24.07.2024
#Психология
42

Задатки и способности: что это и как их определить

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Что такое задатки?
  2. Что такое способности?
  3. Значение исследования задатков и способностей в психологии
  4. Этапы развития теории о задатках
  5. Основные направления изучения теории о задатках и способностях
  6. Виды задатков и способностей
  7. Факторы, влияющие на развитие задатков
  8. Заключение
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Что такое задатки?

 

Определение №1 Задатки — это врожденные психологические и физические особенности человека, которые оказывают влияние на развитие способностей.

Важно учесть, негативные аспекты не входят в состав этих психологических особенностей: безразличие, вялость, пассивность — не задатки!

Например: музыкальный слух — задаток, базирующийся на врожденном уровне слуха.

Что такое способности?

 

Определение №2 Способности — это умение выполнять задачи, базирующееся на опыте и задатках.

Способности могут быть развиты без задатков, но при наличии природной склонности, оттачиваются в короткий срок.

Например: умение играть на гитаре — способность, фундаментом которой является музыкальный слух. Если слуха нет, то человек может развить эту способность, но за это время человек с врожденными задатками уже начнет постигать первые высоты в музыке.

Значение исследования задатков и способностей в психологии

Исследование данной темы наиболее актуально для родителей. Они, как никто другой, должны начать анализировать поведение малыша с малых лет и на основе этого подбирать способы развития областей, в которых ребенок может добиться больше успехов, нежели другие дети. Для взрослых изучение задатков и способностей обладает такой же практической пользой. На основе данных можно выстроить индивидуальный подход к различным областям человеческой деятельности, проложив наиболее успешную стратегию на пути к самореализации.

Этапы развития теории о задатках

История заинтересованности общества в причинах одаренности людей в конкретных областях начинается с древнейших времен:

  1. Первый этап — период, в рамках которого одаренность считалась божьим дарованием. Люди, обладающие выдающимися талантами, считались слугами Бога, их жизнь была полна мифов и легенд.
  2. Второй этап — век Просвещения. Люди начали вкладывать средства в образование и развитие детей. Социум понял, что ребенок – белый лист, из которого можно получить нечто совершенное и что достичь высот можно исключительно посредством скрупулезного развития в конкретной области.
  3. Третий этап — доказательство, что одаренность передается на наследственном уровне. Начало зарождения евгеники — искусственной селекции человека, порождение его лучшей версии.
  4. Четвертый этап — доказательство существования IQ. В учебных заведениях активно стали проводить данное тестирование, подмечая, что высокие баллы набирают наиболее активные и талантливые дети.
  5. Наши дни — все вышеперечисленные теории доведены до ума, наука имеет представление о распределении талантов среди каждого индивида.

Основные направления изучения теории о задатках и способностях

  1. Идея, что человек от природы имеет определенные задатки и может их реализовать при благоприятных социальных условиях.
  2. Концепция наследственной передачи задатков, рассматривающая способности как привилегию богатых слоев общества.
  3. Идея приобретенных способностей, приверженцы которой считают, что даже гениальности можно достичь без задатков, исключительно путем постановки цели и долгой работы на нее.
  4. Концепция А. Леонтьева, выделяющая два способа анализа теории: от отдельных умений человека к общей природе его потенциала и от общей картины умений к раздроблению ее на составные части.

Виды задатков и способностей

  1. Интеллектуальные: особенности строения нейронных связей и мозга, данные природой. Главные интеллектуальные задатки: острые зрительные и слуховые особенности, создание более прочных нервных связей, благотворно влияющих на сохранение информации в долгосрочной перспективе, быструю работу мозга. При наличие интеллектуальных задатков, преобладает та или иная сигнальная система, разделяющая ее обладателей на три группы: художественный тип (образность восприятия, яркой богатое воображение), мыслительный тип (умение качественно анализировать и синтезировать информацию), уравновешенный тип (баланс сигнальных систем, позволяющий двум вышеперечисленным группам преобладать в человеке одновременно).
  2. Творческие: особенности, тесно связанные с интеллектуальными. По сути, творческие задатки – это развитое правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление. Люди отличаются любовью к несистемному взгляду на вещи, стремлению к изучению нового, активностью ума и построения логических цепочек. В остальном все зависит от социальных условий: если ребенку с развитым правым полушарием давать к изучению литературу, может сложиться способность к составлению лирики, а если отдать в кружок по рисованию — получится хороший художник.
  3. Эмоциональные: входит в комплекс творческих особенностей, но многие психологи выделяют его, как самостоятельную единицу. Заключается в развитой эмпатии, умение чувствовать эмоции других. Носители эмоциональных задатков склонны к гипертрофированному выражению чувств, что может стать хорошим аспектом для театрального искусства.
  4. Музыкальные: редкий случай, когда один вид способностей есть у каждого человека. Часто они остаются неразвитыми. Моторика, слух, ритм: главные дарования природы в области музыки. И хотя эти аспекты есть у большинства населения, конкретно музыкальные задатки могут перерасти в способности после долгого углубления знаний.

Факторы, влияющие на развитие задатков

  1. Генетика: интеллект передается ребенку от матери, поэтому если женщина обладала достижениями в области изобразительных искусств, то у ее ребенка высока вероятность развитого правого полушарие и унаследования материнского дара.
  2. Социальные условия: среда сильно влияет на развитие, даже самые талантливые на генетическом уровне дети могут стать маргиналами, если будут расти в условиях, где психологические особенности не будут учитываться. Важно не только поддерживать детские задатки, но и окружать чадо благоприятной средой. Поэтому нельзя нецензурно выражаться при ребенке, употреблять вещества, влияющие на поведение и сознание, да и просто эмоционально давить на ребенка, прививая ему чувство неуверенности в себе. Чем легче пройдет детство, тем больше шансов на воспитание талантливого человека. Конечно, есть случаи, когда дети из неблагополучных районов назло всем достигали высот, но это скорее исключение из общего числа, а не фактор на пути к чему-либо.
  3. Образовательный фактор: обучение важно в процессе становления личности. Люди ошибочно считают, что образовательные системы надо видоизменять по причине того, что у учеников разные интересы. Популярно мнение, что детям стоит выбрать приоритетные для себя области знания, а остальные обходить стороной. Но как бы не так. Образование — это не только получение информации из разных областей наук, это скорее разностороннее изучение мира. За счет различных дисциплин ребенок смотрит на среду и с научной, и с философской точек зрения. А за счет разностороннего анализа выявляется приоритетная сфера самореализации и на основе полученной информации прокладывается путь на достижение результатов.
  4. Психологические особенности личности: фактор, которые мешает достичь гениальности. Люди разные, это не новость. Каждый индивид, обладающий рядом свойств, несхожих с чужими. У каждого присутствует личное мировоззрение, за счет которого строится внутреннее мироощущение. Поэтому в гонке за достижением способностей лидируют исключительно смелые игроки. Часто  человек, наделенный недюжим талантом, остается в тени менее развитого человека из-за личных особенностей. Где-то не смог проявить стойкость, где-то не хватило смелости на ответственный шаг. Поэтому помимо развития задатков в конкретных областях, людям важно вливаться в социум с раннего возраста, чтобы впоследствии уметь взаимодействовать с миром и противостоять возможным угрозам.

Заключение

Задатки и способности определяют индивидуальные особенности человека, его работоспособности, запоминанию материала и самореализации. Исследования в данной области демонстрируют влияние генетики, социальных условий и психологии на становление личности, ее развитие и успешность в аспектах жизни.

Понимание своих задатков помогает сориентироваться в выборе профессии, приоритетной области знаний для себя и ребенка. Неоценим вклад умения распознавать сильные стороны для повышения самооценки и повышения качества жизни.

Задатки и способности различны у каждого индивида, недостаточное обращение внимания на потенциал может привести к проблемам в самоощущении, депрессии. Поэтому необходимо стремится к их развитию и использованию в достижении поставленных целей.

 

 

 


 

 

 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту