09.07.2024
#доклад
#конференция
42

Перцептивная сторона общения в психологии: определение, особенности, функции

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение перцептивной стороны общения
  2. Виды перцептивных процессов в общении
  3. Функции социальной перцепции
  4. Физиологические и психологические основы перцепции
  5. Этапы перцепции в процессе общения
  6. Факторы, влияющие на перцепцию в общении
  7. Перцептивные барьеры в общении
  8. Методы изучения перцептивной стороны общения
  9. Практическое применение знаний о перцептивной стороне общения

Человек общается с другими людьми ежедневно. Формы общения выбирает разные. Выбор вида общения не всегда зависит от собеседников. Процессы, свойственные мозгу, запускаются автоматически. Один из них — перцепция.

Определение перцептивной стороны общения

Перцепция — особый процесс восприятия человека человеком, позволяющий при общении, разговоре понимать и принимать качества личности друг друга. При перцепции происходит отображение в мозге человека повстречавшихся ему явлений и объектов. Процесс запускается на когнитивном уровне. Перцепция возникает исключительно во время взаимодействия — общения.

Психологи утверждают, что перцепция, как процесс, запускается независимо от человека. Контролировать его личность не может. Осуществляется восприятие собеседниками друг друга посредством:

  • знакомства с его жизненными установками и принятия их;
  • определения цели, взгляда на жизнь и мотива поступков.

Каждым из собеседников проводится объективная оценка личности другого человека. Качества оцениваемой личности могут не совпадать с качествами личности познающего субъекта, но при включении процессов перцептивного общения происходит принятие их и понимание. Субъекты общения разделяют взгляды и ценности, делают вывод об общности установок и ориентиров. Перцептивное общение становится первой вехой в возникновении близких межличностных контактов. Возникают симпатия, привязанность, дружба и любовь.

Перцептивная сторона общения означает способность человека «читать» других людей. Степень точности сделанного при «чтении» заключения влияет на эффективность коммуникации. Правильное «чтение» приводит к зарождению привязанностей, совершенные ошибки ведут к недопониманию и конфликтам.

Вместе с интерактивным и коммуникативным, перцептивный процесс общения составляет основу взаимодействия людей. Он считается углубленным видом общения, возникает при продолжительном разговоре. Если взаимодействие случайное, мимолетное, говорят об интерактивной или коммуникативной стороне общения. Понимания и принятия идей собеседника, его взглядов и мыслей не происходит.

Виды перцептивных процессов в общении

Включение перцептивных процессов в общении предполагает одновременное использование трех компонентов социального взаимодействия:

  1. Это восприятие внешности людей, включая, черты лица, физические особенности, одежду, косметику и даже запах.
  2. Разговор, словесный обмен информацией.
  3. Восприятие невербальных знаков — жесты, тембр голоса, изменение в положении тела.

Познание, принятие людьми друг друга происходит при правильном считывании всех трех компонентов. Если внешность человека, его речь, невербальные знаки не нравятся, по отношению к нему у собеседника возникают негативные эмоции. Приятная внешность, совпадение вкусов в одежде и косметике, жесты, воспринимающиеся доброжелательными — вызывают положительные эмоции. Возникновение положительных эмоций ведет к углублению взаимодействия. Со спровоцировавшим их человеком захочет продолжить беседу.

Психологическое восприятие базируется на органах чувств, но люди, лишенные способности видеть или слышать, не лишены возможности понимать и принимать других людей, симпатизировать им или испытывать негативные эмоции от общения. Это объясняется наличием у них способности к осязанию и обонянию. Зрительное и слуховое восприятие мира считается наиболее информативным, позволяет увидеть и услышать собеседника, лучше ориентироваться в пространстве. Но осязание и обоняние также важны. Важным считается и вкусовое восприятие мира. Если вкусы собеседников в отношении еды и напитков совпадают — это первый шаг к успешному взаимодействию.

Функции социальной перцепции

Социальная перцепция — процесс понимания и оценивания окружающих человека объектов. К объектам оценивания психология относит других людей, общности и группы. Под влиянием перцепции в сознании формируются образы, носящие устойчивый характер. Функции социальной перцепции:

  • Познание индивидом собственного «Я» посредством использования других объектов. В процессе общения человек узнает другого человека, и получает сведения о себе. Это позволяет лучше понять скрытые в себе мотивы, желания, сомнения и потребности.
  • Познание человеком другого человека. Мечты, цели и задачи личности узнаются исключительно в процессе общения. Социальная коммуникация считается единственным вариантом получения правдивых сведений о других людях.
  • Выстраивание совместных отношений. Перцептивный вид общения позволяет построить более глубокую коммуникацию. Успешное познание одного человека другим, сопровождаемое принятием ценностей и установок, приводит к выстраиванию совместных отношений — дружбы, любви. В коллективах совместная деятельность, отношения становятся успешными и возможными исключительно при включении перцептивных механизмов. Отсутствие понимания ведет к конфликтам, имеет негативные последствия.
  • Создание условий для взаимопонимания. Главным условием успешно выстроенных социальных взаимодействий является понимание. Без взаимного понимания друг друга невозможно работать, дружить, строить семейное гнездышко.
  • Формирование эмоциональной привязанности. При перцептивном общении человек понимает другого человека, учится «читать» его цели, желания, принимает или отрицает их. При принятии возникают симпатия, радость, восхищение и другие эмоции. Неприятие, отрицание чьих-то ценностей и целей — повод для формирования отрицательных эмоций — вражды, ярости.

Благодаря перцептивной стороне общения у человека есть возможность правильно интерпретировать поведение других людей. Реальные мотивы скрыты от окружающих, при поверхностном взаимодействии их нелегко обнаружить. Перцепция решает эту задачу, позволяя в дальнейшем улучшить стиль общения с конкретными людьми, выстроить обоюдовыгодные отношения.

Физиологические и психологические основы перцепции

Физиологической основой перцепции являются зрение, которое помогает уловить мимику и жесты, слух, с помощью которого происходит распознавание тембра голоса, и которое  позволяет понять настроение собеседника, обоняние, осязание и вкус.

Психологические основы перцепции базируются на существующих видах восприятия человеком чего-либо. Существует восприятие пространства, времени, движения, непреднамеренное и преднамеренное восприятие, неорганизованное и организованное. Также в психологии учитывают и свойства восприятия: избирательность, предметность, зависимость от субъективных характеристик, осмысленность, константность, целостность, стереотипность. В совокупности физиологические и психологические характеристики становятся основной для успешной перцепции.

Этапы перцепции в процессе общения

Перцептивное взаимодействие предполагает переход от знакомства к более углубленным отношениям. Но для этого человек проходит через несколько этапов перцепции:

  1. Первый этап — идентификация. Личность изучает другую личность, сравнивая себя с ней.
  2. Второй этап — эмпатия. Идентификация прошла успешно? Возникает эмпатия. Человек воспринимает собеседника посредством испытываемых по отношению к нему эмоций и переживаний. Чужие эмоции воспринимаются как собственные.
  3. Третий этап — аттракция. На этом этапе формируется положительный эмоциональный фон.
  4. Четвертый этап — симпатия. Если три предыдущих этапа прошли успешно возникает устойчивое эмоциональное влечение, выраженное в желании оказывать собеседнику знаки внимания, проявлять доброжелательность и понимание его мыслей и поступков.
  5. Пятый этап — социальная рефлексия. Собеседники размышляют о внутреннем мире друг друга, представляют, как мыслит каждый из них.
  6. Шестой этап — каузальная атрибуция. Выдвигаются гипотезы относительно мотивов и причин поведения, намерений собеседников.

Этапы перцептивного общения не обязательно представлены в порядке от 1 до 6, иногда они меняются между собой. Рефлексия возникает после атрибуции, эмпатия после аттракции.

Факторы, влияющие на перцепцию в общении

Оценка личности в процессе общения не всегда точна. Неточности возникают из-за искажений или эффектов социальной перцепции. Под эффектами или факторами, влияющими на перцепцию в общении пониманию ошибки мышления, возникающие под влиянием опыта, неправильных ориентиров, шаблонов поведения. Чаще всего когнитивные искажения возникают:

  • под влиянием популярного мнения, бытующего в обществе, например, человек в костюме обязательно работает в офисе, взрослая девушка с бантиками инфантильна;
  • при невозможности и нежелании менять первое впечатление о человеке, даже если оно неправильное, например, встречают по одежке;
  • при приписывании человеку качеств, обусловленных социальной ролью, которую он выполняет в обществе, например, строгий учитель, нечистый на руку адвокат;
  • при наступлении разочарования от отсутствия у личности качеств, которые собеседником ей приписаны.

Искажение возникает в момент включения «автоматически» хорошего отношения к собеседнику на основании проявленной им симпатии к другой стороне, например, относишься ко мне хорошо, и я буду также.

Таким образом, на перцепцию в общении влияют уже заложенные в человеке установки и нормы.

Перцептивные барьеры в общении

Факторы, влияющие на перцепцию в общении, одновременно являются и барьерами, преодоление которых требует особых усилий. Основные препятствия на пути взаимопонимания — это:

  • отсутствие знаний о психотипах личности;
  • стереотипность мышления;
  • невнимательность к речи собеседника, неумение слушать;
  • неприятие чужой точки зрения, недопущение возможности ее наличия.

Достижение взаимопонимания возможно при познании человеком самого себя.

Методы изучения перцептивной стороны общения

Для улучшения стиля взаимодействия, его качества полезно пользоваться определенными методами изучения перцептивной стороны общения. К таким методам относят:

  • обсуждение проблемы в группе.Это улучшает перцептивное взаимодействие, позволяя рассматривать трудность с разных сторон, ориентируясь на различные мнения;
  • использование игровых методов, позволяющих уменьшить скованность и напряжение между незнакомыми собеседниками, применяется в больших коллективах;
  • медитацию, перед знакомством с которой приводят сознание в спокойное состояние.

Заявленные методы помогут развить навыки социальной перцепции, научиться лучшему пониманию и взаимодействию с людьми, оцениванию себя и других.

Практическое применение знаний о перцептивной стороне общения

Социальная перцепция применяется в различных сферах, но чаще всего в продажах. Например, менеджер, осуществляющий звонок клиенту, по голосу определяет его эмоциональный настрой. Если клиент разгневан, он должен вовремя завершить звонок, чтобы не потерять его лояльность.

Используют знания о перцептивной стороне общения в маркетинге и рекламе. Специалистами изучаются предпочтение и поведенческие привычки клиентов, на этой основе создаются эффективные рекламные компании, разрабатываются новые услуги и продукция. В крупных торговых сетях распыляют ароматизирующие воздух запах. Приятные ароматы улучшают настроение и вызывают у людей желание задержаться в магазине дольше обычного.

Широко применяется перцепция в юридической сфере, когда следователь рассказывает об эмоциях и мыслях, которых у него нет, для расположения к себе опрашиваемого. В образовательной среде формирование правильного образа преподавателя повышает уровень доверия к нему со стороны обучающихся. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!