30.07.2024
#доклад
#конференция
42

Основные принципы и цели обучения

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение обучения и его цели
  2. Принцип активности
  3. Принцип наглядности
  4. Принцип систематичности и последовательности
  5. Принцип доступности и посильности
  6. Принцип учета индивидуальных особенностей
  7. Принцип связи теории с практикой
  8. Принцип научности
  9. Принцип развивающего обучения
  10. Применение принципов на практике

Определение обучения и его цели

Определение: Обучение — специальным образом организованный процесс по взаимодействию преподавателя и воспитанников, учителя и учащихся. 

Обучение состоит из двух элементов — учения и преподавания. Под преподаванием понимается организация учебного труда, формирование мотивационной среды, желания учиться, систематическая передача содержательной части образования. Учение — усвоение содержания образования, переданного во время преподавания, а также усвоение опыта.

Для подробной характеристики используют такие термины: 

  • целостность;
  • целенаправленность;
  • двусторонность;
  • совместность;
  • системность;
  • организация. 

Главные цели обучения:

  • получение обучающимся знаний — школьные предметы, специфические знания;
  • решение образовательных задач — воспитание, образование;
  • формирование у обучающегося научного мировоззрения;
  • развитие мышления и интеллекта — выработка критического отношения к информации;
  • создание условий для творческого роста обучающегося;
  • становление нравственных качеств и ориентиров.

Реализация поставленных целей возможна исключительно параллельно реализации воспитательной, развивающей и воспитывающей функций, а также принципов обучения.

Принцип активности

В основе понимания принципа активности лежит мысль о том, что обучение — двусторонний процесс, в котором значение придается и учителю, и ученику. Если ученик не нацелен на обучение, он не получит необходимых знаний. Только осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение будет иметь положительные результаты. Ученик обязан понимать, зачем ему необходимы знания в конкретной области, он должен осознавать, что невнимательное отношение к словам и действиям учителя — это путь в никуда. 

Если ученик несознательный, невнимательный и не умеет ставить цели, то учителю будет непросто обучить его. Принцип активности подразумевает вовлеченность в образовательный процесс двух заинтересованных сторон. Активность обучающегося крайне важна. Он является заинтересованным лицом в получении новой для него информации. Но и активность учителя представляется важной. Преподавателю следует проявлять интерес к изучению и представлению предмета.

Принцип наглядности

Зрительная память в ряде случаев работает даже лучше, чем слуховая. На уроках целесообразно пользоваться наглядными демонстрационными материалами — картами, таблицами, схемами. Применение наглядности сокращает время, которое уходит на усвоение материала, повышает скорость процесса запоминания. Ученики с большей охотой изучают карты и схемы, чем сухой текст из учебника.

Демонстрация наглядности работает в любом возрасте. С одинаковым интересом запоминают схемы и карты младшие школьники и студенты. Материал, представляющий трудность для запоминания, но переведенный в таблицы и графики, кажется проще и легче.

Принцип систематичности и последовательности

Согласно принципу систематичности и последовательности, знания передаются от учителя к ученику системно и последовательно. Результатом обучения становится формирование четкой, последовательной и понятной картины мира. Закономерности и понятия, включенные в эту картину мира, связаны, представляют набор взаимосвязанных категорий.

Систематичность передачи знаний означает, что в каждый период школьной, студенческой жизни, обучающийся будет получать новую информацию. Знания будут доходить до него последовательно, если учитель движется от простого к сложному. Принцип последовательности очень важен. Несоблюдение его нарушает весь процесс обучения. Например, если с учениками планируется изучить события Великой Отечественной войны, то начинают изучение не с 9 мая 1945 г., т.е. с победы, а с событий, предшествующих войне, с предпосылок и причин. Говорят о силах противников, международной обстановке, о начальном этапе войны, последовательно двигаясь к ее завершению.

Принцип доступности и посильности

Содержание процесса обучения разрабатывается с учетом возможностей воспитанников. Главным условием повышения доступности материала для учеников является соблюдение принципа последовательности. Для усвоения новой информации ученику необходимо дать базовые знания. Если не изучить буквы и сразу перейти к процессу чтения, то ничего хорошего не получится.

Знания должны быть посильными. Это означает, что говорить с ребенком о высшей математике в первом классе неразумно. Также как неразумно поручать первокласснику переписывание в тетрадь двухстраничного текста. Посильность определяется возрастом учащихся, интеллектом, психическим и эмоциональным развитием. Чем младше ученик, тем меньше объем материала, который он может усвоить одномоментно или за короткий период времени.

Принцип учета индивидуальных особенностей

При разработке учебных программ и планов учитывают особенности обучающихся. Все дети являются способными к изучению школьных предметов, но одни учащиеся проявляют успехи, а другие не могут запомнить и простейших формул. Если строить образовательный процесс исключительно с ориентиром на сильных учеников, остальные не получат никаких знаний, поэтому важно подходить к вопросу обучения индивидуально. Делающие успехи должны получать больше сложных заданий, а отстающие задания, соответствующие их уровню знаний.

Учет личных особенностей учеников, способности к запоминанию, освоению материала, передаче его, помогает сделать обучение эффективным и дифференцированным. 

Принцип связи теории с практикой

Теория должна подкрепляться практикой. Без практического применения знания бесполезны. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы учащиеся не просто запоминали даты и сведения, но умели применять их на практике. Принцип связи теории и практики базируется на основном понятии философии, утверждающей, что практика является главным материалом познания. 

Под практической стороной обучения понимаются и опыт предков, и наблюдения педагогов и эксперименты в области педагогики. Передача накопленного опыта юным поколениям — задача первостепенного значения. Но исследователями отмечается, что практическая деятельность не является двигателем педагогики, теории отводится первое место.

Принцип научности

Информация, составляющая содержание обучения, подбирается ответственными людьми. Она должна отвечать строгим требованиям. Ученикам не должны сообщаться сведения ненаучного характера. Методы изложения знаний не могут браться из области, не соответствующей той науке, которая изучается. 

Сообщаемые факты должны подкрепляться теоретическими или практическими выкладками.  Для изучения предлагаются прочно устоявшиеся, прошедшие проверку временем знания. О новых теориях и открытиях говорят лишь после их проверки на соответствие научности и полезности.

Следуя принципу научности, преподаватели поощряют проведение учащимися исследовательских работ и экспериментов. Науку двигают новые теории, потому несмотря на отказ от изучения в школьной программе непроверенных фактов, разработка новых теорий — приветствуется.

Принцип развивающего обучения

В обучение закладываются развивающие элементы. Ученик не только получает знания от учителя или из учебника, он должен учиться самостоятельности, инициативности и активности. Самостоятельность предполагает умение найти нужную информацию без подсказки, инициативность подразумевает наличие у ученика идей по поиску информации, а активность — это желание, стремление, интерес к учебе.

Запомнить информацию путем зубрежки не так сложно. В конечном итоге ученики школьного возраста запоминают таблицу умножения. Но пользоваться сложными формулами, воспроизводить большие объемы текста способны не все. Учителю важно не дать знания и проверить степень усвоения, а убедиться в образовании у ученика умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами.

Применение принципов на практике

На практике в школьной или студенческой среде принципы обучения применяются ежедневно. Учитель постоянно актуализирует информацию, старается что-то упростить, дать больше данных, поработать с отстающими учениками, пока успевающие обучающиеся изучают тему самостоятельно.

После окончания школы принципы обучения все еще работают, поскольку новыми знаниями люди стараются овладевать исходя из применения на практике, научность ставится во главе угла, никому не хочется попасть впросак из-за использования непроверенных теорий.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!