23.08.2024
#доклад
#конференция
42

Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Общее понятие конфликта в психологии
  2. Причины возникновения конфликтов
  3. Этапы развития и динамика конфликта
  4. Управление конфликтной ситуацией
  5. Вывод

Общее понятие конфликта в психологии

Противостояние двух людей или двух групп — это конфликт. Он может быть латентным или переходить в острую форму, возникать по поводу разницы в интересах, мнениях. Конфликтующие стороны имеют разные точки зрения на одну и ту же ситуацию и не способны договориться. На латинском «конфликт» означает «столкновение».

В качестве категории психологии конфликт определяется в качестве столкновения интересов, разногласия и противостояния по поводу достижения намеченных целей. Психологи считают, что жизнь человека представляет конфликт.

Психология конфликта такова, что столкновения являются повседневностью. Избежать их не удается. Но при разумном подходе к разрешению ситуации из столкновения извлекают значительную пользу. Конфликт приносит положительные результаты. Неразрешимые столкновения становятся причиной совершения преступлений и развязывания войн.

В психологии споров существует термин «грань». При ведении конфликта важно чувствовать грань. Она помогает избежать негативного развития конфликта. Нарушение границы приводит к нежелательным последствиям.

Конфликт — структурное явление, предполагающее наличие объекта, субъекта, определенных условий, границ, выбора стратегии и тактики поведения. В конфликте всегда присутствует завершающая стадия, позволяющая судить о том, разрешен конфликт или нет. 

Причины возникновения конфликтов

Причиной личностного конфликта, возникающего между двумя и более людьми, признаются индивидуальные особенности психики конфликтующих. Основой конфликта становится специфический психологический процесс, происходящий в мозгу человека при его взаимодействии с окружающей действительностью.

Психологи полагают, что конфликты провоцируются:

  • недостаточной степенью устойчивости психики;
  • проявлением негативных сторон характера;
  • типом темперамента;
  • неправильной оценкой действий окружающих со стороны индивида.

Спорные ситуации вызываются недостаточным или завышенным уровнем притязаний личности, зависят от степени социально-психологических компетенций.

Правилом считается вступление в противоборство людей, не обладающих необходимым уровнем эмпатии, не способных распознавать эмоции окружающих и потому неправильно трактующих их поступки. 

Объективные причины конфликтов

Объективными причинами конфликта становятся обстоятельства, связанные с социальным взаимодействием. При возникновении подобных обстоятельств возникают несогласия в трактовке установок, мнений и соблюдении интересов. Объективные причины становятся основой для создания предконфликтной ситуации. Точной их классификации не существует, но психологи выделяют некоторые основополагающие факторы, провоцирующие противостояние. К таким факторам относят:

  • материальная неустроенность, регулярная смена образа жизни, неуверенность в завтрашнем дне;
  • естественный конфликт интересов, возникающий при выполнении людьми поставленных перед ними задач;
  • недостаточное количество усилий, приложенных со стороны государства для выработки процедур, помогающих в мирном разрешении противостояний;
  • стереотипное разрешение конфликтных ситуаций;
  • нехватку духовных сил для правильного ведения спора.

Со стороны государства разумно прилагать усилия для разрешения конфликта мирным путем. Но недостаток материальных и духовных ресурсов, а также умений применения правовых норм часто становится причиной неразрешимых ситуаций.

Организационно-управленческие причины конфликтов

К организационно-управленческим причинам конфликтов относят деятельность отдельных групп, коллективов и организаций, их создание и работу.  В обществе существует множество групп, интересы которых сталкиваются. Конфликтов не избежать. Часто они становятся регулярными.

Социально-психологические причины конфликтов

Причинами социально-психологического характера являются существование индивидов и групп в непосредственной близости друг от друга. Выполняя определенные действия, люди сталкиваются с оценкой их со стороны окружающих. Если оценка не совпадает с мнением человека, возникает конфликтная ситуация.

К противоречиям приводит искажение информации, получаемой из различных источников. Чем больше поток информации, тем сильнее искажение. Противостояние возникает по вине разбалансированности ролей людей в обществе, не умения строить добросердечные отношения, желания выделиться среди остальных.

Этапы развития и динамика конфликта

Работа с конфликтом, исследование невозможно без знания его стадии и динамики развития. Психологи выделяют в этом процессе три этапа. На первом, названном латентным, конфликта удается избежать, если предпринять ряд мер. На втором этапе происходит всплеск противоречий, этот этап собственно и является конфликтом. На третьем этапе происходит разрешение спорной ситуации.

Предконфликтный (латентный) период

Характеризуется постепенным нарастанием противоречий. Конфликтная ситуация не возникает мгновенно. Для начала конфликта нужен стимул. От появления стимула и до конфликта может пройти много времени. Это время необходимо потенциальным противникам для накопления ресурсов и оценивания противоборствующей стороны. Оценивание проводится с целью предсказания возможных последствий конфликта. Если противник кажется слабее, вторая сторона идет на конфронтацию. Но с более сильным соперником предсказать итог противостояния не получится. Если оценка показывает, что от развития конфликта будет больше потерь, чем приобретений, противоречие исчезнет на латентной стадии. 

Естественное прекращение развития конфликтной ситуации возможно исключительно при условии наличия у обеих сторон стремления к этому, достаточного материального и духовного ресурса. Если одна сторона желает прекратить спор, а вторая продолжить его, конфликт перейдет в следующую стадию. Аналогичное происходит в ситуации, когда после прекращения активных взаимодействий одна из сторон задается целью поиска причины возникновения предконфликтной ситуации. В этом случае латентная стадия завершается и начинается следующий этап противоречий.

Открытый период

Собственно конфликт. Он проявляется в наличии инцидента — действия или бездействия, спровоцировавшего изменения в поведении противоборствующих сторон. На этом этапе происходят все характерные для конфликта события — словесная перепалка, запрет, введение условий, применение физической силы, борьба, столкновение взглядов и т.д.

Для этого периода характерно также наличие пострадавшей стороны. Если соперникам не удается разрешить противоречия мирным путем, применяются физическая сила или меры принуждения. Латентная форма конфликтной ситуации ясна и понятна, заметна исключительно участникам спора. Открытый период становится достоянием общественности и часто требует вмешательства извне. 

Послеконфликтный (латентный) период

Конфликт устраняется после разрешения противоречий или победы одной из сторон. Для устранения противоречий участники должны договориться. Если это невозможно, то спор разрешается в ходе борьбы. 

Для латентного периода на этой стадии характерно исчезновение инцидента, спровоцировавшего спор. Например, если противоречия возникают в семье между родителями и детьми по поводу оценок, то после улучшения успеваемости ребенка, они пропадают. Но не исключается то, что при последующем ухудшении оценок, конфликт вспыхнет с новой силой. 

Послеконфликтный период не является этапом, прохождение которого позволяет говорить о полном завершении споров. Переход противоречий в эту стадию является всего лишь показателем, позволяющим судить о завершении активного открытого противостояния.

Управление конфликтной ситуацией

Чтобы избежать конфликта и его развития, психологи рекомендуют научиться управлению конфликтной ситуацией. Под управлением понимают применение различных методов и методик, уменьшающих риски возникновения спорных ситуаций. В зависимости от характера противоречий советуют искать способы ухода от конфликта, бездействовать, не отвечая на грубость грубостью. Рекомендуется уступать и приспосабливаться, искать компромисс и призывать к сотрудничеству. Если ничего из перечисленного невозможно переходят к скрытым действиям или пытаются быстро разрешить противоречия.

Межличностные стили разрешения конфликта

Психологи выделяют пять межличностных стилей разрешения спорной ситуации:

  1. Уклонение. Отказ от участия в споре является наиболее разумным вариантом, позволяющим избежать неприятного развития событий в дальнейшем.
  2. Сглаживание. Если не получилось уклониться, конфликт пытаются сгладить, уменьшив его значимость.
  3. Принуждение. Невозможность сгладить или уклониться от спора приводит к принуждению со стороны третьего лица или одного из участников конфликта к разрешению ситуации.
  4. Компромисс. Сторонам предлагается выбор.
  5. Решение проблемы. Ни одна из сторон не идет на компромиссы и не уступает — ищут пути решения проблемы. 

Вывод

Конфликтом признается противостояние двух и более людей или групп. Причиной конфликта выступают различные точки зрения, материальные и духовные блага, несовместимость интересов. Противостояния проходят несколько стадий, от зарождения до завершения. На любой из стадий спора можно избежать. Для этого необходимо изучить межличностные стили урегулирования конфликтов и научиться применению их на практике.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!