18.07.2024
#Педагогика
42

Основные принципы воспитания

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Воспитание как основная задача современного общества
  2. Принципы воспитания — установки, правила, законы
  3. Как использовать принципы воспитания?
  4. Трудности воспитания
  5. Основные принципы воспитания
  6. Основные принципы отечественной системы воспитания
  7. О чем стоит не забыть во время воспитания?
  8. Самовоспитание
  9. Сделаем выводы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Когда человек ведет себя неподобающим образом по отношению к обществу, это говорит о пробелах в его воспитании. Учителя и педагоги воспитывают учеников и студентов. Родители и воспитатели – маленьких детей. Этот процесс — часть развития общества. Благодаря ему выросли выдающиеся люди во всех сферах деятельности: физики, химики, биологи, медицины и т.д. В данной статье расскажем про современные принципы воспитания.

Воспитание как основная задача современного общества

Определение Воспитание — процесс обучения и заботы, в результате которого формируется личность человека.

Закладываются правила поведения, знания об окружающем мире, понимание общественных вещей. Это подготовка человека к будущей жизни в обществе. Хорошее воспитание — залог здорового человечества.

В современном обществе процесс воспитания играет важную роль. Именно благодаря нему можно повысит количества образованных людей и выдающихся личностей. Построить благоприятную социальную среду. И даже снизить риски нарушений закона и вероятности возникновения преступлений.

То есть, воспитание помогает построить прочную и стабильную социальную структуру.

Принципы воспитания — установки, правила, законы

Принципы воспитания — установки, правила, законы, которые направляют и служат ориентиром в процессе воспитания. Также их считают методами педагогики — науки о воспитании.

Поговорим о ребенке. 

Дитя растет и познает мир каждую секунду жизни. Появляются первые учителя — родители. Не все родители обладают запасом знаний в области педагогики. Они скорее пользуются нестрогими методами воспитания ребенка. 

Дальше появляются педагоги в детском саду, а после — в школе.  В этом случае может возникнуть проблема, которая заключается в том, что не каждый ребенок готов соглашаться на условия, предлагаемые воспитателем. Здесь и пригодятся принципы воспитания, которые привили ему родители.

Как использовать принципы воспитания?

Важно рассмотреть все принципы, которые выделяют педагоги. Принципы станут помощниками в процессе воспитания. Нужно сочетать их вместе с практическим опытом, навыками и знаниями. В процессе важно обращать внимание на поведение, требования и проблемы ребенка, чтобы достичь взаимопонимания и доверия друг к другу.

Трудности воспитания

Воспитывать ребенка — нелегкая задача. Нужно время, терпение, внимательность к деталям, умение разделять истинные потребности ребенка от капризов. Привычные принципы могут перестать работать. Порой нужно искать новые подходы к этому процессу.

Основные принципы воспитания

Педагогика — наука о воспитании. Она выделяет несколько методик:

  • принцип гуманизма, когда педагог уважает и ценит личные границы воспитанников и верит в их возможности и способности;
  • принцип научности, когда нужно опираться на теорию педагогики и психологии. Педагог учитывает особенности каждого ребенка, формирует к ним особенный подход;
  • принцип природосообразности, когда важно принимать природу и психоэмоциональные черты воспитанника;
  • принцип культурообразности, когда необходимо учитывать культурные ценности в процессе образования, тем самым расширяя кругозор детей;п
  • ринцип ненасилия и толерантности, чтобы показать, что проблемы силой взрослые люди не решают и обо всем можно спокойно договориться;
  • принцип связи воспитания и общественной жизни, в ходе воспитательной деятельности следует уделять внимание аспектам жизни в обществе. Объяснять по-простому семейные понятия, знакомить с разными профессиями и т.д.;
  • принцип открытости воспитательных систем, который заключается в том, что каждый ребенок может спокойно контактировать с другими детьми;
  • принцип вариативности деятельности. Подход в воспитании меняется в зависимости от предпочтений, интересов, желаний и целей воспитанников.

Основные принципы отечественной системы воспитания

Отечественная педагогика дополнила список принципов несколькими методиками:

  • принцип общественной направленности воспитания, так как важно уделять внимание законам, правилам и нормам общества — ученик должен научиться жить в социуме и не нарушать законы;
  • принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника;
  • принцип опоры на положительные черты в воспитаннике, когда учитель замечает положительные особенности воспитанников, подходит к работе с позитивным настроем, старается не задевать и не развивать негативные черты.

О чем стоит не забыть во время воспитания?

Можно ориентироваться в процессе воспитания на вышеуказанные принципы. Но есть несколько моментов, которые необходимо помнить, чтобы избежать совершения ошибок.

Единство и целостность

Воспитание — системный процесс. Все его элементы взаимосвязаны: родители, учителя, родственники, незнакомые люди. Используемые методы тоже взаимосвязаны между собой. Среди них есть наказание, поощрение, объяснение, обучение. Важно подходить к образованию комплексно. Элементы не должны противоречить друг другу. Рассмотрим пример в школе и дома. Родители сказали одно. В школе ребенку внушили обратное. Нужно заметить и объяснить ребенку, как правильно. Не исключено, что один из воспитателей может быть неправ. Папы и мамы должны быть уверены в методах воспитания, которые применяют на практике педагоги и воспитатели.

Главенствующая роль учителя

Дети могут проявлять активность внутри группы, играть и резвиться. Учитель остается ответственным лицом в любом организуемом мероприятии. К нему обращаются в случаях конфликта, происшествия или непонимания. Ему доверяют дети и родители, поскольку он внушает правоту и надежность. Необходимо исключить предвзятость, лесть, подхалимство. Все ученики в классе равны перед учителем. Это дает возможность каждому развиться и стать успешным.

Активная деятельность

Педагогические методы совмещаются с внутригрупповой активностью детей. Необходимо поощрять их групповые инициативы. Давать им играть и проводить праздники.

Связь с общественной жизнью

Основная задача воспитания — подготовить ребенка к жизни в обществе, помочь ему с выбором профессии, познакомить с этикетом и правилами государственных организаций. Пояснить значимость соблюдения законов.

Гуманизм и нравственность

Напомним, что учитель ценит ученика как духовно равную личность. Он не может за счет него самоутверждаться. Недопустимо принижение ценностей ребенка. Педагог ищет «общий язык» с воспитанниками. Нужно вовремя заметить развитие положительных качеств. Наградить их добрыми словами и похвалой. Ребенок сразу почувствует себя уверенней и будет стремиться к развитию. Важно не забывать и про требовательность. Необходимо сочетать строгость и мягкость. Умело их подставлять в процессе воспитания.

Опора на коллектив

Педагог контролирует отношения внутри группы. Он может предвидеть и вовремя предотвратить возможный конфликт. Так педагог создает приятную и мирную атмосферу в группе. В ней ребенок, общаясь со сверстниками, социально адаптируется.

Позитивный настрой

На работу необходимо идти с положительным настроем. Улыбка на лице учителя не оставит его подопечных без внимания. За добрым педагогом пойдут дети и родители. Он внушает доверие и спокойствие. 

Самовоспитание

Самовоспитание — это индивидуальный процесс становления личности. В ходе него ребенок сам выделяет положительные черты и отсеивает отрицательные.

Элементы самовоспитания

В какой-то момент времени воспитанник начинает воспитывать себя. Кто-то делает это раньше. Самовоспитание опирается на три понятия:

  1. Самоконтроль — способность контролировать свои состояние, мысли, эмоции. Высшая психологическая функция. Помогает регулировать поведение в обществе. Справляться со стрессом и тревогой. Избегать конфликтных ситуаций;
  2. Самоанализ — осознание собственных физических и психических особенностей. Умение осмыслить поведение, состояние, возникшие чувства. Достигается путем ведения дневника, записей, изучением прошлых ошибок. Нужно посмотреть на свою реакцию со стороны;
  3. Самооценка — оценивание своих качеств и достоинств. То, как человек видит себя в обществе. На нее влияют общение, время одиночества, работа, учёба, семья. Можно поставить себе оценку, посмотрев на себя со стороны. Отметить качества, которые нравятся. Составление автопортрета — метод самоценивания.

Сделаем выводы

Итак, воспитание — процесс образования, направленный на становление личности. Существует несколько принципов воспитания, которыми пользуются педагоги. Отметим, что самыми важными из них является принцип гуманности и ненасилия. В процессе воспитания важно вести коллективную и познавательную деятельность, поощрять положительные черты воспитанников и помнить главенствующую роль педагога. Учитель регулирует отношения и проясняет непонятные моменты. Перед ним все ученики равны. В процессе воспитания учитель закладывает в головы учеников основные аспекты общественной жизни. Если человек формирует свою личность самостоятельно, то речь идет о процессе самовоспитания. Ее принято считать высшей формой нервной деятельности.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту