01.07.2024
#Психология
42

Конфликты и их виды: признаки, причины, способы разрешения

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение конфликта в психологии
  2. Признаки конфликта
  3. Психологические теории конфликта
  4. Классификация конфликтов
  5. Причины возникновения конфликтов
  6. Разрешение конфликтов
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение конфликта в психологии

 

Определение Под конфликтом понимают столкновение, противоречие между двумя и более сторонами (бывает и рассогласование внутри личности). Наиболее заметен при острой фазе, когда участники совершают действия негативного характера. Различают такие противодействия: межличностное, межгрупповое, между группой и индивидом, внутриличностное

Признаки конфликта

Среди признаков, указывающих на наличие конфликта, стоит выделить:

  • Биполярность. Присутствие оппозиционных сторон, противоречий. 
  • Активность. Наличие импульса, когда субъекты осознают, что ситуация между ними напряжена. Непосредственно действия конфликтующих сторон. 
  • Субъекты. Без определенных участников ссоры, противостояния не произойдет. При этом у них должны быть цели вступления в конфликт, отстаивание интересов.

Психологические теории конфликта

В психологии существует несколько теорий, которые позволяют понять природу конфликта, уяснить и то, что его появление неизбежно.

  • Теория функционального конфликта. Г. Зиммель и его последователи пишут о неизбежности возникновения противоречий между людьми, группами, причем это и толкает общество к развитию. Благодаря появлению конфликтных ситуаций, человек интегрируется в социум, а социальные группы сохраняют существование.
  • Биологическая. Ч. Дарвин, Г. Спенсер искали объяснение конфликтам заложенной в человека природой агрессией. Это результат естественного отбора: побеждает тот, кто сильнее, успешнее борется с более слабым сородичем за основные ресурсы в выживании.
  • Теория Дарендорфа. Исследователи, придерживающиеся этой концепции, признают главной причиной конфликтных моментов власть. Распределение ресурсов и конкуренция рождают столкновения.
  • Классовая. К. Маркс и сподвижники немецкого философа продвигают идею социального расслоения. По их мнению, общество пребывает в постоянном рассогласовании. Покуда существует экономическое неравенство, одни достигают богатства, а другие в это время утопают в нищете, борьба классов не прекратится.

Классификация конфликтов

Существует большое количество классификаций. По количеству участников – наиболее распространенная типология.

Внутриличностные конфликты

Противоречие в интересах, целях и установках возникает внутри индивида. Например, он не хочет работать в конкретной компании или на определенной должности, в коллективе, но вынужден терпеть из-за финансовой нужды, соответствия статусу, ожиданий родственников, общества. Человек всю жизнь мечтал быть художником, а трудится в офисе. Это произошло из-за невозможности заработка любимым делом, либо семья считает, что в офисной иерархии можно достичь больше карьерных перспектив и заработка. В результате личность испытывает противоречие между желаемым и навязываемым. Это вызывает чувство дискомфорта, неудовлетворенность собой, пониженную самооценку, снижение продуктивности и не только.

Межличностные конфликты

Между двумя и более людьми столкновения нередки. Это происходит ввиду разных целей, задач, интересов, мировоззрения. Проявляется как открытое или скрытое противостояние, желание обрести большую выгоду и больше ресурсов, чем у оппонента, добиться повышения, денежного поощрения. А иногда – доказать свою правоту и не признавать существование иных точек зрения.

К примеру, два друга узнают о разной политической позиции. При всех ранее прожитых совместных положительных моментах, совпадениях по интересам, целям, ценностям нежелание выслушать, признать право на убеждения близкого человека (с обеих сторон) между сторонами возникнет конфликт, способный привести к разрыву.

Если рассматривать конфликт в организации между двумя и более персонами, то это, например, возникает при борьбе подчиненных за премию, если выставлены одинаковые условия ее получения. Порой для увеличения продуктивности начальник поручает одну задачу двум сотрудникам, но не обязывает действовать сплоченно – появится конкурентная борьба.Это непременно приведет к конфликту (или подопечных, или они объединятся против руководства).

Внутригрупповые конфликты

Внутри коллектива появляются противоречия, когда в одной организации существуют принципиально не сообщающиеся, соперничающие отделы, мини-группы – стихийные или управляемые коалиции. Это может быть продуктивным для компании в целом, либо разрушительным моментом. Подобные внутренние разделения возникают из-за смены руководства, появления новых сотрудников/цехов. Большинство давит на меньшинство. Либо образуется неформальный лидер, у которого не всегда есть ресурсы для осуществления давления, но имеется сложившийся устойчивый авторитет (опыт, уважение по старшинству, иные преимущества перед остальными).

Подобный вид конфликта может быть и в семье. Дети против родителей или формирования «мать-дочь» против «отец-сын» и подобного рода разделения в проживающей на одной территории семье из четырех и более человек. Как разновидность внутригруппового рассматривается и конфликт индивида-группы – тут достаточно и трех человек. 

Индивид и группа нередко конфликтуют в школе, когда один желает присоединиться к неформальному сообществу (исходя из интересов), но не подходит, отвергается ими из-за несовпадений по внешнему виду, репутации и другим менее очевидным причинам.

Межгрупповые конфликты

Социальные группы не желают мирно соседствовать, взаимодействовать между собой. Решение не поддерживать хорошие взаимоотношения разделяют все или большинство членов коллектива. Оно исходит из того, что у другой группы отличаются установки, цели, взгляды. 

Иногда конфликты возникают внутри организации между администрацией и сотрудниками; между маленькими подгруппами вне зависимости от статуса участников. Компании из смежных отраслей также неизбежно в конфликтующей позиции. 

Если рассматривать общество в целом, то случаются межгрупповые конфликты на фоне этноса, религии, территории (соседствующие государства).

Другие классификации

Среди иных разновидностей можно выделить виды конфликта в зависимости от специфики воздействия: конструктивные и деструктивные. Первые несут положительную функцию и направлены на устранение разногласий. Вторые – усугубляют и без того плохие взаимоотношения.

Кроме того, можно рассматривать конфликты по сфере деятельности: экономические, социальные, организационные, политические. 

По выраженности противостояния выделяют скрытые и открытые виды конфликта. Первый – напряжение между противоборствующими сторонами проявляется неявно. А второй – недовольство проявляется прямо через конкретные слова, действия.

Причины возникновения конфликтов

Всякий конфликт возникает по нарастанию противоречий. Появляется инцидент – повод для происшествия, определенное событие, – который плавно переходит в конфликтную ситуацию. Она формируется по совокупности разногласий, претензий, раздраженности, либо просто как непосредственная реакция на источник недовольства, пересечение общих интересов.

Среди причин можно выделить:

  • Разное понимание социальных ролей. Человеку нередко кажется, что начальство, окружающие, близкие слишком многого от него хотят, навязывают излишние ожидания и требования. Мать считает, что ее ребенок должен учиться на одни пятерки. Муж заставляет жену худеть, сидеть на правильном питании. Знакомые говорят молодой женщине о необходимости срочно заводить детей, одеваться определенным образом.
  • Конкуренция. В борьбе за власть, отстаивание взглядов, за ресурсы, различные привилегии, денежное поощрение между людьми часто происходят столкновения. Кроме того, можно бороться и за одного понравившегося партнера.
  • Дискриминация. Это повод для межгрупповых конфликтов. Разная национальность, отличающиеся вероисповедание, социальные слои – весомые причины всерьез конфликтовать. Нередко ущемление другого в правах касается инвалидов.

Среди причин бывают стереотипы и заблуждения относительно ценностей, взглядов какого-то человека, группы. А субъектам не хочется прояснять, придерживается ли оппонент конкретного мировоззрения, он сразу вступает в агрессивное противостояние, основываясь на ложных представлениях.

В организации выделяют еще причины: 

  1. Неравные возможности для выполнения одной задачи разными людьми. Часто деловые задания требуют сплоченности, но не все в коллективе ладят. У них отличаются темп работы, методы, видение. Один эффективнее другого, завидует ему, в результате продуктивного сотрудничества не выйдет. Перекладывание ответственности – тоже знакомая ситуация, когда в результате никто не выполняет поручений, обвиняя друг друга.
  2. Различающиеся цели. У директора задача – получить прибыль. У сотрудников – не идти на переработки, а успевать выполнять и иные личные, семейные обязанности. Их мотивация увеличится, если им оплачивать сверхурочные часы. Но если работодатель экономит и выставляет жесткие требования – конфликт неизбежен.
  3. Распределение ресурсов. Некоторым сотрудникам платят премию, а другим – нет. Либо работник чувствует, что выполняет работу сверх нормы, а это никак не поощряется, в то время как руководящее звено трудится меньше и зарабатывает больше.

Разрешение конфликтов

Все противоречивые ситуации в результате подходят к логическому завершению. 

Выделяют пять вероятных разрешений конфликта:

  1. Устранение. Какую-то из сторон вынуждают (кто-то сверху, либо обстоятельства) прекратить разногласия, ведение борьбы. Это может быть арест, тяжелая болезнь, увольнение, развод и т.п.
  2. Затухание. Противоречия сходят на нет сами по себе из-за потухания энергии у обоих участников. Заканчиваются ресурсы вести активную дальнейшую борьбу. Однако оппоненты по-прежнему в напряженных отношениях. Острая фаза способна возобновиться, когда стороны подкопят сил.
  3. Переход в другой конфликт. Конфликтное поведение становится более ожесточенным и агрессивным, противоречия не исчерпаны.
  4. Разрешение. Стороны договариваются обоюдно, идут на уступки или компромисс.
  5. Урегулирование. Привлекается третья сторона, которая помогает разрешить имеющееся противостояние. Она выступает как арбитр, авторитетное лицо, и ей необходимо вынести справедливое решение для обоих оппонентов.Итог и мирный исход зависит от навыков коммуникации и методов переговоров.

Навыки коммуникации

Умение вести диалог, общение в продуктивном русле играет решающую роль в успешном достижении результата и примирения конфликтующих сторон. 

Участникам необходимо обладать навыками:

  • активного слушания;
  • уважения и эмпатии;
  • анализа и контроля собственных негативных эмоций;
  • выражения своих чувств, мыслей и потребностей без агрессивных проявлений.

Использование данных приемов поможет прийти к сотрудничеству и компромиссу.

Методы переговоров

Способ договориться и провести переговоры предполагает задействование определенных тактических приемов. Они направлены на улаживание противоречий для обеих сторон, улучшение их взаимоотношений, либо просто исключение такого взаимодействия.

Чтобы переговоры прошли успешно, необходимо: 

  • Отсутствие существенных разногласий в ресурсах, социальном статусе между сторонами. 
  • Снизить обостренность конфликта.
  • Привести обе стороны для участия в переговорах.

Таким образом, мы видим, что конфликт – не всегда плохо. Но для того, чтобы извлечь пользу, важно вовремя продумать способ разрешения. А при необходимости и невозможности урегулировать конфликтное противостояние своими силами привлечь третью сторону.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту