Функции общения
Понятие общения
Определение №1 Общение — это взаимодействие между двумя и более людьми.
Отношения бывают формальными или неформальными, т. е. эмоционально окрашенными или со строгой структурой. Любой контакт имеет общую черту — он строится на необходимости удовлетворить потребности каждой из сторон. Люди могут вступать в межличностные отношения, чтобы получить или оказать какую-либо услугу: оформить справку, организовать совместную работу, обменяться эмоциями после просмотра фильма и т. д.
Общение — ключ к тому, чтобы человек имел возможность свободно реализовать свои базовые потребности в сне, еде, выживании, социальные — в общении и самореализации, а также духовные — в поиске смысла жизни и творчестве.
Структура общения
Как и любая другая система, состоящая из отдельных элементов, которые представляют собой целый, слаженно работающий механизм, общение тоже состоит из трех аспектов:
- Коммуникативный. Это сторона, отвечающая за обмен информацией (мнениями, идеями, взглядами, чувствами).
- Интерактивный. Элемент основывается на том, чтобы создать какое-то физическое взаимодействие, побудить людей к совместной работе.
- Перцептивный. Это то, как участники общения воспринимают и оценивают друг друга.
В целом это работает так: два условных человека должны создать совместный проект. На коммуникативном уровне они обмениваются знаниями, рассуждениями о том, как лучше организовать работу. На интерактивной ступени они распределяют обязанности и приступают к их реализации. Перцептивный этап связан с тем, как эти люди будут относиться к идеям и поступкам друг друга. Нередко бывает так, что участники диалога, пройдя этап коммуникации, прекращают взаимодействие на перцепции — не сошлись мнениями, характерами. И дальнейшей интеракции попросту не произойдёт.
Функции общения
Определение №2 Функция – это характерная роль определенной части социальной системы, т. е. то, что этот элемент должен сделать для комфортного существования общества.
Б. Ф. Ломов, специалист в области педагогической психологии, утверждает, что среди функций общения можно выделить три основных:
- Информационная. Отвечает за восприятие и обмен точками зрения.
- Регулятивная. Модель поведения «родитель-ребенок». Эта функция, которая отвечает за корректировку поведения и мировоззрения конкретного индивида или целой социальной группы.
- Эмотивная. Это функция обмена чувствами и эмоциями. Причем происходить это может как в неформальной, так и в формальной обстановке — начальник и подчиненный не находятся в «дружеских» отношениях, но, тем не менее, начальник может открыто выражать гнев, раздражение и способен влиять на эмоциональный фон работника.
В книге «Социальная психология» Людмила Карпенко отмечает следующие неочевидные функции общения:
- Контактная. Здесь делается аспект не на обмене информации и создания совместного графика работы, а на самом налаживании связей – человек передал номер телефона другу, чтобы тот имел возможность позвонить и получить помощь.
- Побудительная. Когда один из участников общения побуждает другого присоединиться. Часто такое можно заметить, когда член коллектива приводит с собой нового участника и знакомит его со своей группой.
- Координационная. Если регулятивная функция основывается на том, чтобы изменять поведение людей, то координационная нацелена на создание четкого плана совместной деятельности.
- Понимание. В процессе общения люди должны не только делиться и принимать информацию, но и также понимать её, уметь смотреть на какие-то явления глазами собеседника, чтобы извлечь наибольшую выгоду из взаимодействия.
Мотив общения
Как мы уже выяснили, у общения есть масса функций. В зависимости от того, какой мотив движет человеком, такая функция и будет реализовываться. Так, например, если человек вступает в диалог с целью обсуждения интересной книги, включится эмотивный элемент, а если сотрудникам нужно спланировать выступление, то в дело включится координационная часть.
Определение №3 Мотив — это совокупность физиологических и психологических процессов, то, что побуждает индивида к выполнению деятельность.
Слово «мотив» лежит в основе понятия «мотивация» — то, что заставляет человека действовать. Если человек голоден, то он пойдет в супермаркет и купит себе ужин, если человек хочет похудеть к лету, он запишется в спортзал.
Мотив бывает:
- Личный. Мотив продиктован самочувствием, душевным состоянием. Находясь в хорошем настроении, у человека нет нужды выражать свое напряжение и грусть через слезы, зато у того, кто пребывает в плохом расположении духа, такая личная необходимость есть.
- Социальный. Заставляет индивида делать что-то, что поможет ему занять определенное положение в обществе. Люди учат языки, получают ученые степени с целью приобретения общественного признания, подтверждения своего авторитета.
- Совпадающий. Если у двух людей совпадают мотивы, то они способны наладить успешную коммуникацию.Несовпадающий (противоречащий). Наоборот, люди с разными целями не смогут организовать совместную работу, а даже если у них это получится, результат будет далек от желаемого или будет неудовлетворителен вовсе.
- Устойчивый. Действует на постоянной основе. Когда человек мотивирован продержаться на рабочем месте, он будет стараться поддерживать хорошие отношения с работодателем вопреки всем обстоятельствам.
- Неустойчивый (переменный). Как только начальник перестает выплачивать работнику премии, а это была основная мотивация, он пишет заявление на увольнение. Однако, если сотрудник внезапно получит аванс, он предпочтет снова остаться на своем месте до следующего инцидента, т. е., в данном случае мотивация человека постоянно меняется и зависит от каких-то условий.
Фото: Kandinsky
Общение — это неотъемлемая часть современного общества, которая не только способствует поддержанию жизни индивида, но обеспечивает ему комфортные условия для саморазвития.