31.07.2024
#доклад
#конференция
42

Самосознание: Динамичное восприятие физической сущности

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие самосознания
  2. Структура самосознания
  3. Самосознание по Налчаджяну
  4. Функции самосознания

Понятие самосознания

Самосознание личности – ногогранный феномен, охватывающий знания о себе и их оценку. Я-концепция, как совокупность знаний, формируется под влиянием различных факторов, включая опыт, ценности и социальное окружение.

Самооценка, являясь оценочным компонентом самосознания, напрямую влияет на поведение и самовосприятие человека. Завышенная самооценка может привести к рискованным решениям и игнорированию ошибок, заниженная – к неуверенности и избеганию новых возможностей.

Осознавая многогранность самосознания, важно стремиться к его развитию. Этого можно достичь через самоанализ, рефлексию, изучение своих сильных и слабых сторон, а также через получение обратной связи от окружающих. Развитое самосознание позволяет человеку лучше понимать себя, ставить реалистичные цели, принимать взвешенные решения и строить гармоничные отношения с близкими людьми.

Иными словами, самосознание – не статичное понятие, а динамичный процесс, где «Я» личности постоянно дополняется и корректируется под влиянием нового опыта.

В основе самосознания лежит восприятие себя, мыслей, чувств, желаний и потребностей. Осознание собственных особенностей, как сильных, так и слабых, позволяет человеку ориентироваться в мире, ставить цели и добиваться их.

В работе Сознание и его границы» (1989) С.Л. Рубинштейн глубоко анализирует феномен самосознания человека, уделяя особое внимание его становлению у детей. Он подчеркивает, что формирование самосознания – не просто отдельный этап развития сознания, а качественный скачок, подготовленный предшествующими достижениями: развитием речи, произвольных движений и обретением самостоятельности.

Развитие речи играет ключевую роль, становясь инструментом для осознания и вербализации собственных мыслей, чувств и переживаний. Произвольные движения же позволяют ребенку взаимодействовать с миром осознанно, исследуя его и позиционируя себя в нем. Нарастающая самостоятельность подталкивает к отделению себя от окружающих, осознанию уникальности и отдельности.

Существует точка зрения, что самосознание зарождается уже в раннем возрасте. Мнение подкрепляется исследованиями, демонстрирующими, что дети уже в 1-2 года могут узнавать себя в зеркале, отделять себя от других и обладают зачатками самооценки.

Ряд известных психологов, таких как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун, придерживаются другой позиции. Они полагают, что самосознание как сложное психологическое образование формируется лишь в подростковом возрасте.

В период происходит интенсивное развитие когнитивных функций:

  • Абстрактное мышление – позволяет решать проблемы, делать выводы и прогнозы, понимать причинно-следственные связи.
  • Анализ – помогает решать задачи, принимать обоснованные решения и понимать сложные концепции, активно развивается в младшем школьном возрасте и совершенствуется на протяжении всей жизни.
  • Саморефлексия – позволяет лучше понимать сильные и слабые стороны, а также цели и ценности.

В раннем детстве образ «Я» формируется через восприятие себя как части семьи и мира. Ребенок осознает себя как «Я», отличное от других, но тесно связанное с ними.С возрастом самосознание усложняется. Развитие когнитивных функций, накопление опыта и расширение кругозора приводят к тому, что образ наполняется новыми элементами: ценностями, убеждениями, интересами, талантами. Осознание своих сильных и слабых сторон, ошибок и достижений играет важную роль в процессе. Человек учится рефлексировать, анализировать свои поступки и мотивы, что позволяет ему формировать более глубокое и точное представление о личности. Важную роль в развитии самосознания играет взаимодействие с другими людьми. Мы видим себя отраженными в их глазах, оцениваем их реакцию на слова и поступки. Социальное сравнение, одобрение и критика – все это подталкивает к самоанализу, поиску собственного места в мире.

Самосознание проходит через ряд этапов, развиваясь вместе с человеком. Вначале ребенок не отделяет себя от окружающего мира, но постепенно, с помощью взрослых и собственного опыта, он приходит к осознанию себя как личности.

Сложное свойство психики интегрирует в себе множество других: восприятие себя, свои мысли, чувства, желания, особенности характера.Осознавая себя, человек учится соотносить личность с окружающими людьми, оценивать поступки. Самосознание – основа, на которой строится личность.

Таким образом, самосознание выступает фундаментом строительства личности. Чем развитее, тем более осознанно и гармонично человек подходит к развитию, взаимодействию с миром и поиску места в жизни.

Структура самосознания

В основе самосознания лежит самопознание, формирующееся самонаблюдением и самооценкой.

Самопознание – процесс познания психических, физических качеств, возможностей, ограничений.

Самооценка же является оценкой самого себя, собственных качеств, достоинств и недостатков.

В самооценке наиболее ярко проявляется временная динамика развития самосознания.

Влияние эмоционального опыта на самооценку.

Богатый спектр пережитых эмоций оставляет след в памяти, а также формирует «эмоциональный багаж», являющийся фундаментом самосознания, оказывая глубокое влияние на самооценку и преобразуя ее с течением лет. Самооценка, как дирижер, направляет и корректирует процесс саморегуляции. Устойчивость и динамика самооценки определяют, насколько эффективно справляемся с жизненными вызовами и адаптируемся к новым ситуациям.

Самосознание по Налчаджяну

А. А. Налчаджян, развивая идеи Д. Н. Узнадзе, предложил рассматривать самосознание как многоуровневую структуру, включающую в себя:

  • Уровень самоощущения: первичный уровень самосознания, человек осознает собственное физическое «Я», телесные ощущения и движения.
  • Уровень самовосприятия: на уровне человек осознает психические процессы, состояния, чувства, мысли и переживания.
  • Уровень самопознания: данный уровень характеризуется осознанием человеком личностных качеств, способностей, мотивов, целей и ценностей.
  • Уровень самоотношения: высший уровень самосознания, происходит формирование отношения человека к себе, оценка достоинств и недостатков.

Налчаджян подчеркивает, что уровни самосознания взаимосвязаны и динамично развиваются в процессе жизни человека.

Я-концепция не статична, а динамично меняется под влиянием различных факторов, включая ситуативные Я-образы. «Спутники» центрального «Я» представляют собой временные представления, возникающие в зависимости от контекста.

Взаимодействие Я-концепции и ситуативных Я-образов позволяет человеку гибко адаптироваться к меняющимся условиям, сохраняя чувство целостности и тождественности.

Таким образом, самосознание можно представить как сложную систему, где центральное «Я», Я-концепция и ситуативные Я-образы взаимодействуют друг с другом, обеспечивая человеку осознанное восприятие мира.

Функции самосознания

1. Регуляция поведения и деятельности. Самосознание выступает как внутренний компас, помогая нам ориентироваться в жизни. Осознавая особенности, ценности, цели и мотивы, можем регулировать поведение, принимать обдуманные решения и выстраивать эффективные стратегии достижения желаемого.

2. Развитие и самосовершенствование. Самосознание не является фиксированной характеристикой человека, это непрерывный процесс. Осознавая сильные и слабые стороны, получаем возможность целенаправленно работать над собой, развивая те качества, к которым стремимся, и преодолевая трудности, сдерживающие развитие.Анализируя мысли, чувства и поступки, формируем глубокое понимание ценностей, целей и мотивации, что позволяет делать осознанный выбор в жизни, двигаясь по пути самосовершенствования.

3. Поиск смысла жизни. Осознание себя как личности действительно побуждает людей искать ответы на самые глубокие вопросы бытия. Мы хотим понять, для чего нужно существование, какая цель в мире, для чего придуман мир. Это не праздные вопросы. Поиск ответов помогает ориентироваться в жизни, ставить цели и успешно достигать их.Поиск смысла жизни – индивидуальный путь. Не существует универсального ответа, который подошел бы всем. Человек должен найти собственный ответ, исходя из ценностей, убеждений, опыта и устремлений.

4. Согласование с внешним миром. Самосознание, как зеркало, отражает наше "Я" не только в вакууме, но и в контексте общества. Оно позволяет сопоставить наши ценности, цели и убеждения с общепринятыми нормами, культурными традициями и ожиданиями окружающих. С помощью него мы можем понять, насколько наши представления о себе и мире совпадают с тем, как нас видят другие. Осознание может привести к внутреннему конфликту, когда ценности расходятся с общепринятыми.

Таким образом, самосознание – основа личности, обеспечивающая гармоничное развитие человека и его эффективную жизнедеятельность.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!