31.08.2024
#Педагогика
42

Такт в педагогическом общении: определение понятия, принципы, техника развития

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие педагогического такта, его значение для педагога
  2. Принципы такта в педагогическом общении
  3. Техники развития такта у педагогов
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Понятие педагогического такта, его значение для педагога

🤔 Определение

Педагогический такт — это особое качество педагога, которое проявляется в умении чутко и деликатно взаимодействовать с учениками, уважая их личность, индивидуальные особенности и эмоциональное состояние

Педагогический такт включает в себя способность педагога находить подход к каждому ученику, избегать излишнего давления, критики или унижения, и одновременно сохранять дисциплину и уважение к правилам учебного процесса.

Проявляется профессиональный такт в облике учителя, умении правильно анализировать обстановку, не делая поспешных выводов. А также в способности сдерживать чувства и эмоции, не терять самообладания, быть внимательным к доводам учеников.

Тактичный педагог не позволяет себе опозданий на работу. Он не участвует в сплетнях и негативных обсуждениях окружающих. Старается находить справедливый не задевающий достоинства других людей выход из спорных ситуаций, поступает благожелательно, благородно, бескорыстно, не проявляет мстительности и высокомерия. Учит добру и справедливости не только при беседах, но и собственным примером.

В общении с учениками такт рассматривается как соблюдение учителем чувства меры. Сердцевиной взаимоотношений выступает искреннее уважение своих подопечных. Педагогика определяет тактичность, характерную для учителя, как органичную часть комплекса взаимоотношений с детьми, базирующуюся на сознании государственного долга, чувстве ответственности.

Тактичный педагог при организации учебно-воспитательных мероприятий не подчеркивает превосходства из-за владения большим объемом знаний. Безошибочно понимает причины возникшего конфликтного противостояния, успокаивает втянутых в спор учеников, находит пути для примирения.

Принципы такта в педагогическом общении

При анализе понятия педагогического такта выделяют следующие принципы, определяющие его базу:

  • признание самобытности ребенка;
  • уважение учеников;
  • естественность при беседе без фамильярности и неискренности;
  • серьезный тон без шутливых ненужных ноток;
  • обоснованность и справедливость при предъявлении требований;
  • умение сопереживать;
  • способность слышать суждения учащихся;
  • владение при общении деловым тоном без намека на высокомерие;
  • доброжелательность и внимательность к психическому и эмоциональному состоянию детей;
  • проявление чуткости и стремления прийти на помощь;
  • развитие у обучающихся инициативности и самостоятельности;
  • умелое применение комплекса воспитательных действий;
  • доверие к школьникам;
  • спокойная уверенность, искренность, естественность в общении.

Тактичное поведение предполагает разумное сочетание рассмотренных принципов. Проявляется оно в разных аспектах учебно-воспитательной работы. Базой служит наблюдательность учителя, помогающая оценить действительность и спрогнозировать последствия. Играет роль педагогическое умение замечать реакцию учеников на применяемые методики при организации учебно-воспитательных мероприятий.

Базой тактичного влияния педагога выступает знание сложившейся обстановки, психологии обучающихся, соответствие применяемых способов образовательной задаче. Нередко учитель проявляет интуицию и находчивость, опираясь на опыт работы.

Деловой контакт на уроках поддерживается разумной требовательностью преподавателя, относящейся к познавательному труду и поведению учащихся. Обусловливает установление конструктивной взаимосвязи умелое распределение педагогического внимания к форме и содержанию изучаемого материала и состоянию детей. За счет постоянного наблюдения за классом удается своевременно заметить снижение интереса, отвлечение ребят от излагаемых сведений и внести нужные коррективы.

Техники развития такта у педагогов

Своеобразие такта учителя выражается в характере высказываний, тембре речи, манере держаться перед классом.

Постановка голоса

При установлении эмоционального и делового взаимоотношения с учениками большая роль отводится интонации голоса учителя. Если она соответствует сложившейся обстановке, наблюдается усиление эмоционального воздействия.

Работа педагога над голосом — это одна из предпосылок совершенствования такта. Известно, что в интонации отражается мелодические особенности и звуковые характеристики устной речи.

Играет роль тембр, громкость, ритм, темп произношения, выдерживание психологической паузы. Мелодика голоса отличается широким диапазоном. Проблемой учителей становится перенапряжение голосовых связок. Для защиты и постановки голоса нужно выполнять несколько правил:

  • чередование отдыха и работы;
  • исключение громких и форсированных звуков, визга, крика;
  • ограничение голосовых чрезмерных нагрузок на улице при низкой температуре;
  • избегание продолжительного монотонного произношения слов;
  • отказ от курения;
  • своевременное лечение трахеита, простудных заболеваний;
  • исключение из рациона холодных напитков.

Голос можно тренировать. Например, при помощи дыхания. Известно, что звуки образуются при выдыхании воздуха. Поэтому постановка голоса предполагает выработку протяжного выдоха с экономным расходованием воздуха. Расслабление мышц грудной клетки происходит постепенно.

Учитывают при постановке голоса физиологическое устройство голосового аппарата, присущее педагогу. А также закрепление и усовершенствование тона с постепенным расширением диапазона; избегание мышечного утомления гортани.

Жестикуляция и мимика

В развитии педагогического такта большое значение придают общему облику педагога. Воздействие на учащихся оказывают жесты и привычные мимические движения.

Речь, сопровождаемая сдержанными целесообразно оправданными движениями, воспринимается осознано и быстрее запоминается. Играют роль обращенные к школьнику взгляды, жесты, поза учителя.

Правильность речи

К одной из ключевых составляющих педагогического такта относится речь. Положительное действие, повышающее внимание и заинтересованность детей, оказывают следующие достоинства, присущие высказываниям учителя:

  • точность;
  • ясность;
  • достоверность информации;
  • доступность для учеников;
  • соответствие слов цели занятий;
  • выразительность.

Снижает результативность учебно-воспитательной работы рассудочность, однотонность, недостаточная отчетливость, слабая эмоциональность, сухость речи педагога.

Создает благоприятную обстановку при общении непосредственность, естественность, доверительность, искренность речи учителя. Умело и своевременно сказанное педагогом слово гасит вспыхивающее недовольство, сглаживает конфликты, помогает в решении сложных проблем.

Такт, проявляющийся в педагогическом общении, относится к нравственным категориям. Это часть профессионального мастерства учителя. Обозначает как уважение к ученикам, вежливость, так и умение в быстро изменяющихся ситуациях находить правильный целесообразно обоснованный подход к детям.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту