10.08.2024
#доклад
#конференция
42

Способности и мастерство педагога: базовые компоненты, критерии оценки

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Педагогическое мастерство и его составные компоненты
  2. Критерии оценки уровня развития педагогического мастерства

Педагогическим мастерством считается овладение основами образовательной деятельности на высоком уровне. Это предполагает присвоение комплекса знаний, умений, навыков, отражающих профессионализм педагога, результативно прогнозирующего, организующего и управляющего учебно-познавательной работой обучающихся.

Педагогическое мастерство и его составные компоненты

Строгие каноны, регулирующие процесс освоения педагогического мастерства, отсутствуют. Педагоги проходят этапы профессионального становления в темпе, соответствующем их врожденным способностям. Невозможно рассчитать и установить точный завершающий рубеж, так как повышение и совершенствование педагогического мастерства относится к непрерывным продолжающимся на протяжении всей творческой жизни типам деятельности.

Компоненты педагогического мастерства:

  1. Личностные характеристики. К этой категории относят порядочность, тактичность, справедливость, ответственность, терпимость, честность. Педагог, совершенствующий мастерство, знает моральные поведенческие принципы, владеет ими и применяет в постоянно изменяющихся ситуациях.
  2. Профессионализм. Выражается во владении теоретической информацией в области преподаваемого предмета и в смежных сферах знаний; применении методик учебной и воспитательной работы, учете установок возрастной психологии. А также важны навыки решения различных по сложности педагогических задач и организаторские способности.
  3. Гуманистические убеждения. В эту группу компонентов педагогического мастерства включены ценностные ориентиры, интересы, нравственные идеалы, моральные воззрения. Нужно ориентироваться на признание значимости каждой личности, признавать права и свободы людей любого возраста, уважительно относиться к детям и коллегам.
  4. Технологическая результативность работы. Находит проявление при планировании, организации, координации, управлении воспитательно-образовательным и творческим делом. Учитель, владеющий педагогическими технологиями, легко включается в диалог с учащимися, проводит интегрированные и дифференцированные занятия. Он вооружен методиками самоконтроля, умением координировать свое поведение, чувства, эмоции, настроение при контакте с педагогическим коллективом, школьниками и их родителями.
  5. Социально-перцептивные навыки. Если педагог владеет такими умениями, ему удается грамотно интерпретировать поведение собеседника, формулировать в подсознании представление о мыслях, планах, установках партнера по общению. Помогают полнее воспроизводить чувства находящегося рядом человека усвоенные навыки внимательности, наблюдательности, отзывчивости.
  6. Психологическая готовность. Выражает уверенность в продуктивности профессионального труда, базирующегося на нужных знаниях и разнообразных практических навыках. Педагога, владеющего технологическими инструментами подачи информации в доступной форме и умеющего быстро находить подходящий для сложившейся на уроке ситуации материал, не пугают трудности. Он готов решать проблемы, предлагая разнообразные способы и приемы.
  7. Профессиональное самосовершенствование. Плодотворный педагогический труд невозможен без планомерного обновления теоретического багажа. Обучение на курсах, семинарах, тренингах не гарантирует достижения желаемых высот. Нужно задействовать методы самообразования и приемы самовоспитания. Они включают осознание социальных требований к квалифицированному педагогу, продуманное восприятие внешних оценочных суждений, планирование после самоанализа этапов последовательной работы над собой. Относится также к путям самосовершенствования практическая готовность и самоконтроль.

Мастерство педагога находится в тесной связи со способностями. От степени развития природных задатков нередко зависит результат достижения высокой профессиональной компетентности.

Но это не значит, что человек со средними способностями не получит признания. Играет роль мотивация, стремление к освоению инновационных педагогических технологий, трудолюбие, постоянное самообразование.

Приоритетной базой профессионального знания служит комплексность, систематизация и интеграция. Учителю нужны умения, направленные на синтез научной информации. Включает эта мыслительная операция постановку задач, поиск источников, анализ материала, отбор сведений, подходящих для достижения выдвинутой цели. В результате накапливается систематизированная информационная база, которую применяют при разработке поурочных и воспитательно-познавательных планов, интегрируя в структуру собранные данные в соответствии с темой предстоящего занятия.

Невозможно за один год даже кропотливого труда достичь мастерства. Нужны последовательные шаги, которые становятся этапами продвижения к профессиональному уровню. Предпосылкой становится грамотный выбор профессии, обусловливающий получение образования. Знания закрепляются и проверяются на практических занятиях, тренингах, диспутах, семинарах, мастер-классах.

На протяжении педагогической работы требовательный к себе учитель изучает научные труды из образовательной области, пополняет методическую копилку, общается с коллегами, перенимает передовой опыт. Это способствует повышению психологического и профессионального настроя, укрепляет уверенность, помогает в затруднительных ситуациях принимать взвешенные решения.

Критерии оценки уровня развития педагогического мастерства

При постоянном освоении нужных для профессионального становления навыков учитель повышает качественные показатели всех сторон учебно-воспитательной работы. Для оценки уровня развития достигнутого педагогического мастерства применяют следующие критерии:

  1. Целесообразность. Обусловливает соответствие профдеятельности педагога поставленным задачам по разнообразным направлениям образовательного процесса.
  2. Творческий подход. Свидетельствует о продуманном содержании программного материала, применении креативных методов, средств, приемов обучения. А также способствует достижению обучающимися высоких результатов в развитии личностных характеристик, формировании нужных для дальнейшего становления компетентностей.
  3. Оптимальность работы. Определяет выбор целесообразных, продуктивных педагогических методик и технологий, соответствующих планированию и этапам организации обучения. Учитывают степень сложности в зависимости от подготовленности воспитанников.
  4. Производительность. Показывает итог профессионального педагогического труда. Чем он весомее в плане освоения детьми навыков и знаний, нужных для определения жизненных приоритетов, тем выше мастерство учителя.
  5. Адаптивность. Выражает смекалку, гибкость мышления, настойчивость в разнообразных ситуациях, когда требуется быстрая реакция в принятии решений. Педагог, не только в совершенстве владеющий методикой преподавания, но и умеющий легко адаптироваться в сложных моментах, умеет находить подход к детям с учетом их мотивации и интересов, становится уважаемым, признаваемым обществом профессионалом.Для понимания уровня мастерства учителя рассматривают не только критерии, отражающие его плодотворный труд и багаж знаний.

Играют роль показатели, по которым оценку дают дети, отмечая свои предпочтения:

  1. Характеристики личности: уравновешенность, искренняя доброта, тактичность, жизнерадостность, дружелюбие, терпимость. Умение слышать учеников, доверительность, чувство юмора, уважение чувств и мнения другого человека.
  2. Организаторские качества: ответственность, сотрудничество, демократичность, инициативность, справедливость. Оказание поддержки, последовательность, энтузиазм, коллегиальность.
  3. Деловые черты: умение вызвать заинтересованность детей, знание преподаваемого предмета, навыки интересного доходчивого объяснения программного и внеурочного материала.
  4. Внешний вид: одежда, соответствующая образу учителя, грамотная речь, приятный тембр голоса, опрятность, отсутствие суетливости в жестах, внимательный взгляд.

Способности и мастерство педагога: базовые компоненты, критерии оценки

Фото: Подтянутый деловой внешний вид педагога вызывает уважение и повышает внимание учеников. ruDALL-E

Говоря о педагоге, достигшем вершин мастерства, отмечают, что это творческий, всесторонне развитый человек, придерживающийся общечеловеческих ценностей с позиций гражданина — патриота. Он любит выбранную профессию, занимается самообразованием.

В общении с обучающимися квалифицированный мастер проявляет справедливость, понимание, требовательность, умение поддержать ребенка, оказать помощь в затруднительной ситуации.

База мастерства педагога — профессиональные знания, обращенные как к образовательному предмету, так и к осваивающим программный материал ученикам. Учитель с высокой квалификацией владеет педагогическими, психологическими, методологическими знаниями.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!