Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение Под конфликтом понимают столкновение, противоречие между двумя и более сторонами (бывает и рассогласование внутри личности). Наиболее заметен при острой фазе, когда участники совершают действия негативного характера. Различают такие противодействия: межличностное, межгрупповое, между группой и индивидом, внутриличностное
Среди признаков, указывающих на наличие конфликта, стоит выделить:
В психологии существует несколько теорий, которые позволяют понять природу конфликта, уяснить и то, что его появление неизбежно.
Существует большое количество классификаций. По количеству участников – наиболее распространенная типология.
Противоречие в интересах, целях и установках возникает внутри индивида. Например, он не хочет работать в конкретной компании или на определенной должности, в коллективе, но вынужден терпеть из-за финансовой нужды, соответствия статусу, ожиданий родственников, общества. Человек всю жизнь мечтал быть художником, а трудится в офисе. Это произошло из-за невозможности заработка любимым делом, либо семья считает, что в офисной иерархии можно достичь больше карьерных перспектив и заработка. В результате личность испытывает противоречие между желаемым и навязываемым. Это вызывает чувство дискомфорта, неудовлетворенность собой, пониженную самооценку, снижение продуктивности и не только.
Между двумя и более людьми столкновения нередки. Это происходит ввиду разных целей, задач, интересов, мировоззрения. Проявляется как открытое или скрытое противостояние, желание обрести большую выгоду и больше ресурсов, чем у оппонента, добиться повышения, денежного поощрения. А иногда – доказать свою правоту и не признавать существование иных точек зрения.
К примеру, два друга узнают о разной политической позиции. При всех ранее прожитых совместных положительных моментах, совпадениях по интересам, целям, ценностям нежелание выслушать, признать право на убеждения близкого человека (с обеих сторон) между сторонами возникнет конфликт, способный привести к разрыву.
Если рассматривать конфликт в организации между двумя и более персонами, то это, например, возникает при борьбе подчиненных за премию, если выставлены одинаковые условия ее получения. Порой для увеличения продуктивности начальник поручает одну задачу двум сотрудникам, но не обязывает действовать сплоченно – появится конкурентная борьба.Это непременно приведет к конфликту (или подопечных, или они объединятся против руководства).
Внутри коллектива появляются противоречия, когда в одной организации существуют принципиально не сообщающиеся, соперничающие отделы, мини-группы – стихийные или управляемые коалиции. Это может быть продуктивным для компании в целом, либо разрушительным моментом. Подобные внутренние разделения возникают из-за смены руководства, появления новых сотрудников/цехов. Большинство давит на меньшинство. Либо образуется неформальный лидер, у которого не всегда есть ресурсы для осуществления давления, но имеется сложившийся устойчивый авторитет (опыт, уважение по старшинству, иные преимущества перед остальными).
Подобный вид конфликта может быть и в семье. Дети против родителей или формирования «мать-дочь» против «отец-сын» и подобного рода разделения в проживающей на одной территории семье из четырех и более человек. Как разновидность внутригруппового рассматривается и конфликт индивида-группы – тут достаточно и трех человек.
Индивид и группа нередко конфликтуют в школе, когда один желает присоединиться к неформальному сообществу (исходя из интересов), но не подходит, отвергается ими из-за несовпадений по внешнему виду, репутации и другим менее очевидным причинам.
Социальные группы не желают мирно соседствовать, взаимодействовать между собой. Решение не поддерживать хорошие взаимоотношения разделяют все или большинство членов коллектива. Оно исходит из того, что у другой группы отличаются установки, цели, взгляды.
Иногда конфликты возникают внутри организации между администрацией и сотрудниками; между маленькими подгруппами вне зависимости от статуса участников. Компании из смежных отраслей также неизбежно в конфликтующей позиции.
Если рассматривать общество в целом, то случаются межгрупповые конфликты на фоне этноса, религии, территории (соседствующие государства).
Среди иных разновидностей можно выделить виды конфликта в зависимости от специфики воздействия: конструктивные и деструктивные. Первые несут положительную функцию и направлены на устранение разногласий. Вторые – усугубляют и без того плохие взаимоотношения.
Кроме того, можно рассматривать конфликты по сфере деятельности: экономические, социальные, организационные, политические.
По выраженности противостояния выделяют скрытые и открытые виды конфликта. Первый – напряжение между противоборствующими сторонами проявляется неявно. А второй – недовольство проявляется прямо через конкретные слова, действия.
Всякий конфликт возникает по нарастанию противоречий. Появляется инцидент – повод для происшествия, определенное событие, – который плавно переходит в конфликтную ситуацию. Она формируется по совокупности разногласий, претензий, раздраженности, либо просто как непосредственная реакция на источник недовольства, пересечение общих интересов.
Среди причин можно выделить:
Среди причин бывают стереотипы и заблуждения относительно ценностей, взглядов какого-то человека, группы. А субъектам не хочется прояснять, придерживается ли оппонент конкретного мировоззрения, он сразу вступает в агрессивное противостояние, основываясь на ложных представлениях.
В организации выделяют еще причины:
Все противоречивые ситуации в результате подходят к логическому завершению.
Выделяют пять вероятных разрешений конфликта:
Умение вести диалог, общение в продуктивном русле играет решающую роль в успешном достижении результата и примирения конфликтующих сторон.
Участникам необходимо обладать навыками:
Использование данных приемов поможет прийти к сотрудничеству и компромиссу.
Способ договориться и провести переговоры предполагает задействование определенных тактических приемов. Они направлены на улаживание противоречий для обеих сторон, улучшение их взаимоотношений, либо просто исключение такого взаимодействия.
Чтобы переговоры прошли успешно, необходимо:
Таким образом, мы видим, что конфликт – не всегда плохо. Но для того, чтобы извлечь пользу, важно вовремя продумать способ разрешения. А при необходимости и невозможности урегулировать конфликтное противостояние своими силами привлечь третью сторону.