18.07.2024
#Психология
42

Особенности учебной деятельности

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение учебной деятельности и ее цели
  2. Теоретические основы учебной деятельности
  3. Методы и формы учебной деятельности 
  4. Организация учебной деятельности
  5. Оценка учебной деятельности 
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение учебной деятельности и ее цели

Существует множество определений данного понятия. Например:

  • Д. Б. Эльконин: «Учебная деятельность — это деятельность, в содержании которой находится овладение научными понятиями разными способами». 
  • Т. В. Габай: «Учебная деятельность — это деятельность, направленная на приобретение опыта младшими из участников учебного процесса». 
  • И. А. Зимняя: «Учебная деятельность представляет собой обучение, которое происходит в процессе решений учебных задач».

Теоретические основы учебной деятельности

Само обучение должно быть плановым, то есть необходима программа, в соответствии с которой будет происходить обучение. А вот форма занятий может быть лекционной или практической. 

Лекционные занятия делятся на три части. 

  1. Происходит ознакомление со структурой и смыслом темы занятия.
  2. Преподаватель рассказывает студентам теоретическую часть материала. Студенты также должны быть включены в процесс и давать обратную связь. Преподавателем по ходу занятия задаются наводящие вопросы, чтобы включить всех в аудитории. Иногда он использует вспомогательные материалы: презентации, таблицы, схемы и т.д. 
  3. В конце лекции проводится заключительная часть, подведение итогов. Учитель должен понять, насколько аудитория усвоила материал.

Без практической части нет и теоретической. Детям надо знать, для чего нужны данные знания. У них уже не будет желания продолжать обучение, если наглядно не показывать, зачем им это.

Практическое занятие также состоит из трех частей:

  • 1 — подготовка необходимых материалов и постановка цели.
  • 2 — активное участие студентов в обсуждении учебного материала, решение задач, проверка домашнего задания и т.д. 
  • 3 — заключительный этап, на котором учащиеся могут задать вопросы и уточнить непонятные моменты. 

Методы и формы учебной деятельности 

Основная часть учебной деятельности — формирование теоретического сознания и мышления. Учитель должен развивать мыслительную деятельность учащихся такими упражнениями, как устный счет, пересказ.Для старших учеников на уроках должен присутствовать анализ, повторение похожих задач, но с разными условиями. Главная задача учителя — мотивация учащихся на практическое применение полученных знаний. 

Учитель должен иметь знания психологии. Это поможет ему лучше понимать причины, какого-либо поведения, лучше понимать тип людей, помогать им с проблемами и уметь находить подход к каждому. Преподавателю, для большей эффективности урока, надо включать в занятие всех учеников, например:

  • Вызывать небольшую группу учеников к доске, чтобы каждый ученик, который остался за партой, спрашивал их по пройденной теме. 
  • Давать групповые интерактивные задания, чтобы ученики учились взаимодействию в команде.

В современном мире очень важно развивать критическое мышление и как нельзя лучше оно может развиться в процессе обучения. Этот навык помогает анализировать информацию, находить решение в затруднительных ситуациях и находить подход к разным людям. В обучении этому способствует:

  • Анализ текста — после прочтения ученик может определить главную мысль, пересказать кратко содержание, опустить ненужные моменты.
  • Дебаты — учащиеся могут доказывать свою точку зрения, предлагая логические аргументы.
  • Работа в команде.

Еще один важный элемент нынешнего образования — современные технологии.  Они сильно помогают студентам с поиском и доступностью информации. Примеры из них: 

  • Использование цифровых ресурсов, доступ к которым открыт в любое время из любого места.
  • Интерактивные технологии, например, образовательные приложения и программы, которые делают обучение намного увлекательнее. 

Важность контроля в учебной деятельности — важная часть образовательного процесса, которая помогает достигать учащимся высоких результатов. 

Основные аспекты контроля: 

  • обратная связь; 
  • мотивация;
  • выявление проблем;
  • планирование и ответственность. 

Сначала детей контролирует учитель, потом ученики контролируют сами себя. Без самоконтроля невозможен процесс обучения, поэтому это также важная задача учителя приучить ученика к этому.

Помимо самоконтроля ребенку необходимо развить адекватную самооценку, уверенность в себе, целеустремленность и ответственность. Эти качества способствуют не только успехам в обучении, но и подготавливают ребенка к жизни. Благодаря им он научится адекватно оценивать свою работу и работу окружающих, будет понимать, что необходимо исправить, что доработать, а что сделано хорошо.

Добавим, что в процесс обучения важно включать задания, направленные на свободу самовыражения. Например, написание эссе на произвольную тему, творческое задание и т.д. Каждый ученик сможет сформулировать свои ценности и выразить их. Умение четко и ясно излагать мысли ценится в любой сфере и поэтому не надо пренебрегать этим инструментом работы.

Помимо этого, в учащихся важно развивать профессиональные навыки. Это помогает им применять теорию на практике.Главное не стоит забывать, что чрезмерная нагрузка приводит к усталости и стрессу, а это негативно отражается на успеваемости. Надо объяснять учащимся о важности правильного распределения времени между отдыхом и учебой. 

Организация учебной деятельности

Учителю необходимо: 

  • планировать процесс: составлять расписания занятий и написание планов уроков;
  • получать обратную связь от учащихся;
  • создавать благоприятную обучающую среду, которая будет способствовать усвоению материала.

Оценка учебной деятельности 

Учителя и преподаватели оценивают работу учеников и студентов. Приведем пример основных аспектов учебной деятельности: 

  1. Формативное оценивание — процесс, который включает обратную связь и направлен на прогресс каждого учащегося. 
  2. Суммарное — оценка в конце учебного года.
  3. Нормативное — сравнение результатов студента с другими учащимися.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту