Характеристика наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста
Детям, начиная с самого младшего возраста, свойственен примитивный вид мышления, ведь благодаря ему они начинают знакомиться и познавать мир. Без внимательного отношения взрослого к формированию детского мышления, возможности подрастающего поколения значительно ограничены. Взрослый вводит ребенка в огромный, интересный мир и создает необходимые условия для гармоничного развития.
Определение №1 Наглядно-действенным называется такой вид мышления, при котором познание мира осуществляется через непосредственное взаимодействие с окружающими предметами.
Характеристика наглядно-действенного мышления:
- Конкретность, то есть мышление возможно при условии непосредственного взаимодействия с реальными объектами, когда ребенок имеет возможность не только наблюдать, но еще и трогать, гладить, крутить, разбирать разные объекты.
- Практическая направленность, то есть для активизации мышления необходимо выполнять разные манипуляции с доступными предметами (рассматривать, щупать, складывать, сортировать и др.).
- Ограниченность проявляется в необходимости наличия наглядных примеров, конкретных ситуаций.Эмоциональная вовлеченность в процесс узнавания ярких, привлекательных объектов.
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, чему способствует и характерная для этого возраста ведущая деятельность (предметно-манипулятивная). Ребенок постепенно анализирует доступные ему объекты, он всячески пытается их обследовать, объединять, пытается разобрать, чтоб понять, что скрывается внутри. Так играя с кубиками, дети могут строить разные конструкции, сортировать их по цвету или размеру и т.д. Также важную роль играют разные бытовые ситуации, например, ребенок регулярно наблюдающий как мама его одевает, пробует сам одеть носочки, развивая свои мыслительные способности.
Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста
При помощи наглядно-образного мышления дети решают различные задачи не в ходе непосредственного с ними взаимодействия, а уже представляя и оперируя образами. Этот вид мышления начинает активно развиваться со среднего дошкольного возраста.
Дети не только становятся способны представлять и удерживать в сознании знакомые им объекты с их отличительными свойствами, не соприкасаясь в данный момент с ними, они становятся способны создавать новые образы, объединяющие или изменяющие знакомые им объекты. Это возможно наблюдать в рисунках детей, в рассказах, в сюжетно-ролевых играх.
Понятие, формы и свойства мышления
Мышление представляет собой обобщенное и опосредованное отражение окружающей реальности в ее существенных связях и отношениях. Это высшая форма познавательной деятельности, характерная для человека и позволяющая, посредством осмысления окружающего мира, действовать в нем разумно, осознавая свои поступки.
Формы мышления:
- Понятие есть отражение посредством слова существенных свойств разнообразных предметов (объектов, явлений и др.).
- Суждение представляет собой утверждение или наоборот отрицание каких-либо положений в отношении разных предметов (объектов, явлений), либо их свойств.
- Умозаключение представляет своего рода вывод, сделанный на основе предварительно выдвинутых суждений.
Виды мышления, отражающие последовательность их развития:
- наглядно-действенное мышление;
- наглядно-образное мышление;
- словесно-логическое мышление (абстрактное, отвлеченное).
Свойства:
- Отвлеченность или умение выделять только существенные признаки или свойства предметов, необходимые для разрешения актуальной задачи;
- Обобщенность проявляется в сосредоточении на общих качествах, объединяющих разные группы предметов.
Этапы развития
Развитие мышления не происходит одномоментно, это последовательный процесс, каждый из этапов которого характеризуется определенными особенностями.
Развитие детского мышления:
- Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с первых лет жизни, когда ребенок активно начинает проявлять заинтересованность во внешнем мире и уже может выполнять разные манипуляции с предметами. Благодаря практическим действиям возможно решения разнообразных задач. Дети, не имея возможности мысленно представить возможный вариант своих манипуляций, приходят в большой восторг, когда их действия приводят к интересному результату.
- Наглядно-образное мышление активизируется вслед за наглядно-действенным и является характерным со среднего дошкольного возраста. Подрастающий ребенок уже может не только посредством практики познавать этот мир, но и благодаря конкретным образам, запечатленным в его памяти. Наглядность материала, когда не обязательно что-то непосредственно выполнять, а достаточно иллюстрации, сопровождаемой соответствующим рассказом, очень важна в обучении детей вплоть до младшего подросткового возраста.
- Словесно-логическое мышление, его сущность в том, что человек начинает опираться на понятия, выдвигать суждения и приходить к умозаключению при отсутствии у него конкретного опыта взаимодействия с данными или в чем-то с ними схожими предметами (явлениями).
Графическая модель, демонстрирующая «Теорию поэтапного формирования умственных действий» выдающегося советского психолога П.Я. Гальперина представлена:
Фото: Work5
В представленной модели выделены несколько этапов постепенного становления умственных действий подрастающего ребенка:
- Ребенок знакомится с разнообразным материалом и происходит формирование мотивации к обучению.
- Взрослый демонстрирует детям то, чему они должны обучиться и чем овладеть, так называемый конечный результат, что позволяет им настроиться на работу.
- Взрослый демонстрирует процесс поэтапного выполнения действия и организовывает его реализацию во внешней, то есть материальной форме. Важно уделять внимание речевой активности, что позволяет отделять конкретные усваиваемые действия от предметов, с помощью которых они выполняются.
- Продолжается освоение действий при отсутствии опоры на реальные предметы. Громкая речь выступает заменителем непосредственных манипуляций с предметами.
- Ребенок начинает самостоятельно использовать речь как форму действия, но уже без произношения, а проговаривая «про себя».
- На этапе автоматизированного действия происходит его реализация, без подключения сознательного контроля и с минимальными усилиями.
Знание и понимание последовательности этапов развития мыслительной деятельности детей помогает в педагогической и психологической практике, способствуя более эффективному развитию детей.
Роль логического мышления у дошкольников
Маленький ребенок проходит значительный скачок в своем развитии от несмышленого младенца до первоклассника, способного читать, считать, конструировать. Именно в дошкольном возрасте дети начинают осваивать основные формы мышления, которые становятся фундаментом для их дальнейшего обучения и интеллектуального развития.
Роль логического мышления:
- Освоение базовых когнитивных навыков: классификация, систематизация, сравнение, установление причинно-следственных связей.
- Речевое развитие: понятия, умения аргументировать, понимать инструкции.
- Формирование математических способностей: счет, числовые операции, геометрические представления.
- Развитие творчества: поиск нестандартных решений, комбинация различных объектов с целью создания новых образов.
Средства развития детской логики
Логическое мышление помогает детям понимать мир, решать проблемы и принимать обоснованные решения.
Разработано огромное количество методик, целью которых выступает развитие мышления дошкольников.
Ключевые приемы, которые используют в развитии логики детей:
- Анализ, например, исключение объекта из совокупности похожих по какому-либо признаку.
- Синтез, то есть объединение разнообразных свойств в одно целое.
- Сравнение, то есть поиск как общих, так и различных качеств предметов.
- Обобщение или поиск общих характеристик у разных предметов.
- Конкретизация или определение существенного признака, отличающего один предмет от других.
- Классификация разных предметов в определенную группу, например, хищные и растительноядные животные.
- Соотнесение по смыслу, например, съедобные и несъедобные предметы.
- Поиск закономерностей.
Средства развития детской логики:
- Регулярное взаимодействие и общение с ребенком, обращение его внимания на окружающий мир, рассказы о природных явлениях, посещение новых мест, чтение литературы.
- Игровые материалы: паззлы; конструкторы; настольные игры и т.д.
- Образовательные материалы: головоломки, книги с задачами.
- Творчество: рисование, лепка.
- Игровая деятельность: разыгрывание сюжетов знакомых ролевых игр и придумывание новых сюжетов.
- Обучающие онлайн-программы: компьютерные игры и онлайн-платформы.
Практический метод в развитии логики
Практический метод в развитии логики дошкольников основан на практических действиях и полученном опыте взаимодействия с окружающим миром.
Практический метод предполагает:
- Использование дидактического материала.
- Результат осуществления практических действий, представляющий собой возникновение новых представлений об окружающих предметах.
- Использование сформированных понятий для решения новых задач.
При работе с детьми необходимо учитывать, что заинтересовано они обучаются в процессе игры, соответственно стремиться использовать игровой формат.
Примеры игр, развивающих логику
Игра привлекательна для детей дошкольного возраста, в заинтересовавшие игры, дошкольники способны играть много времени. Игровая деятельность полезна для ребенка, при этом имеются игры, нацеленные конкретно на развитие логики.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста, то есть до 4 лет подойдут сортеры, рисование, игры с песком, крупами. Важно разрешать ребенку исследовать окружающий мир, при этом не забывать о безопасности.
Начиная со среднего дошкольного возраста, дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, в которых стремятся отразить знакомые образы, ситуации. Постепенно они начинают отражать в игре не только знакомые ситуации, участниками или свидетелями которых были, но и придумывают новые фантастические сюжеты. В этом возрасте дети уже овладели речью и можно предлагать иллюстрации с просьбой придумать рассказ о том, что изображено, а затем проиграть это в игре.
Начиная со старшего дошкольного возраста, дети уже интересуются всеми разновидностями игр (настольные игры, рисование, конструирование и т.д.).
Примеры игр:
- «На что похоже?». Взрослый совместно с ребенком наносит красками кляксы на лист бумаги и затем придумывают ассоциации на получившейся рисунок.
- «Четвертый лишний». Ребенку предлагается 4 картинки, одна лишняя по несоответствующему остальным фигурам признаку, необходимо определить какая картинка лишняя. Также можно слегка усложнить данную игру, когда ребенку предлагается ряд схожих предметов, и просят назвать еще подходящий предмет.
- Игра «Назови одним словом». С детьми младшего возраста использовать соответствующие словам иллюстрации. Предлагается набор слов, которому нужно подобрать обобщающее понятие.
- Игры на соответствие. Можно использовать картинки, где изображены взрослые животные и детеныши, животные и свойственная еда и т.д.
- Игры на противоположности. С детьми младшего возраста использовать дополнительно иллюстрации. Например, «слон большой, а мышь - …», «добрый волшебник, а колдунья …».
- Волшебный мешочек, в который заранее положить предметы. Затем попросить ребенка, не подглядывая, на ощупь, определить найденный предмет, описать его и попробовать угадать название.
- Прятки с предметами. Взрослый заранее прячет предмет, словесно описывает ребенку окружающее место, где спрятал, а ребенок ищет. Затем ребенок может поменяться ролями со взрослым.
Представленный список игр взрослый может расширить в процессе непосредственного взаимодействия с ребенком и учитывая его личные интересы. Преимущество игры заключается в том, что допущенные ошибки можно с легкостью исправить или перевести их в преимущества.
Важно учитывать, что маленькие дети особенно нуждаются в сопровождении взрослых на пути своего взросления. Если ребенка окружить разнообразными предметами, демонстрировать ему множество увлекательных явлений, но полностью исключить роль взрослого, который своим примером ненавязчиво демонстрирует возможные способы взаимодействия с внешним миром, у ребенка не получится познать мир и вырасти полноценным членом общества. Развитое мышление необходимо для гармоничного развития, усвоения новых знаний и умений. В силах родителей, педагогов обеспечить необходимые условия для развития детского мышления.