29.07.2024
#Политология
42

Понятие суверенного государства на политической арене

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение суверенитета
  2. Основные признаки суверенности
  3. Функции суверенного государства
  4. Основы суверенности
  5. Проблемы суверенитета в современном мире
  6. Список суверенных государств в мире
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение суверенитета

Перевод слова «souverain» с французского на русский звучит просто — «суверенный». Если заглянуть в глубь веков, словом «supraneitas» широко пользовались, что известно из рукописей на латинском. По всей вероятности предки так называли высшую верховную власть. В современных реалиях, те государства  на политической арене, которые самостоятельно ведут внутренние и внешние дела, можно назвать суверенными. 

Международное право трактует государственный суверенитет как «полития» – одного централизованного правительства, наделенного верховной властью над страной. «Полития» означает общину, политическую организацию или просто государство. Если собрать все понятия, которые высказаны политическими деятелями относительно суверенитета, это:

  • независимая от внешних влияний верховная власть;
  • обладание неотчуждаемым юридическим качеством;
  • символ политико-правовой независимости, высшей ответственности, отчего первичный субъект имеет ценность для международного права (спорное определение);
  • исключительное верховенство государственной власти, которое не подчиняется распоряжениям, исходящим от внешних правителей или «политий».

Суверенитет величина не постоянная. Цельный социальный организм может возникать и исчезать при добровольном изменении независимого статуса  или под влиянием внешних сообществ. По-прежнему основой международного права является правовое равенство независимых государств или суверенность. Что означает главе суверенной страны и правительству, принадлежит исключительное право:

  • разрабатывать, утверждать правила как вести себя внутри государства;
  • определять, чем и как торговать;
  • заключать договоры с другими субъектами на равноправной основе;
  • назначать должностных лиц или увольнять.

Если государственные деятели, правители действуют по подсказкам из вне, что походит на средневековую колонию, но не на независимую суверенную страну.

Основные признаки суверенности

Независимость в мировом масштабе сложно сохранить. Во все времена шла борьба за территории, полезные ископаемые, энергетические ресурсы. Большие державы старались поглощать и управлять маленькими, слабыми  республиками. Суверенность в основном зависит от государственной власти, обладающей признаками:

  • верховенства – властные органы распределяют правопорядок, устанавливают правила должностным лицам, политическим партиям, создают законодательные акты, которые действуют на территории государства как высшая юридическая сила;
  • единства – решение внутренних вопросов осуществляют компетентные госорганы, единство юридической, властной системы позволяет функционировать, развиваться государственным институтам;
  • независимости – правительство  управляет государством в соответствии с положениями, принятыми Конституцией.

Государство считается суверенным, если соответствует признакам суверенности:

  • территориальной неделимостью, но отдельный субъект, имея политические права, не располагает суверенностью в области правотворчества или одностороннего выхода из государственного состава;
  • власть, избранная народом обладает верховенством, ведет себя независимо в международных отношениях, занимается законотворчеством, правосудием внутри страны;
  • обязательное условие не отчуждаемости означает, лишение суверенности может осуществлено только с уничтожением государственности.

Территориальную целостность и безопасность суверенное государство гарантирует гражданам. Реализация гарантий происходит через регионализацию с помощью масштабного политико-административного процесса внутри государства и на международной площадке.

Функции суверенного государства

Формирование государственных функций происходит под определенные цели и задачи, в зависимости от социально-экономических требований. Когда страна развивается под влиянием времени, происходит возникновение, уничтожение устаревшего  функционала. Основными инструментами, обеспечивающими государственную стабильность служат ветви законодательной, исполнительной, судебной власти.

Суверенное государство внешней деятельностью обеспечивает страну национальной обороной, равноценными дипломатическими связями. Внутренний суверенитет означает, что в стране действует независимая власть. Контролируют и осуществляют безопасность специальные органы и институты, выполняют правосудие, регистрируют собственность, акты гражданского состояния.

Законодательная власть

В суверенной стране народ предоставляет законодательной власти от своего имени создавать и принимать правила, именуемые законами. Принятый на всех уровнях законотворчества нормативный акт, обладает государственным значением, общим характером, наделен юридической силой. 

В РФ высшим выборным законодательным властным органом служит Парламент или Федеральное Собрание, куда входят представители от населения. Законотворцы или депутаты служат народу в верхней и нижней палатах – Совете Федерации и Государственной Думе.

Исполнительная власть

Ключевая ветвь власти в суверенной стране исполняет реализацию законов, проводит политику, принятую законодательством. Действует исполнительная власть с помощью специальных управляющих органов, назначенных, организованных на основании конституционных положений и нормативов страны.

В государстве сформирована исполнительная власть, чтобы:

  • эффективно функционировали государственные институты;
  • защищать права и интересы граждан;
  • поддерживать общественный порядок;
  • создать безопасность;
  • реализовать экономическую, социальную, внешнюю политику.

Многие государства в качестве исполнительной власти представляют президента, министров, высокопоставленных должностных лиц, чиновников, которым доверено управлять делами государства.

Судебная власть

Независимой ветвью является судебная власть в общей государственной властной структуре. Для осуществления правосудия разработаны нормативы судопроизводства, которые описаны  в гражданском, административном, уголовном кодексах. 

На судебную власть возложены функции:

  • конституционного контроля;
  • толкования законодательных актов;
  • защитные, касательно прав и свобод;
  • по разрешению спорных ситуаций.

При рассмотрении и разбирательстве правонарушений, открываются судебные дела, и вершится правосудие.

Основы суверенности

Суверенитет зиждется на фундаментальной основе, которая состоит из 3-х столпов:

  • крепкой экономики с территориальными владениями, ресурсами, культурными достояниями;
  • направления политики – в стабильном государстве должны быть развитые политические органы власти;
  • правовой стабильности –  основным законом служит Конституция, на основе данного документа созданы нормативы, кодексы, законодательные акты.

Конституционные основы независимости, указывают на территориальную целостность, создание единых вооруженных сил для защиты страны и соблюдения неприкосновенности государственных границ.

Проблемы суверенитета в современном мире

Государственный суверенитет в современных реалиях приходится защищать от иностранной интервенции. Санкции с торговыми спорами ослабляют экономику государств. Происходит навязывание интересов одних стран другим, которые выдают за правила, созданные мировым сообществом. Зависимость суверенности от экономики и вооруженных сил влияет на сохранение территориальной независимости. Экономическая и военная слабость ведет к полному или частичному уничтожению суверенитета.

Список суверенных государств в мире

В международном каталоге находятся:

  • Куба;
  • Франция, Норвегия и Сербия – европейские суверенные государства;
  • Гамбия, Эсватини, Танзания, Судан, Гвинея, Буркина-Фасо – африканские страны;
  • Казахстан, Монголия, Филиппины – азиатские государства.

По мнению должностного лица из Совета Федерации, в мире осталось всего 40 государств, свободных от чужого мнения. Подсчет велся по голосованию в ОНН, когда осуждали российскую политику. «За» проголосовали 140 «независимых» государств. Против всего 5:

  • РФ;
  • Белоруссия;
  • Сирия;
  • КНР;
  • Никарагуа.

35 государственных представителей воздержались от голосования, среди которых была Индия, Китай и Пакистан. Корректно или нет составлять список из  государств, которые несмотря на давление, санкции сохранили суверенность, пусть решают политики.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту