Рады, что вам понравилась статья 😊
Человек общается с другими людьми ежедневно. Формы общения выбирает разные. Выбор вида общения не всегда зависит от собеседников. Процессы, свойственные мозгу, запускаются автоматически. Один из них — перцепция.
Перцепция — особый процесс восприятия человека человеком, позволяющий при общении, разговоре понимать и принимать качества личности друг друга. При перцепции происходит отображение в мозге человека повстречавшихся ему явлений и объектов. Процесс запускается на когнитивном уровне. Перцепция возникает исключительно во время взаимодействия — общения.
Психологи утверждают, что перцепция, как процесс, запускается независимо от человека. Контролировать его личность не может. Осуществляется восприятие собеседниками друг друга посредством:
Каждым из собеседников проводится объективная оценка личности другого человека. Качества оцениваемой личности могут не совпадать с качествами личности познающего субъекта, но при включении процессов перцептивного общения происходит принятие их и понимание. Субъекты общения разделяют взгляды и ценности, делают вывод об общности установок и ориентиров. Перцептивное общение становится первой вехой в возникновении близких межличностных контактов. Возникают симпатия, привязанность, дружба и любовь.
Перцептивная сторона общения означает способность человека «читать» других людей. Степень точности сделанного при «чтении» заключения влияет на эффективность коммуникации. Правильное «чтение» приводит к зарождению привязанностей, совершенные ошибки ведут к недопониманию и конфликтам.
Вместе с интерактивным и коммуникативным, перцептивный процесс общения составляет основу взаимодействия людей. Он считается углубленным видом общения, возникает при продолжительном разговоре. Если взаимодействие случайное, мимолетное, говорят об интерактивной или коммуникативной стороне общения. Понимания и принятия идей собеседника, его взглядов и мыслей не происходит.
Включение перцептивных процессов в общении предполагает одновременное использование трех компонентов социального взаимодействия:
Познание, принятие людьми друг друга происходит при правильном считывании всех трех компонентов. Если внешность человека, его речь, невербальные знаки не нравятся, по отношению к нему у собеседника возникают негативные эмоции. Приятная внешность, совпадение вкусов в одежде и косметике, жесты, воспринимающиеся доброжелательными — вызывают положительные эмоции. Возникновение положительных эмоций ведет к углублению взаимодействия. Со спровоцировавшим их человеком захочет продолжить беседу.
Психологическое восприятие базируется на органах чувств, но люди, лишенные способности видеть или слышать, не лишены возможности понимать и принимать других людей, симпатизировать им или испытывать негативные эмоции от общения. Это объясняется наличием у них способности к осязанию и обонянию. Зрительное и слуховое восприятие мира считается наиболее информативным, позволяет увидеть и услышать собеседника, лучше ориентироваться в пространстве. Но осязание и обоняние также важны. Важным считается и вкусовое восприятие мира. Если вкусы собеседников в отношении еды и напитков совпадают — это первый шаг к успешному взаимодействию.
Социальная перцепция — процесс понимания и оценивания окружающих человека объектов. К объектам оценивания психология относит других людей, общности и группы. Под влиянием перцепции в сознании формируются образы, носящие устойчивый характер. Функции социальной перцепции:
Благодаря перцептивной стороне общения у человека есть возможность правильно интерпретировать поведение других людей. Реальные мотивы скрыты от окружающих, при поверхностном взаимодействии их нелегко обнаружить. Перцепция решает эту задачу, позволяя в дальнейшем улучшить стиль общения с конкретными людьми, выстроить обоюдовыгодные отношения.
Физиологической основой перцепции являются зрение, которое помогает уловить мимику и жесты, слух, с помощью которого происходит распознавание тембра голоса, и которое позволяет понять настроение собеседника, обоняние, осязание и вкус.
Психологические основы перцепции базируются на существующих видах восприятия человеком чего-либо. Существует восприятие пространства, времени, движения, непреднамеренное и преднамеренное восприятие, неорганизованное и организованное. Также в психологии учитывают и свойства восприятия: избирательность, предметность, зависимость от субъективных характеристик, осмысленность, константность, целостность, стереотипность. В совокупности физиологические и психологические характеристики становятся основной для успешной перцепции.
Перцептивное взаимодействие предполагает переход от знакомства к более углубленным отношениям. Но для этого человек проходит через несколько этапов перцепции:
Этапы перцептивного общения не обязательно представлены в порядке от 1 до 6, иногда они меняются между собой. Рефлексия возникает после атрибуции, эмпатия после аттракции.
Оценка личности в процессе общения не всегда точна. Неточности возникают из-за искажений или эффектов социальной перцепции. Под эффектами или факторами, влияющими на перцепцию в общении пониманию ошибки мышления, возникающие под влиянием опыта, неправильных ориентиров, шаблонов поведения. Чаще всего когнитивные искажения возникают:
Искажение возникает в момент включения «автоматически» хорошего отношения к собеседнику на основании проявленной им симпатии к другой стороне, например, относишься ко мне хорошо, и я буду также.
Таким образом, на перцепцию в общении влияют уже заложенные в человеке установки и нормы.
Факторы, влияющие на перцепцию в общении, одновременно являются и барьерами, преодоление которых требует особых усилий. Основные препятствия на пути взаимопонимания — это:
Достижение взаимопонимания возможно при познании человеком самого себя.
Для улучшения стиля взаимодействия, его качества полезно пользоваться определенными методами изучения перцептивной стороны общения. К таким методам относят:
Заявленные методы помогут развить навыки социальной перцепции, научиться лучшему пониманию и взаимодействию с людьми, оцениванию себя и других.
Социальная перцепция применяется в различных сферах, но чаще всего в продажах. Например, менеджер, осуществляющий звонок клиенту, по голосу определяет его эмоциональный настрой. Если клиент разгневан, он должен вовремя завершить звонок, чтобы не потерять его лояльность.
Используют знания о перцептивной стороне общения в маркетинге и рекламе. Специалистами изучаются предпочтение и поведенческие привычки клиентов, на этой основе создаются эффективные рекламные компании, разрабатываются новые услуги и продукция. В крупных торговых сетях распыляют ароматизирующие воздух запах. Приятные ароматы улучшают настроение и вызывают у людей желание задержаться в магазине дольше обычного.
Широко применяется перцепция в юридической сфере, когда следователь рассказывает об эмоциях и мыслях, которых у него нет, для расположения к себе опрашиваемого. В образовательной среде формирование правильного образа преподавателя повышает уровень доверия к нему со стороны обучающихся.