13.11.2024
#Психология
42

Волевые качества личности в психологии

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие и сущность волевых качеств личности
  2. Психологическая природа силы воли
  3. Развитие волевой регуляции в онтогенезе
  4. Роль семьи в формировании волевых качеств
  5. Значение школьного обучения для волевого развития
  6. Подведем итоги
  7. Вопросы для самопроверки
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В этой статье мы подробно рассмотрим волевые качества личности с точки зрения современной психологии. Разберем их структуру, механизмы формирования и роль в жизни человека. Проанализируем, как развиваются волевые качества в разные периоды жизни и какие факторы влияют на этот процесс.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 40 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт по психологии и контент-менеджер.

Понятие и сущность волевых качеств личности

🤔 Определение

Волевые качества личности — это устойчивые психические образования, определяющие способность человека сознательно управлять своим поведением и преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.

Волевые качества формируются на протяжении всей жизни человека через преодоление трудностей и внутренних барьеров. В отличие от врожденных особенностей темперамента, они поддаются развитию и совершенствованию. Психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что становление волевой регуляции тесно связано с развитием высших психических функций и социализацией личности.

✏ Заметка

Исследования показывают, что люди с развитыми волевыми качествами достигают больших успехов в учебе и профессиональной деятельности, лучше справляются со стрессом и дольше сохраняют работоспособность.

В структуре характера волевые качества занимают особое место. Они определяют способность человека действовать вопреки сиюминутным желаниям ради достижения значимых целей. В. И. Селиванов в своих работах указывал на тесную связь волевых качеств с ценностными ориентациями и мотивационной сферой личности. Человек проявляет волевые усилия тогда, когда решаемая задача соответствует его глубинным устремлениям и идеалам.

Психологическая природа силы воли

Сила воли представляет собой интегральную характеристику личности, определяющую способность человека преодолевать препятствия различной сложности. Е. П. Ильин в своих исследованиях показал, что сила воли проявляется не только в способности заставить себя что-то сделать, но и в умении отказаться от привлекательных, но нежелательных действий.

🤔 Определение

Сила воли — это способность личности преодолевать внутренние и внешние препятствия посредством сознательной саморегуляции своего поведения.

В основе волевой регуляции лежат сложные психологические механизмы. Б. В. Зейгарник установила, что ключевую роль в этом процессе играет сознание. Человек должен ясно осознавать цель своих действий, понимать препятствия на пути к ней и находить способы их преодоления. При этом важна не только сама цель, но и внутреннее принятие необходимости ее достижения.

📖 Пример

Студент готовится к сложному экзамену. Он понимает важность хорошей подготовки для своего профессионального будущего. Несмотря на желание отдохнуть или развлечься, он сознательно выбирает занятия. В этой ситуации сила воли проявляется в способности действовать в соответствии с принятым решением, преодолевая внутреннее сопротивление.

Базальные (первичные) волевые качества

Базальные волевые качества составляют фундамент волевой сферы личности. Они начинают формироваться в раннем возрасте и служат основой для развития более сложных волевых характеристик. Рассмотрим каждое из этих качеств подробно.

Энергичность определяет способность человека быстро поднимать активность до необходимого уровня. Это качество особенно важно в ситуациях, требующих незамедлительных действий. С. Я. Рубинштейн отмечал, что энергичные люди способны мобилизовать свои ресурсы даже в состоянии утомления или при неблагоприятных внешних условиях.

Терпеливость проявляется в умении поддерживать интенсивность работы при возникновении внутренних препятствий. В. А. Бец в своих исследованиях показал, что терпеливые люди лучше справляются с монотонной деятельностью и дольше сохраняют работоспособность. Это качество особенно важно при выполнении длительных и сложных задач.

✏ Заметка

По данным исследований, терпеливость начинает активно развиваться у детей после 4 лет, когда формируются первые устойчивые желания и способность к их отсрочке.

Выдержка и самообладание позволяют человеку сдерживать нежелательные эмоциональные реакции и импульсивные действия. Эти качества особенно важны в стрессовых ситуациях, когда необходимо сохранять ясность мышления и контроль над своим поведением. Т. Рибо подчеркивал, что самообладание — это не подавление эмоций, а их разумное регулирование.

Смелость проявляется в способности действовать в ситуациях, связанных с риском или опасностью. Это качество основано на умении преодолевать страх и неуверенность. Важно отметить, что смелость не означает безрассудство. Смелый человек осознает опасность, но способен действовать вопреки своим опасениям, если этого требует ситуация.

Все базальные волевые качества тесно взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Например, для проявления смелости часто необходимы и энергичность, и выдержка. А терпеливость невозможна без определенного уровня самообладания.

Целеустремленность как системное волевое качество

Целеустремленность занимает особое место в структуре волевых качеств личности. Она определяет способность человека ставить значимые цели и последовательно их достигать. В отличие от простого упрямства, целеустремленность основана на глубоком понимании своих стремлений и готовности гибко адаптировать способы достижения цели.

🤔 Определение

Целеустремленность — это сознательная направленность личности на достижение значимых результатов, проявляющаяся в умении ставить цели и мобилизовать силы для их реализации.

В психологии выделяют два уровня целеустремленности. Стратегическая целеустремленность проявляется в способности руководствоваться долгосрочными жизненными принципами и идеалами. Человек с развитой стратегической целеустремленностью выстраивает свою деятельность в соответствии с глубинными ценностями и отдаленными перспективами. Тактическая целеустремленность выражается в умении достигать конкретных, близких целей, организовывать свои действия в повседневных ситуациях.

📖 Пример

Студент-медик мечтает стать квалифицированным хирургом. Это его стратегическая цель, основанная на желании помогать людям. Для ее достижения он ставит тактические цели: успешно сдать экзамены, освоить необходимые навыки, пройти дополнительные курсы. При этом он может корректировать конкретные шаги, но не отказывается от главной цели.

Настойчивость и принципиальность в структуре воли

Настойчивость и принципиальность тесно связаны между собой и определяют способность человека последовательно двигаться к намеченной цели, несмотря на возникающие препятствия. В работах В. И. Селиванова подчеркивается, что эти качества формируются в процессе преодоления трудностей и тесно связаны с системой моральных ценностей личности.

✏ Заметка

Исследования показывают, что дети, проявляющие настойчивость в дошкольном возрасте, демонстрируют более высокие академические достижения в школе и лучшую социальную адаптацию.

Настойчивость проявляется в умении длительно добиваться цели, несмотря на неудачи и препятствия. Важно отличать настойчивость от упрямства. Настойчивый человек способен корректировать свои действия с учетом обстоятельств, в то время как упрямец слепо следует выбранному пути, даже если он явно ведет к неудаче. Это различие особенно ярко проявляется в ситуациях, требующих гибкости и адаптации к изменяющимся условиям.

Принципиальность выражается в способности действовать в соответствии со своими моральными принципами и убеждениями. Это качество особенно важно в ситуациях морального выбора, когда человек сталкивается с искушением пойти против своих принципов ради сиюминутной выгоды. Принципиальные люди способны отстаивать свои убеждения даже под давлением окружающих.

Решительность и самостоятельность личности

В современной психологии решительность и самостоятельность рассматриваются как взаимодополняющие волевые качества, определяющие способность человека действовать независимо и эффективно.

Структура решительности:

  • способность быстро оценивать ситуацию;
  • умение принимать обоснованные решения в условиях неопределенности;
  • готовность нести ответственность за последствия своих решений;
  • способность действовать в стрессовых ситуациях.

🤔 Определение

Решительность — это волевое качество, позволяющее человеку принимать своевременные, обоснованные решения в сложных ситуациях и реализовывать их без излишних колебаний.

Важно различать решительность и импульсивность. Решительный человек принимает решения на основе тщательного анализа ситуации, в то время как импульсивный действует под влиянием момента, не обдумывая последствий.

Компоненты самостоятельности:

  • независимость в принятии решений;
  • способность опираться на собственный опыт и знания;
  • умение критически оценивать советы и рекомендации других;
  • готовность брать на себя ответственность за свои действия.

📖 Пример развития самостоятельности

В научной работе молодой исследователь сначала следует указаниям научного руководителя. Постепенно он начинает выдвигать собственные гипотезы, планировать эксперименты и формулировать независимые выводы. Этот процесс отражает развитие подлинной самостоятельности в профессиональной деятельности.

Развитие волевой регуляции в онтогенезе

Формирование волевой сферы происходит на протяжении всего развития личности. Этот процесс имеет определенные закономерности и этапы.

Основные этапы развития воли:

1. Ранний возраст (1–3 года):

  • появление первых признаков произвольного поведения;
  • формирование простейших волевых действий;
  • развитие способности к отсрочке удовлетворения потребностей.

2. Дошкольный возраст (3–7 лет):

  • становление произвольной регуляции поведения;
  • развитие способности к целеполаганию;
  • формирование базовых волевых качеств.

3. Младший школьный возраст (7–11 лет):

  • совершенствование произвольной регуляции;
  • развитие способности к длительным волевым усилиям;
  • формирование учебной целеустремленности.

