Что такое задатки?
Определение №1 Задатки — это врожденные психологические и физические особенности человека, которые оказывают влияние на развитие способностей.
Важно учесть, негативные аспекты не входят в состав этих психологических особенностей: безразличие, вялость, пассивность — не задатки!
Например: музыкальный слух — задаток, базирующийся на врожденном уровне слуха.
Что такое способности?
Определение №2 Способности — это умение выполнять задачи, базирующееся на опыте и задатках.
Способности могут быть развиты без задатков, но при наличии природной склонности, оттачиваются в короткий срок.
Например: умение играть на гитаре — способность, фундаментом которой является музыкальный слух. Если слуха нет, то человек может развить эту способность, но за это время человек с врожденными задатками уже начнет постигать первые высоты в музыке.
Значение исследования задатков и способностей в психологии
Исследование данной темы наиболее актуально для родителей. Они, как никто другой, должны начать анализировать поведение малыша с малых лет и на основе этого подбирать способы развития областей, в которых ребенок может добиться больше успехов, нежели другие дети. Для взрослых изучение задатков и способностей обладает такой же практической пользой. На основе данных можно выстроить индивидуальный подход к различным областям человеческой деятельности, проложив наиболее успешную стратегию на пути к самореализации.
Этапы развития теории о задатках
История заинтересованности общества в причинах одаренности людей в конкретных областях начинается с древнейших времен:
- Первый этап — период, в рамках которого одаренность считалась божьим дарованием. Люди, обладающие выдающимися талантами, считались слугами Бога, их жизнь была полна мифов и легенд.
- Второй этап — век Просвещения. Люди начали вкладывать средства в образование и развитие детей. Социум понял, что ребенок – белый лист, из которого можно получить нечто совершенное и что достичь высот можно исключительно посредством скрупулезного развития в конкретной области.
- Третий этап — доказательство, что одаренность передается на наследственном уровне. Начало зарождения евгеники — искусственной селекции человека, порождение его лучшей версии.
- Четвертый этап — доказательство существования IQ. В учебных заведениях активно стали проводить данное тестирование, подмечая, что высокие баллы набирают наиболее активные и талантливые дети.
- Наши дни — все вышеперечисленные теории доведены до ума, наука имеет представление о распределении талантов среди каждого индивида.
Основные направления изучения теории о задатках и способностях
- Идея, что человек от природы имеет определенные задатки и может их реализовать при благоприятных социальных условиях.
- Концепция наследственной передачи задатков, рассматривающая способности как привилегию богатых слоев общества.
- Идея приобретенных способностей, приверженцы которой считают, что даже гениальности можно достичь без задатков, исключительно путем постановки цели и долгой работы на нее.
- Концепция А. Леонтьева, выделяющая два способа анализа теории: от отдельных умений человека к общей природе его потенциала и от общей картины умений к раздроблению ее на составные части.
Виды задатков и способностей
- Интеллектуальные: особенности строения нейронных связей и мозга, данные природой. Главные интеллектуальные задатки: острые зрительные и слуховые особенности, создание более прочных нервных связей, благотворно влияющих на сохранение информации в долгосрочной перспективе, быструю работу мозга. При наличие интеллектуальных задатков, преобладает та или иная сигнальная система, разделяющая ее обладателей на три группы: художественный тип (образность восприятия, яркой богатое воображение), мыслительный тип (умение качественно анализировать и синтезировать информацию), уравновешенный тип (баланс сигнальных систем, позволяющий двум вышеперечисленным группам преобладать в человеке одновременно).
- Творческие: особенности, тесно связанные с интеллектуальными. По сути, творческие задатки – это развитое правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление. Люди отличаются любовью к несистемному взгляду на вещи, стремлению к изучению нового, активностью ума и построения логических цепочек. В остальном все зависит от социальных условий: если ребенку с развитым правым полушарием давать к изучению литературу, может сложиться способность к составлению лирики, а если отдать в кружок по рисованию — получится хороший художник.
- Эмоциональные: входит в комплекс творческих особенностей, но многие психологи выделяют его, как самостоятельную единицу. Заключается в развитой эмпатии, умение чувствовать эмоции других. Носители эмоциональных задатков склонны к гипертрофированному выражению чувств, что может стать хорошим аспектом для театрального искусства.
- Музыкальные: редкий случай, когда один вид способностей есть у каждого человека. Часто они остаются неразвитыми. Моторика, слух, ритм: главные дарования природы в области музыки. И хотя эти аспекты есть у большинства населения, конкретно музыкальные задатки могут перерасти в способности после долгого углубления знаний.
Факторы, влияющие на развитие задатков
- Генетика: интеллект передается ребенку от матери, поэтому если женщина обладала достижениями в области изобразительных искусств, то у ее ребенка высока вероятность развитого правого полушарие и унаследования материнского дара.
- Социальные условия: среда сильно влияет на развитие, даже самые талантливые на генетическом уровне дети могут стать маргиналами, если будут расти в условиях, где психологические особенности не будут учитываться. Важно не только поддерживать детские задатки, но и окружать чадо благоприятной средой. Поэтому нельзя нецензурно выражаться при ребенке, употреблять вещества, влияющие на поведение и сознание, да и просто эмоционально давить на ребенка, прививая ему чувство неуверенности в себе. Чем легче пройдет детство, тем больше шансов на воспитание талантливого человека. Конечно, есть случаи, когда дети из неблагополучных районов назло всем достигали высот, но это скорее исключение из общего числа, а не фактор на пути к чему-либо.
- Образовательный фактор: обучение важно в процессе становления личности. Люди ошибочно считают, что образовательные системы надо видоизменять по причине того, что у учеников разные интересы. Популярно мнение, что детям стоит выбрать приоритетные для себя области знания, а остальные обходить стороной. Но как бы не так. Образование — это не только получение информации из разных областей наук, это скорее разностороннее изучение мира. За счет различных дисциплин ребенок смотрит на среду и с научной, и с философской точек зрения. А за счет разностороннего анализа выявляется приоритетная сфера самореализации и на основе полученной информации прокладывается путь на достижение результатов.
- Психологические особенности личности: фактор, которые мешает достичь гениальности. Люди разные, это не новость. Каждый индивид, обладающий рядом свойств, несхожих с чужими. У каждого присутствует личное мировоззрение, за счет которого строится внутреннее мироощущение. Поэтому в гонке за достижением способностей лидируют исключительно смелые игроки. Часто человек, наделенный недюжим талантом, остается в тени менее развитого человека из-за личных особенностей. Где-то не смог проявить стойкость, где-то не хватило смелости на ответственный шаг. Поэтому помимо развития задатков в конкретных областях, людям важно вливаться в социум с раннего возраста, чтобы впоследствии уметь взаимодействовать с миром и противостоять возможным угрозам.
Заключение
Задатки и способности определяют индивидуальные особенности человека, его работоспособности, запоминанию материала и самореализации. Исследования в данной области демонстрируют влияние генетики, социальных условий и психологии на становление личности, ее развитие и успешность в аспектах жизни.
Понимание своих задатков помогает сориентироваться в выборе профессии, приоритетной области знаний для себя и ребенка. Неоценим вклад умения распознавать сильные стороны для повышения самооценки и повышения качества жизни.
Задатки и способности различны у каждого индивида, недостаточное обращение внимания на потенциал может привести к проблемам в самоощущении, депрессии. Поэтому необходимо стремится к их развитию и использованию в достижении поставленных целей.