03.09.2024
#доклад
#конференция
42

Особенности мышления

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Что такое мышление
  2. Типы мышления
  3. Мышление базируется на жизненном опыте
  4. Методы мышления

Что такое мышление

Мышление — сложнейшее и фундаментальное понятие в психологии. Основой для понимания является деятельный подход.

🤔 Определение

Мышление — это высшая психическая функция. Процесс познавательной деятельности индивида, заключающийся в обобщенном, опосредованном отражение окружающей действительности. А также в существенных связях и отношениях.

Фундаментом мышления является набор когнитивных умений, навыков и установок. С помощью мышления происходит понимание объективной реальности, и человек приобретает новое знание о мире.

Особенности мышления

Человеческое мышление имеет ряд особенностей:

  1. Обобщение действительности. В ходе мыслительного процесса человек опирается на уже имеющиеся общие знания, связи, закономерности о реальном мире и применяет эти обобщения к единичным предметам.
  2. Опосредованное познание. Индивид устанавливает взаимосвязи и отношения между вещами, опираясь на анализ прошлого опыта.
  3. Решение конкретной задачи. Процесс мышления проявляться, когда необходимо найти ответ на сложный вопрос или выход из проблемной ситуации. При этом решение находится не сразу, а с помощью специальных умственных операций. В ходе которых информация преобразуется и видоизменяется.
  4. Связь мышления и речи. Человеческая мысль приобретает законченный вид тогда, когда замысел выражен в словесной форме. То есть человек думаем словами. Поэтому речь — не только средство общения, но и орудие мышления.

Мышление каждого индивида отличается своими индивидуальными особенностями. Они формируются на протяжении жизни и обусловлены обучением и воспитанием. 

К таким особенностям относят: последовательность, самостоятельность, широта, быстрота, критичность, глубина, гибкость, экономичность, целенаправленность, замедленность и другие.

  • Широта ума характеризуется многообразием знаний, умением мыслить масштабно. Способностью видеть связь между явлениями, ситуацию в целом. 
  • Глубина ума — умение анализировать мелочи и предвидеть последствия принятых решений. Возможность проникать в суть задач, вопросов.
  • Последовательность — способность устанавливать логические связи в решении многообразных задач.
  • Гибкость — способность менять акценты и нестандартно мыслить в процессе решения задач.
  • Самостоятельность — умение формулировать новые задачи и самостоятельно находить ответ.
  • Критичность — способность реально оценивать свои и чужие высказывания. Умение подтвердить полученную информацию. Отказ от собственных утверждений, которые не соответствуют реальности.
  • Быстрота — время, необходимое для анализа и оперативного поиска для решения вопроса.
  • Целенаправленность — умение не отвлекаться на несущественные факторы в процессе решения. 
  • Экономичность — способность сделать выводы с минимальным количеством умственных операций.
  • Замедленность мышления характеризуется низкой скоростью умственных операций. В результате принятие решения и обработка информации замедляется.

Типы мышления

В психологии выделяют различные типы мышления. Но существуют три основных вида, которые последовательно формируются у каждого человека в ходе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление — первичная форма мышления. Реальная манипуляция с предметом происходит в наглядно воспринимаемой ситуации. Умственные операции минимальны или полностью отсутствуют. 

Появляется у детей раннего возраста, с шести-восьми месяцев жизни. Например, ребенок хочет достать удаленный предмет, сравнивает, складывает кубики по цвету. Таким образом он думает при помощи действия. Движение рук обгоняет само мышление. По этой причине его еще называют ручным. 

В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, например перестановка мебели. 

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление — мышление, когда решение задачи происходит с помощью внутренних психологических действий и преобразований образов предметов. Вместо оперирование вещами, человек начинает мысленно действовать с их образами. Человек может образно представить ситуацию, оценить результат.

Наглядно–образное мышление имеет ряд качеств:

  • Происходит анализ, сравнение, обобщение представлений о предмете.
  • Воссоздание всех многообразных свойств предметов.
  • Почти неразделимо с воображением.

Формируется в возрасте от четырех до семи лет. Действие становится второстепенным. Детям уже не нужно прикасаться к предмету рукой. Им необходимо наглядно представлять эту вещь и четко воспринимать ее.  Ребенок начинает громко разговаривать. Описывает ситуацию вслух, чтобы получить помощь взрослого. Сначала речь носит внешний характер, после постепенно превращается во внутреннюю. Становится основой внутренней интеллектуальной деятельности. 

Наглядно-образное мышление является базой для формирования словесно-логического вида мышления.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление — высшая ступень развития мышления. Для него свойственно использование понятий о действительности. Процесс мышления происходит во внутреннем, умственном плане. Происходит отражение сложных закономерностей и отношений. Делаются выводы и решаются сложные абстрактные задачи. И уже не нужна опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.

Словесно-логическое мышление последовательно. Вначале рассматривается одно высказывание или мнение, затем к нему в речевой форме добавляется другое и на их основе делается истинный вывод, логическое умозаключение.

Важно заметить, что все типы мышления взаимосвязаны друг с другом. Это делает каждого человека уникальным в подходе решения задач и восприятию окружающей действительности в целом.

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление индивида напрямую связано с его жизненным опытом. Оно определяет поведение и социальные связи. Помогает адаптироваться в разных ситуациях. В ходе развитие мышления приобретаются новые знания, умения. Появляются новые способы рассуждения, которые позволяют успешно взаимодействовать и функционировать с окружающим миром. Почти все принимаемые решения базируются на том, что человек узнал в школе, дома, прочитал или услышал. Ведь природа мышления является причинно-следственной. На протяжении всей жизни создаются ментальные варианты ситуаций, которые помогают проанализировать их еще до того, как необходимо сделать выбор.

Мышление напрямую связано с памятью, благодаря чему индивид помнит о множестве вещей, явлений и событиях. Анализирует, абстрагирует и создает новые знания в ходе изучения объективной действительности. Оно позволяет глубже понять окружающую действительность и использовать полученную информацию для решения разнообразных задач.

Методы мышления

Методы мышления — специальные приемы, которые позволяют сделать определенные выводы.

К методам мышления относятся:

  • Индукция — от частного к общему. Метод, позволяющий опираться на конкретные факты или нюансы, чтобы сделать общие выводы и обобщения.
  • Дедукция — от общего к частному. Позволяет человеку применять знания законов и закономерностей, чтобы сформулировать вывод и использовать его к конкретной ситуации. 
  • Анализ — мысленное выделение в изучаемом предмете сторон, свойств, признаков, связей, отношений.
  • Синтез — мыслительная операция, которая позволяет собрать отдельные элементы в общую картину, объединение частей в одно целое.  Анализ и синтез неразрывны и осуществляются одновременно.
  • Сравнение — сопоставление разных предметов, явлений, их свойств, отношений друг с другом. В результате данной операции делаются вывода об обобщении или различии.
  • Абстрагирование — мысленное выделение основных признаков предмета, при этом не отвлекаясь на несущественные детали предметов, явлений.
  • Обобщение — мысленное объединение отдельных частей по общему признаку, с целью более глубокого понимания общего.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!