраста. Подрастающий ребенок уже может не только посредством практики познавать этот мир, но и благодаря конкретным образам, запечатленным в его памяти. Наглядность материала, когда не обязательно что-то непосредственно выполнять, а достаточно иллюстрации, сопровождаемой соответствующим рассказом, очень важна в обучении детей вплоть до младшего подросткового возраста.
  • Словесно-логическое мышление, его сущность в том, что человек начинает опираться на понятия, выдвигать суждения и приходить к умозаключению при отсутствии у него конкретного опыта взаимодействия с данными или в чем-то с ними схожими предметами (явлениями).

Графическая модель, демонстрирующая «Теорию поэтапного формирования умственных действий» выдающегося советского психолога П.Я. Гальперина представлена:

Наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста

Фото: Work5

В представленной модели выделены несколько этапов постепенного становления умственных действий подрастающего ребенка:

  1. Ребенок знакомится с разнообразным материалом и происходит формирование мотивации к обучению.
  2. Взрослый демонстрирует детям то, чему они должны обучиться и чем овладеть, так называемый конечный результат, что позволяет им настроиться на работу.
  3. Взрослый демонстрирует процесс поэтапного выполнения действия и организовывает его реализацию во внешней, то есть материальной форме. Важно уделять внимание речевой активности, что позволяет отделять конкретные усваиваемые действия от предметов, с помощью которых они выполняются.
  4. Продолжается освоение действий при отсутствии опоры на реальные предметы. Громкая речь выступает заменителем непосредственных манипуляций с предметами.
  5. Ребенок начинает самостоятельно использовать речь как форму действия, но уже без произношения, а проговаривая «про себя».
  6. На этапе автоматизированного действия происходит его реализация, без подключения сознательного контроля и с минимальными усилиями.

Знание и понимание последовательности этапов развития мыслительной деятельности детей помогает в педагогической и психологической практике, способствуя более эффективному развитию детей.

Роль логического мышления у дошкольников

Маленький ребенок проходит значительный скачок в своем развитии от несмышленого младенца до первоклассника, способного читать, считать, конструировать. Именно в дошкольном возрасте дети начинают осваивать основные формы мышления, которые становятся фундаментом для их дальнейшего обучения и интеллектуального развития.

Роль логического мышления:

  • Освоение базовых когнитивных навыков: классификация, систематизация, сравнение, установление причинно-следственных связей.
  • Речевое развитие: понятия, умения аргументировать, понимать инструкции.
  • Формирование математических способностей: счет, числовые операции, геометрические представления.
  • Развитие творчества: поиск нестандартных решений, комбинация различных объектов с целью создания новых образов.

Средства развития детской логики

Логическое мышление помогает детям понимать мир, решать проблемы и принимать обоснованные решения.

Разработано огромное количество методик, целью которых выступает развитие мышления дошкольников.

Ключевые приемы, которые используют в развитии логики детей:

  • Анализ, например, исключение объекта из совокупности похожих по какому-либо признаку.
  • Синтез, то есть объединение разнообразных свойств в одно целое.
  • Сравнение, то есть поиск как общих, так и различных качеств предметов.
  • Обобщение или поиск общих характеристик у разных предметов.
  • Конкретизация или определение существенного признака, отличающего один предмет от других.
  • Классификация разных предметов в определенную группу, например, хищные и растительноядные животные.
  • Соотнесение по смыслу, например, съедобные и несъедобные предметы.
  • Поиск закономерностей.

Средства развития детской логики:

  • Регулярное взаимодействие и общение с ребенком, обращение его внимания на окружающий мир, рассказы о природных явлениях, посещение новых мест, чтение литературы.
  • Игровые материалы: паззлы; конструкторы; настольные игры и т.д.
  • Образовательные материалы: головоломки, книги с задачами.
  • Творчество: рисование, лепка.
  • Игровая деятельность: разыгрывание сюжетов знакомых ролевых игр и придумывание новых сюжетов.
  • Обучающие онлайн-программы: компьютерные игры и онлайн-платформы.

Практический метод в развитии логики

Практический метод в развитии логики дошкольников основан на практических действиях и полученном опыте взаимодействия с окружающим миром.

Практический метод предполагает:

  • Использование дидактического материала.
  • Результат осуществления практических действий, представляющий собой возникновение новых представлений об окружающих предметах.
  • Использование сформированных понятий для решения новых задач.

При работе с детьми необходимо учитывать, что заинтересовано они обучаются в процессе игры, соответственно стремиться использовать игровой формат.

Примеры игр, развивающих логику

Игра привлекательна для детей дошкольного возраста, в заинтересовавшие игры, дошкольники способны играть много времени. Игровая деятельность полезна для ребенка, при этом имеются игры, нацеленные конкретно на развитие логики.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста, то есть до 4 лет подойдут сортеры, рисование, игры с песком, крупами. Важно разрешать ребенку исследовать окружающий мир, при этом не забывать о безопасности.

Начиная со среднего дошкольного возраста, дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, в которых стремятся отразить знакомые образы, ситуации. Постепенно они начинают отражать в игре не только знакомые ситуации, участниками или свидетелями которых были, но и придумывают новые фантастические сюжеты. В этом возрасте дети уже овладели речью и можно предлагать иллюстрации с просьбой придумать рассказ о том, что изображено, а затем проиграть это в игре.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети уже интересуются всеми разновидностями игр (настольные игры, рисование, конструирование и т.д.).

Примеры игр:

  1. «На что похоже?». Взрослый совместно с ребенком наносит красками кляксы на лист бумаги и затем придумывают ассоциации на получившейся рисунок.
  2. «Четвертый лишний». Ребенку предлагается 4 картинки, одна лишняя по несоответствующему остальным фигурам признаку, необходимо определить какая картинка лишняя. Также можно слегка усложнить данную игру, когда ребенку предлагается ряд схожих предметов, и просят назвать еще подходящий предмет.
  3. Игра «Назови одним словом». С детьми младшего возраста использовать соответствующие словам иллюстрации. Предлагается набор слов, которому нужно подобрать обобщающее понятие.
  4. Игры на соответствие. Можно использовать картинки, где изображены взрослые животные и детеныши, животные и свойственная еда и т.д.
  5. Игры на противоположности. С детьми младшего возраста использовать дополнительно иллюстрации. Например, «слон большой, а мышь - …», «добрый волшебник, а колдунья …».
  6. Волшебный мешочек, в который заранее положить предметы. Затем попросить ребенка, не подглядывая, на ощупь, определить найденный предмет, описать его и попробовать угадать название.
  7. Прятки с предметами. Взрослый заранее прячет предмет, словесно описывает ребенку окружающее место, где спрятал, а ребенок ищет. Затем ребенок может поменяться ролями со взрослым.

Представленный список игр взрослый может расширить в процессе непосредственного взаимодействия с ребенком и учитывая его личные интересы.  Преимущество игры заключается в том, что допущенные ошибки можно с легкостью исправить или перевести их в преимущества.

Важно учитывать, что маленькие дети особенно нуждаются в сопровождении взрослых на пути своего взросления. Если ребенка окружить разнообразными предметами, демонстрировать ему множество увлекательных явлений, но полностью исключить роль взрослого, который своим примером ненавязчиво демонстрирует возможные способы взаимодействия с внешним миром, у ребенка не получится познать мир и вырасти полноценным членом общества. Развитое мышление необходимо для гармоничного развития, усвоения новых знаний и умений. В силах родителей, педагогов обеспечить необходимые условия для развития детского мышления.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!