Рады, что вам понравилась статья 😊
🤔 ОпределениеЛичность — это не просто человек, а его уникальная социальная роль. Она формируется под влиянием общества, в котором живет человек, его социальной группы и его профессиональной деятельности
Человек осознает свою связь с окружающим миром, понимает свое место в нем и свою ответственность.
Важную роль в формировании личности играют также индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности, ценности и установки.
Личность, будучи продуктом своего времени, формируется под воздействием многочисленных факторов: экономических, политических, правовых, моральных и других. В ней, как в зеркале, отражается общественная сущность человека.
Однако личность не является слепым слепком общества. На ее развитие влияют и врожденные особенности нервной системы и психики, обуславливающие типологические свойства высшей нервной деятельности. Эти качества, в свою очередь, влияют на особенности психических процессов и состояний человека.
Чтобы по-настоящему понять человека, необходимо не только знать его достижения, но и устремления. Чего он хочет добиться? Какие цели ставит перед собой? Какими средствами он планирует их достигнуть? Ответы на эти вопросы помогут раскрыть не только его личность, но и его место в обществе.
Психологическая структура личности — сложная система, формирующаяся под воздействием различных факторов. Четыре ключевые стороны играют в этом процессе особенно важную роль:
🤔 ОпределениеНаправленность — стержень, вокруг которого формируется личность. Она представляет собой систему устойчивых мотивационных тенденций, определяющих активность человека, его цели, избирательность в отношениях и поведении
Понимание направленности личности невозможно без изучения социально обусловленных свойств личности.
Социальная среда, в которой живет человек, его воспитание, культурные нормы и ценности — все это формирует его потребности, интересы, убеждения и идеалы.
В свою очередь, направленность личности влияет на то, как человек взаимодействует с обществом, как он усваивает социальный опыт и какую роль играет в социуме.
Направленность личности — система устойчивых мотивов, которые ориентируют ее деятельность и не зависят напрямую от текущих ситуаций. Она формируется под влиянием различных факторов, включая потребности, убеждения, установки, привычки, цели и перспективы. Модель направленности личности, разработанная психологами, представляет собой структуру, отражающую мотивацию человека и его стремление к целям. Она включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
Взаимодействие этих компонентов приводит к формированию сложной мотивационной структуры личности, определяющей ее поведение, выборы и стремления.
Становление и развитие личности — многогранный и длительный процесс, где внутренние качества и внешние факторы играют взаимодополняющую роль, но их влияние меняется с течением времени. На первом этапе, охватывающем обычно дошкольный возраст, формирование личности в большей степени определяется окружением, особенно близкими людьми.
В этот период дети активно впитывают нормы поведения, ценности и модели мышления, перенимая их у родителей, воспитателей и других значимых взрослых. Семейная атмосфера, взаимоотношения с родными и близкими, а также окружающая среда в целом оказывают решающее влияние на становление характера, эмоциональных реакций и когнитивных навыков ребенка.
В раннем детстве поведение ребенка в основном определяется подражанием взрослым и внешним влиянием. С возрастом, по мере накопления знаний и опыта, формируется собственная система ценностей, которая начинает регулировать поступки.
Уже у старших дошкольников появляются представления о хорошем и плохом, которые влияют на их поведение. В процессе образования и воспитания внутренние факторы (убеждения, принципы) постепенно берут верх над внешними. Подростки ориентируются на определенные принципы и жизненные цели. У старших школьников происходит окончательное формирование убеждений и идеалов, на основе которых они совершают поступки.
Внутренняя обусловленность поведения не означает, что внешняя среда перестает играть роль. Однако, для взрослой личности характерно то, что она принимает решения, руководствуясь своими принципами.
Внешние факторы преломляются через внутренние установки и затем либо принимаются, либо отвергаются. Совесть становится главным регулятором нравственного поведения.
Биологическое направление подчеркивает роль наследственности, утверждая, что человек уже при рождении имеет предрасположенность к определенным качествам, интересам и способностям. Сторонники социогенетического подхода же считают, что главную роль играет влияние общества. Они утверждают, что личность формируется под воздействием социальных норм, культурных ценностей и окружающей среды.
В действительности же, формирование личности происходит под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Гены определяют нашу предрасположенность к тем или иным качествам, но именно общество, в котором мы живем, формирует их в конкретные черты характера, ценности и убеждения.
Формирование личности — это не просто усвоение знаний и навыков. Это сложный процесс, который отличается от обычного обучения.
В отличие от знаний и умений, мотивы и потребности человека нельзя просто "выучить". Они формируются и преобразуются в процессе реального жизненного опыта, который всегда сопровождается эмоциями.
Проходя через различные жизненные ситуации, человек постепенно развивается, переходя на новые этапы, делающие его личность более зрелой.
🤔 ОпределениеСоциализация – это непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Она заключается во включении индивида в общественную жизнь, в ходе которого он усваивает нормы, ценности и модели поведения, принятые в социуме
Формирование личности происходит под влиянием различных факторов, включая исторические, социально-экономические и культурные условия. Даже незначительные события могут оставить свой след на мировоззрении человека, его ценностных ориентациях и восприятии социальных норм.
Процесс социализации можно разделить на несколько этапов:
Социализация — это не просто процесс усвоения социальных норм и ролей, это фундамент, на котором зиждется все многообразие человеческих взаимодействий. Она учит нас, как вести себя в обществе, как взаимодействовать с другими людьми, как играть определенные роли и занимать различные статусы.
Без социализации человек был бы неспособен ни к какой осмысленной социальной жизни. Он не знал бы, как вести себя в семье, на работе, в магазине – да и само понятие «семья», «работа», «магазин» было бы ему чуждо.
Социализация — это ключ к пониманию того, как мы становимся теми, кем являемся. Она формирует нашу личность, наши ценности, наши убеждения. Она учит нас сотрудничать, решать конфликты, сопереживать другим людям.
Именно благодаря социализации общество не рассыпается на отдельные атомы, а существует как единый организм. Она обеспечивает преемственность поколений, передачу культурных ценностей и норм поведения.
Воспитание, получаемое в семье, оказывает влияние на протяжении всей жизни. Семья не только учит базовым навыкам, но и формирует стереотипы поведения, которые человек пронесет через всю жизнь, а также станет ориентиром для создания собственной семьи. Таким образом, семья является фундаментом, на котором строится личность.