Рады, что вам понравилась статья 😊
Узнайте о деятельностном подходе в психологии.
В этой статье мы расскажем о фундаментальных основах психологической науки — деятельностном подходе, который изменил представление о связи между сознанием человека и его активностью. Мы разберем теоретические концепции А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, которые заложили основу современного понимания человеческой деятельности. А также покажем, как эти знания помогают лучше понять механизмы развития личности.
На создание этой статьи у нашей команды ушло 52 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по психологии и контент-менеджер.
🤔 ОпределениеДеятельностный подход — это научная методология, которая объясняет развитие и функционирование психики через анализ различных форм предметной деятельности человека.
В 20-е годы XX века психологическая наука столкнулась с серьезной проблемой. Разные научные школы предлагали противоречивые взгляды на природу психики. Одни исследователи считали главным сознание, другие — поведение, третьи — бессознательное. Это разделение мешало развитию психологии как единой науки.
В этот момент советские ученые предложили новый взгляд на проблему. Они обратили внимание на то, что человек познает мир не просто через размышления или реакции на стимулы. Люди активно взаимодействуют с окружающей средой, меняют ее и меняются сами в процессе этого взаимодействия.
Что подтолкнуло ученых к такому пониманию? В первую очередь, изменения в обществе. Развитие промышленности требовало понять, как человек учится новым навыкам. Философские идеи марксизма показали важность практической деятельности для развития общества. А работы психолога Л. С. Выготского доказали, что психика развивается через усвоение общественного опыта.
📖 ПримерВозьмем обычную ситуацию из жизни студента. Когда вы учитесь писать конспект лекции, вы не просто механически водите ручкой по бумаге. Вы одновременно слушаете преподавателя, выделяете главные мысли, структурируете информацию. В этом процессе развивается ваше внимание, память, мышление. Именно через такую активную деятельность и происходит развитие психики.
✏ ЗаметкаДля современной психологии особенно важно, что деятельностный подход объяснил механизм развития высших психических функций. Мы теперь знаем, что такие сложные процессы как произвольное внимание или логическая память не даны человеку от рождения — они формируются в процессе освоения культурного опыта через деятельность.
Деятельностный подход показал, что нельзя изучать психику как нечто изолированное. Сознание человека неразрывно связано с его реальной жизнью. Когда мы хотим понять, как работает память, внимание или мышление, мы должны анализировать ту деятельность, в которой эти процессы проявляются и развиваются.
А самое главное — эта деятельность всегда социальна по своей природе. Даже когда человек работает в одиночестве, он использует инструменты и способы действия, которые создало общество. Студент учится по учебникам, которые написали другие люди. Программист работает на компьютере, используя языки программирования, разработанные целыми коллективами. Это показывает, что развитие психики невозможно без включения человека в систему общественных отношений.
В 30-е годы XX века в советской психологии начали формироваться две самостоятельные концепции деятельностного подхода. Их авторами сталиС. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Хотя ученые работали параллельно и независимо друг от друга, их объединяла общая теоретическая база — культурно-историческая теория Л. С. Выготского и философские идеи марксизма.
🤔 ОпределениеКонцепции деятельностного подхода — это научные теории, которые объясняют взаимосвязь между психикой человека и его деятельностью с разных методологических позиций.
Рубинштейн разработал принцип единства сознания и деятельности. По его мнению, сознание и деятельность нельзя рассматривать отдельно друг от друга — они существуют в неразрывном единстве. Сознание регулирует деятельность человека, а в деятельности сознание не только проявляется, но и формируется.
Рубинштейн считал, что мы можем изучать сознание только через то, как человек взаимодействует с реальным миром. При этом он подчеркивал активную роль личности. По его словам, «субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется — он в них созидается и определяется».
Ученый создал субъектно-деятельностный подход, согласно которому человек выступает как активный творец собственной жизни. Основные положения этого подхода можно представить так:
А. Н. Леонтьев пошел дальше в развитии деятельностного подхода. Он показал, что нельзя разделять внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую) деятельность. По его теории, сознание не просто связано с деятельностью — оно буквально «встроено» в нее.
Леонтьев внес большой вклад в понимание развития психики. Он объяснил, как в процессе эволюции психика усложнялась вместе с усложнением деятельности живых существ. Этот подход позволил расширить принцип единства сознания и деятельности до более общего принципа единства психики и деятельности.
✏ ЗаметкаТеория Леонтьева помогла объяснить, почему люди часто не осознают истинные причины своих поступков. Дело в том, что реальные мотивы деятельности могут быть скрыты от самого человека и проявляются только в его конкретных действиях.
В отличие от Рубинштейна, Леонтьев больше внимания уделял структуре самой деятельности. Он разработал теорию, которая объясняет:
Обе концепции — и Рубинштейна, и Леонтьева — дополняют друг друга. Они показывают деятельность с разных сторон: как способ существования личности и как сложную систему с собственной структурой. Это позволяет нам лучше понять, как человек развивается и почему он поступает определенным образом.
А. Н. Леонтьев разработал трехуровневую структуру деятельности.Каждый уровень этой структуры связан с определенным элементом сознания и отвечает на свой главный вопрос. Давайте разберем эту систему подробно.
🤔 ОпределениеСтруктура деятельности — это система взаимосвязанных компонентов, которая включает три основных уровня: деятельность, действие и операцию. Каждому уровню соответствует свой элемент сознания: мотив, цель и условия выполнения.
На верхнем уровне находится собственно деятельность. Она всегда отвечает на вопрос «зачем?» и связана с мотивом. На среднем уровне располагаются действия — они отвечают на вопрос «что делать?» и определяются целью. На нижнем уровне находятся операции, которые отвечают на вопрос «как делать?» и зависят от конкретных условий.
📖 ПримерРассмотрим учебную деятельность студента:
- деятельность: учеба в университете (мотив — стать профессионалом);
- действие: подготовка к экзамену (цель — успешно сдать его);
- операция: конспектирование учебника (условия — наличие материалов).
Важно понимать, что любая деятельность может иметь несколько мотивов одновременно. Это явление называется полимотивированностью деятельности. Студент может учиться ради знаний, будущей карьеры и одобрения родителей — все эти мотивы будут действовать вместе.
Леонтьев открыл интересный феномен — «сдвиг мотива на цель». Он происходит, когда цель действия приобретает самостоятельную побудительную силу. Например, студент начинает читать учебник, чтобы подготовиться к экзамену. Но постепенно его так увлекает содержание, что он продолжает читать уже ради самих знаний. В этом случае первоначальная цель (прочитать учебник) становится самостоятельным мотивом.
✏ ЗаметкаВ реальной жизни границы между уровнями деятельности подвижны. То, что было самостоятельной деятельностью, может стать действием, а действие может превратиться в операцию. Это происходит по мере того, как человек осваивает новые навыки.
Понимание структуры деятельности помогает:
Знание этой структуры особенно важно для педагогов и психологов. Оно позволяет им правильно выстраивать образовательный процесс, учитывая все уровни деятельности учащихся — от общей мотивации до конкретных операций.
При изучении деятельности психологи выделяют разные ее виды. Классификация помогает лучше понять, как устроена активность человека и как она влияет на развитие личности. В психологии используют два основных критерия для классификации: направленность деятельности и ее предмет.
По направленности деятельность бывает трех видов:
По предмету психологи выделяют три основных вида деятельности:
🤔 ОпределениеВедущая деятельность — это вид активности, который определяет главные изменения в психике человека на каждом возрастном этапе развития.
Деятельность, направленная на внешний мир, называется предметной. В ней человек меняет окружающие объекты, создает новые вещи, преобразует природу. Эта деятельность лежит в основе развития практического мышления и формирования трудовых навыков.
Коммуникативная деятельность связана с общением между людьми. Она включает обмен информацией, эмоциями, построение отношений. В процессе такой деятельности развиваются социальные навыки и эмоциональный интеллект.
Деятельность, направленная на себя, проявляется в самопознании и саморазвитии. Человек анализирует свои мысли, чувства, поступки. Благодаря этой деятельности формируется самосознание личности.
В игровой деятельности дети осваивают мир через моделирование реальных ситуаций. Ребенок примеряет разные социальные роли, учится следовать правилам, развивает воображение. В дошкольном возрасте игра становится ведущей деятельностью, которая готовит ребенка к обучению в школе.
Учебная деятельность направлена на освоение знаний и умений. В ней человек целенаправленно изучает опыт, накопленный человечеством. Через учебную деятельность развиваются познавательные процессы: память, мышление, внимание.
Трудовая деятельность связана с созданием общественно полезных продуктов. В ней человек не только применяет уже имеющиеся знания и навыки, но и развивает новые способности. Труд формирует характер, волю и самооценку человека.
✏ ЗаметкаКаждый вид деятельности может быть ведущим на определенном этапе жизни. У дошкольника это игра, у школьника — учеба, у взрослого — труд. При этом все виды деятельности сохраняются и продолжают влиять на развитие личности.
Деятельностный подход в психологии раскрывает фундаментальную связь между сознанием человека и его активностью. Основным достижением этого подхода стало научное доказательство того, что психика развивается только в процессе деятельности.
Советские психологи С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев разработали две взаимодополняющие концепции. Рубинштейн открыл принцип единства сознания и деятельности. Леонтьев создал теорию строения деятельности и объяснил механизмы ее развития.
Ключевые положения деятельностного подхода можно представить так:
Понимание разных видов деятельности позволяет объяснить, как развивается личность на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игре, в школьном — учебе, во взрослом — труду.
Практическое значение деятельностного подхода состоит в том, что он:
Деятельностный подход остается актуальным и в современной психологии. Его идеи используют в образовании, психотерапии, управлении персоналом. Этот подход помогает понять, как человек развивается и почему он поступает определенным образом.