Рады, что вам понравилась статья 😊
Педагогический такт включает в себя способность педагога находить подход к каждому ученику, избегать излишнего давления, критики или унижения, и одновременно сохранять дисциплину и уважение к правилам учебного процесса.🤔 ОпределениеПедагогический такт — это особое качество педагога, которое проявляется в умении чутко и деликатно взаимодействовать с учениками, уважая их личность, индивидуальные особенности и эмоциональное состояние
Проявляется профессиональный такт в облике учителя, умении правильно анализировать обстановку, не делая поспешных выводов. А также в способности сдерживать чувства и эмоции, не терять самообладания, быть внимательным к доводам учеников.
Тактичный педагог не позволяет себе опозданий на работу. Он не участвует в сплетнях и негативных обсуждениях окружающих. Старается находить справедливый не задевающий достоинства других людей выход из спорных ситуаций, поступает благожелательно, благородно, бескорыстно, не проявляет мстительности и высокомерия. Учит добру и справедливости не только при беседах, но и собственным примером.
В общении с учениками такт рассматривается как соблюдение учителем чувства меры. Сердцевиной взаимоотношений выступает искреннее уважение своих подопечных. Педагогика определяет тактичность, характерную для учителя, как органичную часть комплекса взаимоотношений с детьми, базирующуюся на сознании государственного долга, чувстве ответственности.
Тактичный педагог при организации учебно-воспитательных мероприятий не подчеркивает превосходства из-за владения большим объемом знаний. Безошибочно понимает причины возникшего конфликтного противостояния, успокаивает втянутых в спор учеников, находит пути для примирения.
При анализе понятия педагогического такта выделяют следующие принципы, определяющие его базу:
Тактичное поведение предполагает разумное сочетание рассмотренных принципов. Проявляется оно в разных аспектах учебно-воспитательной работы. Базой служит наблюдательность учителя, помогающая оценить действительность и спрогнозировать последствия. Играет роль педагогическое умение замечать реакцию учеников на применяемые методики при организации учебно-воспитательных мероприятий.
Базой тактичного влияния педагога выступает знание сложившейся обстановки, психологии обучающихся, соответствие применяемых способов образовательной задаче. Нередко учитель проявляет интуицию и находчивость, опираясь на опыт работы.
Деловой контакт на уроках поддерживается разумной требовательностью преподавателя, относящейся к познавательному труду и поведению учащихся. Обусловливает установление конструктивной взаимосвязи умелое распределение педагогического внимания к форме и содержанию изучаемого материала и состоянию детей. За счет постоянного наблюдения за классом удается своевременно заметить снижение интереса, отвлечение ребят от излагаемых сведений и внести нужные коррективы.
Своеобразие такта учителя выражается в характере высказываний, тембре речи, манере держаться перед классом.
При установлении эмоционального и делового взаимоотношения с учениками большая роль отводится интонации голоса учителя. Если она соответствует сложившейся обстановке, наблюдается усиление эмоционального воздействия.
Работа педагога над голосом — это одна из предпосылок совершенствования такта. Известно, что в интонации отражается мелодические особенности и звуковые характеристики устной речи.
Играет роль тембр, громкость, ритм, темп произношения, выдерживание психологической паузы. Мелодика голоса отличается широким диапазоном. Проблемой учителей становится перенапряжение голосовых связок. Для защиты и постановки голоса нужно выполнять несколько правил:
Голос можно тренировать. Например, при помощи дыхания. Известно, что звуки образуются при выдыхании воздуха. Поэтому постановка голоса предполагает выработку протяжного выдоха с экономным расходованием воздуха. Расслабление мышц грудной клетки происходит постепенно.
Учитывают при постановке голоса физиологическое устройство голосового аппарата, присущее педагогу. А также закрепление и усовершенствование тона с постепенным расширением диапазона; избегание мышечного утомления гортани.
В развитии педагогического такта большое значение придают общему облику педагога. Воздействие на учащихся оказывают жесты и привычные мимические движения.
Речь, сопровождаемая сдержанными целесообразно оправданными движениями, воспринимается осознано и быстрее запоминается. Играют роль обращенные к школьнику взгляды, жесты, поза учителя.
К одной из ключевых составляющих педагогического такта относится речь. Положительное действие, повышающее внимание и заинтересованность детей, оказывают следующие достоинства, присущие высказываниям учителя:
Снижает результативность учебно-воспитательной работы рассудочность, однотонность, недостаточная отчетливость, слабая эмоциональность, сухость речи педагога.
Создает благоприятную обстановку при общении непосредственность, естественность, доверительность, искренность речи учителя. Умело и своевременно сказанное педагогом слово гасит вспыхивающее недовольство, сглаживает конфликты, помогает в решении сложных проблем.
Такт, проявляющийся в педагогическом общении, относится к нравственным категориям. Это часть профессионального мастерства учителя. Обозначает как уважение к ученикам, вежливость, так и умение в быстро изменяющихся ситуациях находить правильный целесообразно обоснованный подход к детям.