Рады, что вам понравилась статья 😊
Мышление — сложнейшее и фундаментальное понятие в психологии. Основой для понимания является деятельный подход.
🤔 ОпределениеМышление — это высшая психическая функция. Процесс познавательной деятельности индивида, заключающийся в обобщенном, опосредованном отражение окружающей действительности. А также в существенных связях и отношениях.
Фундаментом мышления является набор когнитивных умений, навыков и установок. С помощью мышления происходит понимание объективной реальности, и человек приобретает новое знание о мире.
Человеческое мышление имеет ряд особенностей:
Мышление каждого индивида отличается своими индивидуальными особенностями. Они формируются на протяжении жизни и обусловлены обучением и воспитанием.
К таким особенностям относят: последовательность, самостоятельность, широта, быстрота, критичность, глубина, гибкость, экономичность, целенаправленность, замедленность и другие.
В психологии выделяют различные типы мышления. Но существуют три основных вида, которые последовательно формируются у каждого человека в ходе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление — первичная форма мышления. Реальная манипуляция с предметом происходит в наглядно воспринимаемой ситуации. Умственные операции минимальны или полностью отсутствуют.
Появляется у детей раннего возраста, с шести-восьми месяцев жизни. Например, ребенок хочет достать удаленный предмет, сравнивает, складывает кубики по цвету. Таким образом он думает при помощи действия. Движение рук обгоняет само мышление. По этой причине его еще называют ручным.
В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, например перестановка мебели.
Наглядно-образное мышление — мышление, когда решение задачи происходит с помощью внутренних психологических действий и преобразований образов предметов. Вместо оперирование вещами, человек начинает мысленно действовать с их образами. Человек может образно представить ситуацию, оценить результат.
Наглядно–образное мышление имеет ряд качеств:
Формируется в возрасте от четырех до семи лет. Действие становится второстепенным. Детям уже не нужно прикасаться к предмету рукой. Им необходимо наглядно представлять эту вещь и четко воспринимать ее. Ребенок начинает громко разговаривать. Описывает ситуацию вслух, чтобы получить помощь взрослого. Сначала речь носит внешний характер, после постепенно превращается во внутреннюю. Становится основой внутренней интеллектуальной деятельности.
Наглядно-образное мышление является базой для формирования словесно-логического вида мышления.
Словесно-логическое мышление — высшая ступень развития мышления. Для него свойственно использование понятий о действительности. Процесс мышления происходит во внутреннем, умственном плане. Происходит отражение сложных закономерностей и отношений. Делаются выводы и решаются сложные абстрактные задачи. И уже не нужна опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.
Словесно-логическое мышление последовательно. Вначале рассматривается одно высказывание или мнение, затем к нему в речевой форме добавляется другое и на их основе делается истинный вывод, логическое умозаключение.
Важно заметить, что все типы мышления взаимосвязаны друг с другом. Это делает каждого человека уникальным в подходе решения задач и восприятию окружающей действительности в целом.
Мышление индивида напрямую связано с его жизненным опытом. Оно определяет поведение и социальные связи. Помогает адаптироваться в разных ситуациях. В ходе развитие мышления приобретаются новые знания, умения. Появляются новые способы рассуждения, которые позволяют успешно взаимодействовать и функционировать с окружающим миром. Почти все принимаемые решения базируются на том, что человек узнал в школе, дома, прочитал или услышал. Ведь природа мышления является причинно-следственной. На протяжении всей жизни создаются ментальные варианты ситуаций, которые помогают проанализировать их еще до того, как необходимо сделать выбор.
Мышление напрямую связано с памятью, благодаря чему индивид помнит о множестве вещей, явлений и событиях. Анализирует, абстрагирует и создает новые знания в ходе изучения объективной действительности. Оно позволяет глубже понять окружающую действительность и использовать полученную информацию для решения разнообразных задач.
Методы мышления — специальные приемы, которые позволяют сделать определенные выводы.
К методам мышления относятся: