Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение №1 Репродуктивный метод обучения — один из не самых простых и довольно распространенных способов донесения знаний до учащихся. Сводится он к работе по алгоритму, с заранее определенными ситуациями, которые представляются ученикам для разбора.
Возможность применения репродуктивного метода обучения ограничена наличием у воспитанников определенных знаний. Базой для воспитания, приобретения чего-то нового становятся уже полученные ранее умения и опыт. Основой метода становится повторение и закрепление уже изученного.
Педагог разрабатывает систему из заданий, требующих неоднократного воспроизведения уже полученных знаний и способов действия. Выполняя эти задания, ученику придется решать похожие задачи, составлять планы по образцу, воспроизводить одинаковые опыты. При этом, образец выполнения задается из учебника или учителем.
Регулярное повторение определенного способа действия и информации помогает их закреплению и доведению навыка до автоматизма. Например, регулярное чтение помогает улучшить технику и скорость, получать больше сведений за короткий промежуток времени. Одновременно оно помогает сформировать положительное отношение к книгам и процессу в целом. В начальной школе дети постоянно что-то пишут. Это способствует выработке у них навыков письма, формированию красивого почерка, увеличению скорости воспроизведения устной речи на бумаге.
Определение №2 Интервал повторений — количество заданий, которые выполняются по одинаковой схеме, зависит от сложности освоения материала и уровня обучающегося.
Так, красиво и быстро писать учатся несколько лет. А вот читать ребенок начинает довольно быстро. Дети еще пишут в прописях, но уже могут прочитать сказку в хрестоматии или даже небольшую детскую книжку.
Репродуктивный метод обучения реализуется посредством использования устной и письменной речи, применения наглядных пособий. Учащиеся выполняют задания по выданному или показанному им образцу. Например, учитель показывает, как писать заглавную букву «А» на доске. Ученики воспроизводят букву в тетради, стараясь сделать максимально похожей на ту, что показана учителем. Для достижения максимальной схожести и запоминания движения руки делают это неоднократно на протяжении продолжительного времени.
Цель применения метода:
Для использования метода на практике достаточно учебника, тетради, ручки, доски. Специальные пособия и техника не нужны. Применение метода позволяет в короткие сроки передавать большие объемы информации от педагога ученикам. Новая информация не только усваивается, но параллельно отрабатывается на практике. Постоянное повторение гарантирует высокую степень усвоения информации. Метод расширяет возможности запоминания и переработки теоретической информации.
Минусом репродуктивного метода считается его строгая алгоритмизация. Он не дает развиться творческим личностям, не позволяет преподавателям и ученикам проявлять гибкость, выбирать наиболее оптимальный для конкретной ситуации подход. Использование исключительно репродуктивного подхода в обучении означает отсутствие самостоятельности мышления, отрицание или невозможность начать исследование, формализацию обучения. Когда учеба становится формальностью, теряется интерес и понимание. Дети зазубривают материал посредством регулярного повторения, но не понимают сути. Они учатся думать по алгоритму и не могут ничего решить без него.
Но репродуктивный метод все же признается идеальным, если сравнивать уроками, состоящими из бесконечного опроса. Правда, для превращения минусов в плюсы преподавателю приходится прилагать значительные усилия, направленные на повышение интереса учеников к изучаемой теме.
Эффективность применения репродуктивного метода значительно повышается при использовании его совместно с другими методами. Объясняется это необходимостью развития личностных качеств воспитанников. Монотонное зазубривание и повторение одних и тех же действий не позволяют ученикам проявлять самостоятельность и творческое нестандартное мышление. Репродуктивный метод не учитывает индивидуальные особенности личности, потому в современных условиях в чистом виде его стараются не практиковать.
Репродуктивная деятельность сводится к:
Репродуктивные методы используются, когда дается лекция, объяснение, разъяснение, проводится урок чтения, от учеников требуется составление конспектов. Также к репродуктивным методам относят демонстрацию иллюстраций, схем, таблиц, конструирование, рисование, лепку, если перечисленное выполняется под строгим контролем педагога, а результаты заранее оговорены и не подлежат изменению.
Двадцать лет назад в большинстве учебных заведений уроки сводились к выдаче учителем теоретического материала и изучению с последующим воспроизведением его учениками. Обучающиеся заучивали тексты, теории, правила. Но современный урок отходит от репродуктивных способов обучения, чередуя их с другими, например, с продуктивными методами.
Продуктивная методика обучения предполагает:
Продуктивный метод не исключает лекционной деятельности преподавателя и самостоятельного знакомства учащихся с текстами из учебников. Но уроки проводятся в форме дискуссий или викторин. Подготовка к ним учителя сводится к раздаче заданий и последующему совместному с учениками анализу полученного результата.
Репродуктивные методы отлично сочетаются с творческими, иллюстративными и исследовательскими подходами, но если, как сказано выше, репродуктивная методика не предполагает самостоятельности, то в сочетании с творческим подходом, ведет к ее развитию. Например, в рамках репродуктивного метода ученику дают задание нарисовать легковую машину и выставляют перед ним фото или рисунок такой машины. Отличную оценку получает учающийся, нарисовавший рисунок наиболее близким к оригиналу. Если внести толику творчества, то ученику выдается аналогичное задание, но не говорится о том, каков должен быть результат. Не зная о результате, ученик может нарисовать любую модель автомобиля, самостоятельно определить размер, цвет авто, а также время, когда машина существовала. Это может быть авто из будущего, настоящего или прошлого. Итогом работы станет получение нескольких оригинальных рисунков, вместо одного однотипного, скопированного с представленного на обозрение.
Несомненно, воспроизводить информацию с достоверной точностью крайне важно. Но не всегда точность важна и нужна. В большинстве случаев от будущих инженеров, медицинских работников, художников, актеров и представителей других профессий требуется нечто иное. Врач должен оказать помощь пострадавшему, не имея всех необходимых инструментов, художник почти никогда не знает, чем обернется его творческий порыв.
Репродуктивный метод удобен при работе с большим количеством учеников, но поскольку индивидуальность он почти полностью исключает, не считается современным или подходящим для постоянного применения. Информация, передаваемая ученикам в уже готовом виде, не требует от них приложения усилий, а значит, обучающиеся не развивают критического и мышления, становятся не способны мыслить без подсказки или конкретного указания.