✏ Заметка

Исследования Л. С. Выготского показали, что ключевую роль в развитии воли играет речь. Именно речь позволяет ребенку планировать свои действия и регулировать свое поведение.

Особое значение в развитии волевой сферы имеет игровая деятельность. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам, удерживать цель деятельности и преодолевать препятствия. Через игру формируются такие важные качества как терпеливость, настойчивость и самоконтроль.

Роль семьи в формировании волевых качеств

Семья создает первичную среду для развития волевых качеств личности. Родительское воспитание закладывает фундамент произвольной регуляции поведения и формирует базовые механизмы волевой активности.

Основные факторы семейного воспитания в развитии воли:

1. Родительский пример:

  • демонстрация волевого поведения;
  • последовательность в действиях;
  • способность доводить начатое до конца.

2. Система требований и ограничений:

  • четкие правила и границы;
  • разумные запреты;
  • контроль за выполнением обязанностей.

3. Поддержка самостоятельности:

  • предоставление права выбора;
  • поощрение инициативы;
  • уважение к решениям ребенка.

Типичные ошибки в воспитании волевых качеств:

  • чрезмерная опека и ограничение самостоятельности;
  • непоследовательность в требованиях;
  • подавление инициативы ребенка;
  • отсутствие четких правил и границ.

📖 Пример

Родители дают ребенку посильные домашние обязанности. Сначала помогают их выполнять, постепенно уменьшая помощь. Поощряют завершение начатого дела, даже если результат не идеален. Так формируется ответственность и способность преодолевать трудности.

Значение школьного обучения для волевого развития

Школьное обучение создает особые условия для развития волевой сферы. Учебная деятельность требует от ребенка систематических усилий, умения подчинять свое поведение правилам и способности к длительной концентрации внимания.

Факторы школьного обучения, влияющие на развитие воли:

1. Учебные требования:

  • необходимость выполнять домашние задания;
  • соблюдение дисциплины;
  • следование расписанию.

2. Роль учителя:

  • личный пример организованности;
  • поддержка усилий учеников;
  • справедливая оценка достижений.

3. Влияние коллектива:

  • взаимная поддержка;
  • соревновательный момент;
  • общие цели и задачи.

Успешный опыт преодоления трудностей укрепляет веру в свои силы и стимулирует развитие волевых качеств. При этом важно, чтобы неудачи не демотивировали ребенка, а воспринимались как возможность для роста и совершенствования.

✏ Заметка

Исследования показывают, что дети, получающие поддержку в преодолении учебных трудностей, демонстрируют более высокий уровень развития волевых качеств и лучшую академическую успеваемость.

Подведем итоги

Волевые качества составляют важнейший компонент личности, определяющий способность человека к саморегуляции и достижению поставленных целей. Проведенный анализ позволяет выделить ключевые положения о природе и развитии волевых качеств.

В структуре волевой сферы выделяются базальные и системные качества. К базальным относятся энергичность, терпеливость, выдержка и смелость — они составляют фундамент волевой регуляции. Системные качества — целеустремленность, настойчивость, принципиальность, решительность и самостоятельность — определяют способность личности к сложной произвольной регуляции поведения.

Развитие волевых качеств происходит на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно — в детском и подростковом возрасте. Этот процесс требует создания специальных условий в семье и образовательной среде:

  • последовательного усложнения задач;
  • поддержки самостоятельности;
  • разумного соотношения требований и помощи;
  • создания ситуаций преодоления трудностей.

✏ Заметка

Современные исследования подтверждают, что уровень развития волевых качеств в значительной степени определяет успешность человека в профессиональной деятельности и личной жизни.

Вопросы для самопроверки

Для лучшего усвоения материала предлагаем ответить на следующие вопросы:

  1. В чем заключается сущность волевых качеств личности? Как они связаны с другими психологическими характеристиками человека?
  2. Какие базальные волевые качества вы знаете? Приведите примеры их проявления в повседневной жизни.
  3. Как проявляется целеустремленность? В чем различие между стратегической и тактической целеустремленностью?
  4. Какова роль семьи в формировании волевых качеств? Назовите основные факторы семейного воспитания, влияющие на развитие воли.
  5. Как школьное обучение способствует развитию волевой сферы личности? Приведите конкретные примеры.
  6. Какие этапы проходит развитие волевой регуляции в онтогенезе? Назовите ключевые новообразования каждого этапа.
  7. В чем различие между настойчивостью и упрямством? Как развить конструктивную настойчивость?
  8. Как проявляются решительность и самостоятельность в поведении человека? Приведите примеры ситуаций, требующих этих качеств.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту